«Отключки» для тахографов и чужие карточки водителя: посмотрели, какие ухищрения шоферов выявляет Транспортная инспекция

В поисках утраченных километров

Аварии с участием большегрузных автомобилей обычно влекут серьезные последствия: гибель и увечья людей, повреждения дорогостоящих авто и грузов, дорожные заторы. Нередко к таким ДТП приводит несоблюдение режима труда и отдыха — скорость реакции утомленного водителя замедляется, он теряет внимательность, а то и вовсе засыпает за рулем. Проверки Транспортной инспекции показывают, что количество подобных нарушений увеличилось: если за 2020 год их было около 900, то с начала текущего года выявлено уже более 1300 нарушений. Сотрудники инспекции вынуждены ужесточить контроль за соблюдением перевозчиками режима труда и отдыха. Корреспондент «Р» приняла участие в одном из мероприятий.

За сутки через пост весогабаритного контроля «Федьковичи» проходит не менее 1000 фур. 

Движение под контролем

Пост весогабаритного контроля «Федьковичи» находится возле Бреста, на 36-м километре трассы М-1. За сутки здесь проходит не менее 1000 фур. Каждая из них перед постом обязана перестроиться в крайнюю правую полосу движения и проехать через вмонтированное в дорожное полотно устройство предварительного взвешивания. Это позволяет оперативно выделить из общего потока грузовиков те, которые потенциально могут превышать установленные весовые параметры. Кроме того, инспекторы имеют право выборочно ознакомиться с документами водителя и проверить, соблюдает ли он режим труда и отдыха. 

— В машинах, осуществляющих международные перевозки пассажиров или грузов, для этого установлены тахографы,
— рассказывает Юрий Костюк, заместитель начальника Брестского филиала Транспортной инспекции. — Бортовое устройство находится в кабине, от него идет шлейф проводов к датчику на коробке передач. Он автоматически фиксирует движение машины. Если же автомобиль стоит, например, на ремонте, оформлении груза —водитель обязан сам ввести эту информацию, подтверждая, что он работает. 

Водитель может управлять машиной не более девяти часов в течение рабочей смены, а два раза в неделю увеличивать это время до десяти часов. После 4,5 часа управления необходимо сделать перерыв на 45 минут. Впрочем, здесь возможны варианты: проехать час и 15 минут отдохнуть, после чего проехать еще 3,5 часа и сделать перерыв на полчаса. Увеличить время отдыха можно, уменьшить — ни в коем случае. Есть и требования к непрерывному еженедельному отдыху — 45 часов в неделю. При необходимости его можно сократить до 24, однако впоследствии это время должно компенсироваться. Но зачастую владельцы транспортных фирм и сами водители, стремясь совершить больше рейсов и соответственно больше заработать, идут на всяческие ухищрения: пользуются чужими карточками водителя, заставляя тахограф думать, что за руль сел отдохнувший человек, ставят на контрольное устройство «отключки», искажающие или уничтожающие данные о движении. Между тем это опасно для жизни и здоровья. В прошлом году транспортная инспекция провела 135 проверок по фактам ДТП, в 42 случаях выявлено нарушение режима труда и отдыха. В первом квартале текущего года таких проверок было 19, нарушения нашлись в семи случаях. 

У транспортной инспекции достаточно средств, чтобы отследить движение машины. 

— Электронная карточка водителя визуально напоминает банковскую и содержит информацию о нем, — продолжает Юрий Константинович. — Усевшись за руль, водитель должен вставить ее в электронный тахограф. Устройство распознает данные и запоминает их. Запись движения автоматически фиксируется и на карточку, и в память прибора. На карточке эта информация хранится не менее 28 дней, в памяти тахографа — не менее 365 дней. Рисковые водители, закончив свой период управления, чтобы не зафиксировалось нарушение режима труда и отдыха, вставляют карточку другого человека, но продолжают вести машину сами — понятно, что утомленные. Тахограф таким образом обмануть можно, а вот собственный организм — нет. 

За прошлый год в Брестской области изъято 57 карточек водителя, которыми пользовались другие люди, а в текущем — уже 58. 

Тахограф видит все

За нарушение водителем режима труда и отдыха при выполнении автомобильной перевозки предусмотрена административная ответственность — штраф от пяти до 25 базовых величин. Выполнение международной автомобильной перевозки без тахографа, без использования регистрационных листков (тахограмм) или карточки водителя, либо с использованием чужой карточки, либо с применением устройства, которое может привести к искажению или утрате данных о режиме труда и отдыха человека, наказывается штрафом в размере от 30 до 50 базовых величин. Использование устройств, которые могут искажать или убирать данные с тахографа, влечет штраф в размере от пяти до десяти базовых величин. Впрочем, есть проступки, когда можно обойтись и предупреждением. Такая участь постигла дальнобойщика, который порожняком едет из России в Польшу. Отправляясь в рейс, он не отметил точку выезда и сейчас виновато мается в помещении контрольного пункта. 

— В начале и в конце смены водитель должен ввести в контрольное устройство обозначение страны, в которой начинает рабочую смену и соответственно заканчивает, — разъясняет сложившуюся ситуацию Роман Ермоленков, ведущий специалист управления весогабаритного контроля. — Отметка не сделана — довольно распространенное нарушение. Между тем это один из способов сокрытия нарушения режима труда и отдыха. Можно ведь сделать отметку в Беларуси, выбросив таким образом несколько часов дороги по России. 

Инспекторы проверяют наличие международной страховки, водительское удостоверение, сопроводительные документы на груз.

Большегрузы сплошным потоком тянутся через весовую. Стоит остановить кого-то для проверки документов — через считаные минуты позади скапливается очередь. Поэтому интересующие их машины инспекторы отправляют на специальную стоянку.

— Проверяем наличие международной страховки, или так называемой зеленой карты, водительское удостоверение, сопроводительные документы на груз, — комментируют они свои действия. 

Опытных инспекторов настораживает даже характер груза. Так, скоропортящиеся товары, живые цветы, животных водители стремятся доставить поскорее, допуская при этом нарушения режима труда и отдыха. Известны и фирмы, работники которых могут пренебрегать правилами с одобрения руководства. 

Павел перевозит из Рогачевского района в Германию пиломатериалы. Груз еще не оформлен на таможне. На этой стадии, до выезда в западные страны, тоже случаются манипуляции с контрольным устройством или поездки по чужой карточке водителя. 

Запись движения автоматически фиксируется и на карточку водителя, и в память тахографа, считывается при помощи программного обеспечения.

Данные с тахографа в его машине считывают с помощью карточки контролера. Делается также распечатка скорости. Выглядит это как кардиограмма, только на кассовом чеке. Получается, что наш тягач загрузился вчера, сегодня проехал 1 час 26 минут, а до этого водитель 5 часов 30 минут отдыхал. Тут контролеры обнаруживают нестыковки: машина должна была проехать не менее 1140 километров, а общий итог получается около 880. Такое несовпадение наводит на мысль о манипуляциях с устройством, однако водитель категорически их отрицает. Что ж, у транспортной инспекции достаточно средств, чтобы выяснить истину: кроме показаний датчика на коробке передач автомобиля и спидо­метра, берутся данные о месте и времени загрузки. Сведения о километраже предоставит специальная программа, можно взять данные о движении машины с других пунктов автоматического взвешивания, попадавшихся на ее пути. Проверяющие сопоставляют, считают — все равно не хватает более 200 километров! Водитель уже начинает нервничать, но ситуация разрешается благополучно: по неопытности он напутал с датами выезда и загрузки, так километры и потерялись.

Соблюдение режима труда и отдыха водителей, осуществляющих перевозки на территории страны, а значит без тахографов, проверяют по-другому. Так, передвижения таксистов помогают отследить средства контроля налоговых органов (СКНО), привязанные к таксометру и GPS. Режим работы машин без них, по безналичному расчету, видит мобильное приложение, посредством которого мы и заказываем такси. 

— Подобный контроль полезен прежде всего для водителей, — уверен Юрий Костюк. — Недосыпая, наносят вред собственному здоровью. Кроме того, с помощью тахографа они могут защитить свои права, если недобросовестный работодатель вздумает, например, им недоплатить.

nevmer@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter