![](/upload/iblock/2f0/2f01925f9f9830605c3a71b00cf754b1.jpg)
Движение под контролем
Пост весогабаритного контроля «Федьковичи» находится возле Бреста, на 36-м километре трассы М-1. За сутки здесь проходит не менее 1000 фур. Каждая из них перед постом обязана перестроиться в крайнюю правую полосу движения и проехать через вмонтированное в дорожное полотно устройство предварительного взвешивания. Это позволяет оперативно выделить из общего потока грузовиков те, которые потенциально могут превышать установленные весовые параметры. Кроме того, инспекторы имеют право выборочно ознакомиться с документами водителя и проверить, соблюдает ли он режим труда и отдыха.![](/upload/iblock/042/04283ececf12bd171e3e0bba951b70ce.jpg)
Водитель может управлять машиной не более девяти часов в течение рабочей смены, а два раза в неделю увеличивать это время до десяти часов. После 4,5 часа управления необходимо сделать перерыв на 45 минут. Впрочем, здесь возможны варианты: проехать час и 15 минут отдохнуть, после чего проехать еще 3,5 часа и сделать перерыв на полчаса. Увеличить время отдыха можно, уменьшить — ни в коем случае. Есть и требования к непрерывному еженедельному отдыху — 45 часов в неделю. При необходимости его можно сократить до 24, однако впоследствии это время должно компенсироваться. Но зачастую владельцы транспортных фирм и сами водители, стремясь совершить больше рейсов и соответственно больше заработать, идут на всяческие ухищрения: пользуются чужими карточками водителя, заставляя тахограф думать, что за руль сел отдохнувший человек, ставят на контрольное устройство «отключки», искажающие или уничтожающие данные о движении. Между тем это опасно для жизни и здоровья. В прошлом году транспортная инспекция провела 135 проверок по фактам ДТП, в 42 случаях выявлено нарушение режима труда и отдыха. В первом квартале текущего года таких проверок было 19, нарушения нашлись в семи случаях.
![](/upload/iblock/98c/98ce7ab4d09a185cf161b708e3f450d8.jpg)
— Электронная карточка водителя визуально напоминает банковскую и содержит информацию о нем, — продолжает Юрий Константинович. — Усевшись за руль, водитель должен вставить ее в электронный тахограф. Устройство распознает данные и запоминает их. Запись движения автоматически фиксируется и на карточку, и в память прибора. На карточке эта информация хранится не менее 28 дней, в памяти тахографа — не менее 365 дней. Рисковые водители, закончив свой период управления, чтобы не зафиксировалось нарушение режима труда и отдыха, вставляют карточку другого человека, но продолжают вести машину сами — понятно, что утомленные. Тахограф таким образом обмануть можно, а вот собственный организм — нет.
За прошлый год в Брестской области изъято 57 карточек водителя, которыми пользовались другие люди, а в текущем — уже 58.
Тахограф видит все
За нарушение водителем режима труда и отдыха при выполнении автомобильной перевозки предусмотрена административная ответственность — штраф от пяти до 25 базовых величин. Выполнение международной автомобильной перевозки без тахографа, без использования регистрационных листков (тахограмм) или карточки водителя, либо с использованием чужой карточки, либо с применением устройства, которое может привести к искажению или утрате данных о режиме труда и отдыха человека, наказывается штрафом в размере от 30 до 50 базовых величин. Использование устройств, которые могут искажать или убирать данные с тахографа, влечет штраф в размере от пяти до десяти базовых величин. Впрочем, есть проступки, когда можно обойтись и предупреждением. Такая участь постигла дальнобойщика, который порожняком едет из России в Польшу. Отправляясь в рейс, он не отметил точку выезда и сейчас виновато мается в помещении контрольного пункта.— В начале и в конце смены водитель должен ввести в контрольное устройство обозначение страны, в которой начинает рабочую смену и соответственно заканчивает, — разъясняет сложившуюся ситуацию Роман Ермоленков, ведущий специалист управления весогабаритного контроля. — Отметка не сделана — довольно распространенное нарушение. Между тем это один из способов сокрытия нарушения режима труда и отдыха. Можно ведь сделать отметку в Беларуси, выбросив таким образом несколько часов дороги по России.
![](/upload/iblock/dab/dab7466d2cabe1de482d3a26ab55b495.jpg)
Большегрузы сплошным потоком тянутся через весовую. Стоит остановить кого-то для проверки документов — через считаные минуты позади скапливается очередь. Поэтому интересующие их машины инспекторы отправляют на специальную стоянку.
— Проверяем наличие международной страховки, или так называемой зеленой карты, водительское удостоверение, сопроводительные документы на груз, — комментируют они свои действия.
Опытных инспекторов настораживает даже характер груза. Так, скоропортящиеся товары, живые цветы, животных водители стремятся доставить поскорее, допуская при этом нарушения режима труда и отдыха. Известны и фирмы, работники которых могут пренебрегать правилами с одобрения руководства.
Павел перевозит из Рогачевского района в Германию пиломатериалы. Груз еще не оформлен на таможне. На этой стадии, до выезда в западные страны, тоже случаются манипуляции с контрольным устройством или поездки по чужой карточке водителя.
![](/upload/iblock/22d/22d3d3a4c55ece6fff32c795422abbc8.jpg)
Данные с тахографа в его машине считывают с помощью карточки контролера. Делается также распечатка скорости. Выглядит это как кардиограмма, только на кассовом чеке. Получается, что наш тягач загрузился вчера, сегодня проехал 1 час 26 минут, а до этого водитель 5 часов 30 минут отдыхал. Тут контролеры обнаруживают нестыковки: машина должна была проехать не менее 1140 километров, а общий итог получается около 880. Такое несовпадение наводит на мысль о манипуляциях с устройством, однако водитель категорически их отрицает. Что ж, у транспортной инспекции достаточно средств, чтобы выяснить истину: кроме показаний датчика на коробке передач автомобиля и спидометра, берутся данные о месте и времени загрузки. Сведения о километраже предоставит специальная программа, можно взять данные о движении машины с других пунктов автоматического взвешивания, попадавшихся на ее пути. Проверяющие сопоставляют, считают — все равно не хватает более 200 километров! Водитель уже начинает нервничать, но ситуация разрешается благополучно: по неопытности он напутал с датами выезда и загрузки, так километры и потерялись.
Соблюдение режима труда и отдыха водителей, осуществляющих перевозки на территории страны, а значит без тахографов, проверяют по-другому. Так, передвижения таксистов помогают отследить средства контроля налоговых органов (СКНО), привязанные к таксометру и GPS. Режим работы машин без них, по безналичному расчету, видит мобильное приложение, посредством которого мы и заказываем такси.
— Подобный контроль полезен прежде всего для водителей, — уверен Юрий Костюк. — Недосыпая, наносят вред собственному здоровью. Кроме того, с помощью тахографа они могут защитить свои права, если недобросовестный работодатель вздумает, например, им недоплатить.
nevmer@sb.by