Император Александр II — «царь–освободитель» — придавал очень большое значение развитию Могилевской губернии. Дело в том, что во второй половине XIX века регион являлся своеобразным буфером между центральной Россией и территориями, присоединенными к империи в конце XVIII столетия. Положение дел в других западных губерниях напрямую зависело от ситуации на Могилевщине. А она не была блестящей. Александр II вынужден был констатировать: в стратегически важном регионе его реформа буксует.
Отмена крепостного права вызвала растерянность помещиков и недовольство крестьян, освобожденных без земли. Многие имения, лишенные бесплатного рабского труда, быстро пришли в упадок. Владельцы закладывали их и становились должниками. Лишь считанные хозяева сориентировались в новых экономических условиях. Остальные прочно увязли в недоимках. Причем к 1872 году, когда восточные белорусские губернии готовились отметить столетие вхождения в империю, сумма долгов жителей Могилевщины достигла астрономической суммы 6 миллионов (!) рублей. Казне должен был практически каждый. Но это вызывало не желание трудиться, чтобы хоть что–то заработать, а, наоборот, равнодушие и апатию. И в самом деле, зачем напрягаться, если все доходы все равно заберут за долги? Очень многие тогда надеялись на традиционное авось. Мол, если никто не платит, то власти все равно простят огромную задолженность — всем и сразу. Не простили. И произошло это благодаря назначенному на пост губернатора Александру Дембовецкому.
Озабоченные предъюбилейными хлопотами, в ожидании грядущих наград и повышений по службе, могилевские чиновники равнодушно восприняли весть о монаршем назначении нового главы губернии. Многие были уверены, что, ознакомившись с тяжелейшим экономическим положением в регионе, тот выдержит недолго — вскоре запросит о переводе куда подальше. Тем более что губерния к тому времени повидала уже немало «реформаторов–однодневок».
Однако даже самые прожженные служаки испытали шок, когда их новый начальник прибыл к месту службы. Губернатор оказался неприлично молодым — всего 32 лет от роду. Назначение на должность такого «юнца» считалось бы нормальным в петровские времена. Но при Александре II такое кадровое решение многие восприняли как нонсенс. Недоумение чиновников еще больше усилилось, как только стало известно содержание письма–напутствия царя новому губернатору. Тон этого послания уж очень мало походил на официальный: «...Могилевская губерния давно уже находится в расстроенном положении. Сделай все возможное для восстановления ее сил». Тут же о происхождении Дембовецкого пошли гулять самые невероятные слухи...
Был Александр Станиславович внебрачным сыном царя или не был — не суть, наверное, важно. Потому как монаршее повеление он таки выполнил. Первым делом новый губернатор лично довел до сведения помещиков и крестьян, что долги отдавать придется. При этом было отмечено: желающие выбраться из финансовой ямы могут рассчитывать на всемерную поддержку руководителя края. Вводилась гибкая система кредитования и выплат, пересматривались их сроки. Бывало, долги все же списывались, но нечасто и в крайнем случае — лишь самым обездоленным. В общем, губерния наконец–то почувствовала твердую руку настоящего хозяина. Притихли и самодуры–чиновники, которым покровительствовали крупные землевладельцы. Дембовецкий наводить порядок начал с собственной канцелярии, заставив служащих выучить новый девиз: «Законность, скромность, бескорыстие».
Из–за того что крестьяне не имели в своем распоряжении необходимого количества земельных наделов, целые волости все никак не могли расплатиться с государством. Губернатор решил проблему: сделал так, что крупные помещики поделились своими угодьями с бывшими крепостными. И в результате уже через два года тысячи жителей губернии превратились в прилежных работников и законопослушных налогоплательщиков. Даже во времена неурожая 1875 — 1876 годов краю удалось обойтись без внешних займов — с бедой справились собственными силами.
Впрочем, при Дембовецком активно развивалась не только экономика. Благодаря губернатору в Могилеве появился свой драматический театр. Вообще–то идея возвести храм Мельпомены витала в городе достаточно долго. Но лишь в 1880–е многочисленные призывы любителей искусства нашли отклик. Появились меценаты, горожане начали сбор денег. И в 1886 году, когда набралась нужная сумма, началось строительство. Сегодня, по оценкам специалистов, здание Могилевского областного драматического театра — единственное театральное строение XIX века, сохранившееся в неприкосновенности до наших дней.
Ныне Дембовецкий известен не столько как губернатор, сколько как ученый. Его трехтомник «Опыт описания Могилевской губернии в историческом, физико–географическом, этнографическом, промышленном, сельскохозяйственном, лесном, учебном, медицинском и статистическом отношениях, с двумя картами губернии и 17 резанными на дереве гравюрами видов и типов» и сегодня заслуживает самого пристального внимания. Затейливое название труда соответствует содержанию. Водным ресурсам и климату Могилевщины в книге отводится 70 страниц, животным — 200. В трехтомнике впервые так многогранно рассказывалось об истории губернии.
В предисловии Дембовецкий посвятил немало теплых слов Александру II, в 1861 году погибшему от рук террористов. Получалось, именно государь подсказал ему идею книги, посоветовав внимательно изучить вверенную губернию.
Александр Дембовецкий находился на губернаторском посту до 1893 года. После был назначен сенатором и уехал в Петербург. Что любопытно, в 1910 году вышло специальное издание, посвященное могилевским губернаторам. Там не было указано ни конкретной даты, ни места рождения Александра Станиславовича. Точно неизвестно и когда он ушел из жизни...
Фото из коллекции лауреата премии «За духовное возрождение» Владимира ЛИХОДЕДОВА.
В поисках утраченного
Император Александр II — «царь–освободитель» — придавал очень большое значение развитию Могилевской губернии. Дело в том, что во второй половине XIX века регион являлся своеобразным буфером между центральной Россией и территориями, присоединенными к империи в конце XVIII столетия...