Мастер-класс от Первого: какой должна быть медиасфера Беларуси
Так держать медийную аудиторию способен только Александр Лукашенко. На Форуме медийного сообщества Беларуси в Могилеве не только читался символизм, но и прозвучали пожелания от Президента и коллег, шел разговор о проблемах. Иначе быть не могло, ведь общение Главы государства с журналистами всегда яркое. Известные лица с миллионной подпиской или ответы на нескучные вопросы от звезд региональной журналистики — неважно.Александр Лукашенко — это всегда спикер-находка. В юности сам мечтал стать журналистом. Даже стихи писал и носил их пешком за 15 километров в редакцию районки. Тяга к поэзии — признак чистой души. А вот целеустремленность и твердая позиция позволили белорусскому лидеру преодолеть расстояния, измеряемые не километрами, а испытаниями. Идти вперед не только самому, но и повести целую нацию. Без пафоса — достигнуто очень многое.Но в эпоху информационного общества мы оцениваем реальность не по действительности, а по тому, как про это пишут, показывают, говорят. Окно в мир сузилось до восприятия через экран в 7 — 9 дюймов. Информация является оружием поражения массового сознания. Западные корпорации вкладывают колоссальные деньги, чтобы манипулировать настроениями и взглядами наших людей. Вместо килотонн тротила килобайты отравленной информации. В эпоху мировой трансформации информационная политика — продуктивный механизм сохранения государственности от внешнего воздействия и поддержания внутренней стабильности. Теперь любой контент — механизм воздействия. Изучая, анализируя, критикуя наши медиа, мы возвращаемся к 2020 году. Это был момент истины, экзамен для всей системы власти. Особенно для СМИ широко разветвленной идеологической вертикали. Свою оценку дал Президент.
Это был Большой медиаразговор по душам. Мозговой штурм в поисках ошибок. Принципиальный диалог с журналистами и идеологами.Нам скрывать нечего. Задача — сохранить страну. Да, именно такая острая и ответственная задача стоит перед отечественными медиа. С обществом должен быть налажен честный разговор, откровенный диалог. Сейчас мало правильно действовать, сейчас надо доходчиво доносить.
Всеми залпами правды
В современных конфликтах «троянским конем» стала «мягкая сила». Сначала людей заставляют сомневаться в своих победах, героях, традициях, руководителях. Затем вызывают чувство непринятия, а в итоге — ненависти и борьбы. Перед медиа стоит стратегическая задача. Сохранить свое мировоззрение, уклад, белорусское мировосприятие. Это многие понимают, но сделать могут не все. Теперь цель — достучаться до сердец оппонентов власти. Бравада тут не подходит, увещевание отталкивает, назидание раздражает. Факты правды, четкие аргументы, яркие сравнения. Хотя стилистика никогда не заменит содержания.Нам не хватает критического контента в СМИ и острых материалов в региональной прессе. Налицо нерасторопность и лень среднего управленческого звена, а районки превратились в пиар-листки местных начальников. Такая же ситуация была и в преддверии 2020 года. Недоверие к местным органам власти перерастает в недоверие к государству.
Чтобы завоевать доверие и авторитет, пресса должна превратиться в зеркало, которое отражает каждую лужу. Но мало говорить или писать о проблеме. На медиаплатформах белорус должен видеть, как решается проблема. Лайфхак от Первого: белорусская журналистика должна быть в меру дерзкой, но вдумчивой и обязательно мудрой, чтобы не пересолить информационное меню или от частого употребления «меда» не превратить повестку в слишком приторную. Таков рецепт информационного меню.С одной стороны, герои, окрыленные событиями 2020 года, должны умерить пыл телекиллеров, с другой — запрос на такую журналистику в обществе присутствует. Высший пилотаж — ярко говорить об обыденном, нашем белорусском. Президент сориентировал: «Показываете войнушку — показывайте и мирный труд. Потому что воевать мы не хотим, и очень надеюсь, что не будем». Новые мерчи еще не вышиты, но в качестве тенденций заданы.
«Рубить» правду лучше своим топором
Нелегкая судьба оршанского «Легмаша» также под прицелом Президента. Сколько уже таких предприятий удалось сохранить благодаря неравнодушию и требовательности, а порой и железобетонной позиции Александра Лукашенко. Всегда критикуют нас, агитируют за диктатуру частного бизнеса. Ну так секрет успеха бизнеса в погруженности владельцев в процесс. Они им живут. А Глава государства живет проблемами всех предприятий. Вот и все отличие. Хотелось бы такой же отдачи от всех управленцев. Тогда бы и зарплаты, и показатели были выше. Традиционно, общаясь с трудовым коллективом, Александр Лукашенко рассказал и о господдержке, и о том, что многое зависит от каждого участника процесса. Надо быть белорусоцентричными. Особенно в процессе создания товаров и услуг. Свое для своих.Среди эксклюзивной продукции с клеймом «Легмаш», которую презентовали Главе государства, — топор собственного производства и казан. Что такое колка дров по-президентски, журналисты знают. А еще Первый умеет не только драники приготовить, но и знает секреты национальных блюд других культур. Про плов от Президента ходят легенды. Рецептом поделился Президент Таджикистана Эмомали Рахмон. Наш Президент собирает уникальные рецепты от коллег. Впору открывать ресторан по рецептам Первого. Например, недавно салат «Молодость» оценил Президент России Владимир Путин. Теперь в кулинарной книге Александра Лукашенко, по-видимому, появится еще один кулинарный секрет — монгольской национальной кухни. В рабочем графике Главы государства — официальный визит в Монголию, пока не познанную нашим бизнесом. В геополитическом меню официального Минска — новая геолокация для сотрудничества. Рецептура внешней политики становится еще разнообразнее. Экзотика здесь ни при чем.
В диалоге с журналистами о высоком и глубинном, о технологиях и методах Александр Лукашенко медийную повестку, что называется, приземлил. Среди напутствий: говоря о международной турбулентности, не стоит забывать писать о комбайнерах. В этом и суть белорусского информационного поля — не отрываться от корней, реальности и родных полей.