На пути Северной Македонии в ЕС возникли новые препятствия. На этот раз неприятности пришли со стороны северного соседа — Болгарии, которая угрожает заблокировать начало переговоров о присоединении, если не удастся урегулировать спорные исторические вопросы болгарско-македонских взаимоотношений.
Северной Македонии категорически не везет в области исторической политики, из-за которой у нее постоянно возникают конфликты с соседями. Долгое время эта бывшая югославская республика страдала из-за нежелания Греции признавать ее право называться Македонией. С точки зрения греков, Македония может быть только греческой и соседнее государство должно называться как-то по-другому. Неурегулированный спор о названии долгое время оставался для Скопье препятствием на пути в евроатлантические структуры. В результате македонским властям пришлось пойти на непростое и непопулярное решение и переименовать страну в Северную Македонию.
В качестве «пряника» страна получила членство в НАТО, однако привилегия эта весьма сомнительная и затратная для небольшого и небогатого балканского государства. А вот с членством в ЕС у Скопье возникли новые неприятности.
Переговоры о присоединении к ЕС для Северной Македонии и Албании должны были открыться еще осенью прошлого года, однако тогда решение было заблокировано Францией, Нидерландами и Данией. Формальным поводом для этого послужили сомнения в готовности балканских стран присоединиться к ЕС и их соответствии европейским нормам и стандартам.
Однако в реальности за этим стоит нежелание богатых стран ЕС расширять союз за счет бедных стран Восточной и Южной Европы, присоединение которых станет дополнительной нагрузкой на европейский бюджет. В условиях, когда ЕС покинул второй по объемам финансовых взносов донор — Великобритания, вопрос распределения бюджетных средств приобретает особую остроту и богатые западноевропейские государства понимают, что именно на них ляжет основная нагрузка по поддержанию экономик менее состоятельных членов ЕС.
Дальнейшее расширение ЕС все больше превращает объединение в союз бедных, поддержание которых будет требовать все больших средств из скудеющего европейского бюджета.
С другой стороны, членство в ЕС балканским государствам было обещано уже давно, а после брексита важно продемонстрировать, что европейская идея не утратила своей привлекательности и в ЕС по-прежнему стремятся новые государства. Поэтому пусть и с проволочками, но переговоры о вступлении в ЕС Албании и Северной Македонии должны начаться.
Однако новая неприятность постигла Скопье из-за позиции Болгарии, причем камнем преткновения снова оказались вопросы истории и идентичности. В Софии считают Северную Македонию исторической частью Болгарии и требуют от Скопье официального признания этого факта. По мнению болгарской стороны, Северная Македония была искусственно отделена от Болгарии, а ее жителям была навязана особая национальная идентичность властями коммунистической Югославии.
Действительно, территория Северной Македонии некоторое время входила в состав Болгарии после ее освобождения от Османской империи, однако затем Македония вновь попала под власть осман, а затем оказалась в составе Югославии. Исторически македонские земли были яблоком раздора между Сербией и Болгарией. Македонские диалекты в Болгарии рассматриваются как разновидность болгарского языка, а отдельный македонский язык, грамматика которого была издана в 1945 году, в Софии не признают. При этом именно Болгария стала первой страной, признавшей независимость Македонии от Югославии.
Позиция Болгарии может вновь затянуть процедуру начала переговоров о вступлении в ЕС Северной Македонии, что играет на руку тем европейским силам, которые не заинтересованы в расширении ЕС за счет балканских государств. В то же время сам прецедент болгарско-македонских споров для Брюсселя весьма опасен, ведь подобных тлеющих конфликтов и фантомных территориальных притязаний в Европе предостаточно.