О репертуарной политике театра рассказал первый заместитель генерального директора по творческим вопросам Владимир Рылатко.
Первый заместитель генерального директора Большого театра Владимир Петрович Рылатко
— У нас очень много премьерных спектаклей. Некоторые из них — как, например, балет «Пер Гюнт» или опера «Фауст», — когда-то шли на нашей сцене, но это было так давно, что для молодых зрителей это будет абсолютная новость.
«Пер Гюнт» на музыку Эдварда Грига — первый балет, который я смотрела в раннем детстве. Он шел на сцене Большого с 1966 по 1978 год в постановке дирижера Татьяны Коломийцевой, балетмейстера Отара Дадишкилиани и художника Евгения Чемодурова.
Нынче над «Пер Гюнтом» работает молодой хореограф Сергей Микель — постановщик нашумевших балетов «Вишнёвый сад» и «Титаник» в Музыкальном театре. Сценографию придумала Любовь Сидельникова.
Хореограф Сергей Микель излагает свою концепцию «Пера Гюнта»
Но главное в балете — это музыка. Свою музыкально-драматическую версию «Пера Гюнта» народный артист Беларуси Александр Анисимов представил в Белорусской филармонии еще в марте 2018 года. Похоже, именно она ляжет в основу постановки. А значит, публика услышит множество совершенно новых для себя музыкальных фрагментов.
Премьеру обещают ближе к лету.
Оксана Волкова и художник Этель Иошпа знакомят худсовет с режиссерской экспликацией «Фатума»
Еще одно подзабытое название — «Фауст» Шарля Гуно, который радовал минчан на протяжении почти всего XX столетия. Это первая опера, переведенная на белорусский язык. Ею открылась в 1928 году оперная студия Минского музыкального техникума, из которой вырос впоследствии Большой театр. Позже были еще две постановки — уже на большой сцене. Я помню только спектакль дирижера Иосифа Абрамиса и режиссера Семена Штейна, который был поставлен в 1972 году и прожил на сцене Большого двадцать лет. Его потеря особенно досадна, ведь это был последний спектакль с хореографией легендарного Семена Дречина.
— У европейцев три произведения на тему Фауста: «Фауст» Гуно, «Мефистофель» Бойто и «Осуждение Фауста» Берлиоза, — горько шутил покойный режиссер Андрейс Жагарс. — Всегда считалось, что Берлиоз — это слабо и скучно, Бойто так себе, и только «Фауст» Гуно действительно нравится публике. Сейчас все вдруг ставят Берлиоза.
Анна Моторная представляет свою концепцию «Фауста»
У нас, к счастью, вновь ставят Гуно. Режиссер Анна Моторная уже представила свою концепцию худсовету Большого театра. В творческом багаже постановщика уже есть два оперных спектакля на сцене Музыкального театра — «Колокольчик, или Брачная ночь аптекаря» Гаэтано Доницетти и «Паяцы» Руджеро Леонкавалло. Теперь настал черед попробовать свои силы в Большом.
Главная интрига этой постановки — будет ли Валентин Елизарьев ставить балет «Вальпургиева ночь», который составной частью входит в оперу «Фауст». Если да, это будет его первая абсолютно новая постановка после возвращения в театр.
Заседание худсовета
По замыслу руководства, премьера «Фауста» откроет 88-й сезон Большого театра Беларуси.
Из всех «взрослых» премьер нового сезона только «Фатум» («Вилли») Джакомо Пуччини в постановке заслуженной артистки Беларуси Оксаны Волковой не будет «хорошо забытым старым».
Но есть еще детские премьеры. По большому счету, детский репертуар — это и «Щелкунчик», и «Лебединое озеро», и «Спящая красавица», и «Маленький принц», и даже «Волшебная флейта», если бы спектакль был хотя бы вполовину таким же ярким и красочным, как предыдущая постановка Маргариты Изворской-Елизарьевой.
Генеральный директор Александр Петрович и художественный руководитель Валентин Елизарьев обсуждают представленный проект
— Детским спектаклям в этом году уделено определенное внимание, — рассказывает Владимир Рылатко. — Это и немецкий спектакль Габриэлы Бруни «Пиноккьо», это и «Кошкин дом» — знакомая тема!
Символично, что первым спектаклем нового 2020 года стал балет Светланы Кибировой «Три поросенка».
И, конечно же, традиционные проекты Большого театра Беларуси.
— Буквально через несколько дней будет бал. 1 февраля — юбилейный концерт Марии Гулегиной. В начале марта — открытие фестиваля «Спиваков приглашает». Мы за честь для себя воспринимаем возможность работать с великим маэстро. Потом «Балетное лето». Как всегда, к нам приедут гостевые театры. Будет много гостей. В Несвиж в этом году мы повезем концертную версию «Набукко» и маленькие оперы. Обязательная часть несвижского фестиваля — «праздник Скоробогатова» в Фарном костеле. Здесь обязательно прозвучат новинки белорусской музыки. Ну, естественно, Рождественский форум — подготовка к нему уже началась, потому что такое крупное мероприятие требует много сил, — раскрывает все тайны Владимир Рылатко.
Напоследок спрашиваю, сохранятся ли в репертуаре спектакли Михаила Панджавидзе.
— Конечно! Их никто не трогал. Они самые лучшие! Тут ничего не сделаешь. Его можно ругать, говорить что угодно, но спектакли он поставил самые яркие, какие у нас есть. Я не говорю о последних: «Паяцы», «Сельская честь» — это он делал между делом, а «Дон Паскуале» собирал из того, что есть. Но такие спектакли, как «Царская невеста», «Аида», «Турандот» — я думаю, что за время нашего существования в оперном театре это один из самых сильных спектаклей по режиссерскому замыслу, по масштабу. У нас таких еще не было! А все хорошее мы храним.
Фото предоставлены Большим театром Беларуси