Депутат: лицензирование выступит действенной и очень эффективной формой контроля со стороны государства

В равных условиях

Новость сентября взбудоражила многих родителей: ученик одной из минских частных школ выстрелил из игрушечного пистолета резиновым шариком в девочку и повредил ей глаз. Директор учреждения пыталась скрыть инцидент. Президент, узнав об этом случае, на встрече с Госсекретарем Совета Безопасности Александром Вольфовичем поручил разобраться: «Немедленно ввести лицензирование со вчерашнего дня. Народное образование, школы, вузы — это не та сфера, где мы шутить должны». Законопроект «О лицензировании» был внесен в Палату представителей около года назад. Депутаты уже приняли его во втором чтении. Теперь его рассмотрит Совет Республики, после чего — Глава государства. «Р» узнала, чем лицензирование будет отличаться от аккредитации, а также кто станет его проходить.

Сфера общего среднего образования требует повышенного внимания и контроля со стороны государства.

— Дело в том, что Департамент контроля качества образования Министерства образования, проводя аккредитацию частных учреждений, неоднократно отмечал нарушения в частных школах. Разного рода. Например, одно из таких заведений арендовало помещения в торговом центре, подняться туда можно было только на лифте. Запасные выходы отсутствовали. Были выявлены и более серьезные нарушения пожарной безопасности. В отдельных учреждениях у педагогических работников образование не соответствовало преподаваемому предмету,
 — рассказала заместитель председателя Комиссии по образованию, культуре и науке Палаты представителей Национального собрания Лилия Кирьяк. — Сфера дошкольного и общего среднего образования требует повышенного внимания и контроля со стороны государства, так как вопрос связан с формированием здоровой, идеологически устойчивой и разносторонней личности, а созданные в учреждении образования условия оказывают значительное влияние на здоровье, безопасность детей. Немаловажным является и создание воспитывающей среды. Поэтому вопрос лицензирования деятельности как государственных, так и частных учреждений возник не вдруг, давно прорабатывался Министерством образования и нашей Постоянной комиссией.

К слову, аккредитация касается соответствия содержания и качества образования требованиям образовательных стандартов, и последствия неаккредитации не влекут за собой прекращения деятельности заведений. Лицензирование — несколько иная процедура.

— По нашему мнению, лицензирование выступит действенной и очень эффективной формой контроля со стороны государства. В первую очередь для обеспечения безопасности детей, которые обучаются. Лицензирование потребует максимально мобилизовать все усилия учреждений образования на создание надлежащих условий для качественного образования и безопасности нахождения детей и взрослых. Конечно, требования к получению лицензии будут учитывать соответствие пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим условиям и другие аспекты, — перечислила депутат. — Имел место факт, когда частная школа не была аккредитована, но в то же время выдала документ об образовании. Это самый настоящий обман родителей. Ответственные руководители предупреждали мам и пап, что заведение не прошло аккредитацию, поэтому по закону итоговый документ об образовании не может быть выдан.

Лилия Кирьяк отметила, что лицензирование позволит оперативно и точно учитывать все учреждения, реализующие образовательные программы. Поскольку из большого количества зарегистрированных по заявительному принципу таких частных учреждений на аккредитацию подают документы не более двух десятков школ.

— Лицензирование позволит четко понимать, сколько таких учреждений, насколько они соответствуют условиям, — считает Лилия Вацлавовна. — Хотела бы также успокоить родителей: если частное учреждение образования, к которому возникли вопросы, выполнит все требования, оно будет открыто. Все заведения, соответствующие законодательству, где обеспечены необходимые условия, будут работать.

Кстати, лицензированию станут подлежать как частные учреждения образования, так и государственные.

— Потому что все в равных условиях. Этот принцип справедливости у нас соблюдается, — резюмировала Лилия Кирьяк.

Вместе с тем уже около двух тысяч детей, которые учились в частных школах, переведены в государственные. В Министерстве образования сообщили, что в ближайшее время эта работа завершится.

В ведомстве также добавили, что в Минске и столичной области работают горячие линии по вопросам перевода детей из частных школ в государственные.

statkevich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter