Кузбасско-белорусское сотрудничество связано прежде всего с угольной отраслью — добрая половина парка карьерных самосвалов марки «БелАЗ» сегодня работает здесь. Предприятия одной из самых крупных в стране угольных компаний по добыче угля открытым способом используют только белорусские большегрузы. Дмитрию Крутому и его коллегам удалось понаблюдать их в действии на старейшем в Кузбассе и стране разрезе Краснобродском. Всего здесь насчитывается более ста машин грузоподъемностью от 55 до 220 тонн.
На разрезе Краснобродском Дмитрию Крутому показали белорусские большегрузы в действии.
В прошлом году именно на Краснобродском начались промышленные испытания новой модели 220‑тонного «БелАЗа» с дизельным двигателем российского производства. И вот теперь под «аккомпанемент» мощного мотора представители Торгового дома «БелАЗ» обсудили с угольщиками логистику поставок и возможности расширения номенклатуры закупаемых в Беларуси машин. Для их обслуживания и ремонта в 2020 году в Кузбассе построили специализированный центр техподдержки. Здесь тоже побывала делегация из Минска.
— Это будет первый в России мультибрендовый центр техники, выпускаемой в Беларуси. Сможем осуществлять сервисную поддержку и обслуживание, а также продавать предприятиям Сибири не только самосвалы, но и тракторы, комбайны, все навесное оборудование, шины и двигатели, — уточнил губернатор Кузбасса Сергей Цивилев.
Товарооборот между компаниями Беларуси и угледобывающими предприятиями Кузбасса, как отметил посол, достиг исторического максимума в 600 млн долларов. Что касается других отраслей, то аграриям уже продали несколько комбайнов от «Гомсельмаша», и есть возможность обновлять на базе будущего мультибрендового центра сотни тракторов МТЗ.
А еще в ближайшей перспективе Кузбасс будет закупать технику МАЗ — как грузовую, так и пассажирскую. В частности, автобусы для городских и междугородних перевозок. Ну а бороться со снежными завалами на дорогах коммунальщикам Кузбасса этой зимой помогают новые надежные колесные тракторы «Беларус» с полным комплектом навесного оборудования. Десять муниципалитетов получили их перед Новым годом — в рамках договора о сотрудничестве Кемеровской области и Беларуси. В свою очередь, Кузбасс поставляет в Беларусь уголь, алюминий, медные, стальные и другие изделия.
— Перед нами стоит задача диверсифицироваться и расширять спектр товаров. Обсудили с губернатором региона перечень строительных проектов, в которых возможно участие. Это социальные и промышленные объекты сельского хозяйства. У Кузбасса амбициозная программа по его развитию, уже сейчас прирост — на 10—15 процентов ежегодно, — отметил Дмитрий Крутой. — Поставлена цель наладить глубокую переработку молока. И моя задача — найти выгодные решения от белорусских производителей.
Речь идет о пяти животноводческих комплексах на 2,4 тысячи голов и еще двух — на семь тысяч голов (первый проектируют), а также молокоперерабатывающем заводе. К слову, в Кузбассе сейчас производят мороженое, которое пользуется высоким спросом на внешнем рынке и может поставляться в Беларусь. Переговоры ведутся. А в Кузбассе давно оценили по достоинству сыры, сливочное масло, мясо-колбасную продукцию и другие белорусские товары. Малый и средний бизнес наладил торговые связи. Теперь дело за их расширением.
Кроме того, Кемеровская область и Беларусь регулярно обмениваются опытом внедрения научных разработок. В прошлом году в Республиканском центре трансфера технологий открылось представительство научно-образовательного центра «Кузбасс». Это дополнительные возможности для поиска научных партнеров и грантовой поддержки совместных проектов.
Кузбасский государственный технический университет, который также посетили гости, реализует научные и образовательные программы с двумя белорусскими университетами и Национальной академией наук. Могут сибиряки участвовать и в ярмарках инноваций, проводимых Белорусским институтом системного анализа и информационного обеспечения научно-технической сферы.
Сотрудничество с ведущими вузами России — неотъемлемая часть стратегии развития компании «БелАЗ». В КузГТУ благодаря этому созданы Парк горной техники и современные лаборатории. Одна из них — с динамическим тренажером в виде кабины самосвала. Будущие инженеры-автомеханики получают первые навыки управления карьерной техникой, а потом закрепляют их в условиях реального производства. В вузе надеются, что студенты вновь будут ездить на практику и стажировки в Беларусь. И еще не раз примут участие в традиционном Международном чемпионате BELAZ-Challenge в Жодино.
В этом году в вузе оборудуют учебную аудиторию VR-технологий, и уже стартовал курс лекций от белорусских специалистов по устройству, эксплуатации и техническому обслуживанию машин. Будущих горных инженеров познакомили с серийными моделями карьерных самосвалов и инновационными разработками завода. Там, кстати, накоплен колоссальный опыт развития промышленного туризма. Своим опытом белорусские машиностроители щедро делились на первом Международном форуме «Промприем», который прошел в Кузбассе осенью 2023 года. Но и сибиряки тоже в долгу не остались. Угольщики, например, рассказали об экскурсионном маршруте на Кедровский разрез, где теперь на смотровой площадке установлен 220‑тонный «БелАЗ». Специально для туристов. Количество желающих взбежать по трапу и посидеть за рулем зашкаливает. Турпоток растет.
Кузбасс может быть интересен гостям из Беларуси и как объект событийного, этнографического и, конечно же, горнолыжного туризма. А еще неплохо было бы связать Минск и Кемерово прямым авиарейсом. Возможности этого тоже подробно обсудили с белорусским послом.
Юлия Потапова
potapova@kmrv.rg.ru
В Кузбассе побывал посол Беларуси в России Дмитрий Крутой
В разрезе будущего
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.