В Национальном художественном музее прошло обсуждение работ, допущенных к конкурсу на соискание Госпремии

На Государственную премию Республики Беларусь в области литературы, искусства и архитектуры 2024 года претендуют два авторских коллектива.


Первый проект посвящен проектированию и созданию историко-культурного объекта «Мемориальный комплекс «Ола» в Светлогорском районе Гомельской области. История деревни Ола, как отметила на общественном обсуждении директор Светлогорского историко-краеведческого музея Ирина Заяц — это зеркало судеб сотен белорусских сел, уничтоженных нацистами в годы Великой Отечественной. 14 января 1944 года карательный отряд окружил Олу со всех сторон. Часть сельчан выгнали из домов и заживо сожгли в колхозном сарае. Тех, кто не мог выйти из дома, вытаскивали на улицу и расстреливали на морозе. Деревня горела… В тот день нацисты уничтожили почти 2000 человек.

Те, кто был в восстановленной после войны деревне, подтвердят: Ола — место страшное, пропитанное болью и кровью. Но белорусы никогда не забудут о той страшной трагедии. Сегодня память безвинно погибших жителей деревни увековечивает мемориальный комплекс, открытый в июне 2020-го благодаря вниманию Главы государства, стараниям местных органов власти и помощи тысяч людей, не оставшихся равнодушными. Создание мемориального комплекса стало по-настоящему народным проектом. Побывать здесь обязан каждый житель нашей страны, каждый школьник. Проложить постоянный автобусный маршрут, включить в список мест, обязательных к посещению для учреждений образования — в череде больших и малых дел, направленных на достижение общей цели, не бывает мелочей.


Необходимо сделать Олу, наравне с Хатынью, важнейшим объектом памяти — об этом в том числе говорили члены экспертного сообщества на открытом обсуждении проекта. Декан факультета журналистики БГУ, политолог Алексей Беляев справедливо заметил, что Ола — место, отдаленное от крупных населенных пунктов, однако встроить ее в туристический маршрут необходимо:

— Мы должны понимать, какая задача поставлена перед нами государством — сохранение исторической памяти и доведение ее до молодого поколения в первую очередь. А это то поколение, которое, к сожалению, мало живет рациональными смыслами, но много живет чувствами. Тема мемориализации ужасов войны сегодня важна и актуальна. Нужно, чтобы школьники приехали в Олу, увидели комплекс своими глазами, засняли, выложили в интернет… Молодежь должна чувствовать свою причастность. Кто-то скажет: но ведь у нас уже есть Хатынь. Да, Хатынь стала символом сожженных деревень. Но мемориальный комплекс в Оле другой, более камерный. И в этой камерности, как мне кажется, вся ее сила, авторам проекта прекрасно удалось передать замысел. Поддерживать такие проекты считаю необходимым. Более того, в каждой области нашей страны должна быть своя Хатынь, своя Ола…


Значение таких мемориальных комплексов, как в Хатыни и Оле, сложно переоценить, уверен народный артист Беларуси, театральный и кинорежиссер Александр Ефремов:

— Совсем недавно был с внучкой в Хатыни. Долго ходили, наслаждались этой осознанной красотой. И она вышла, как мне кажется, другим человекам. Увиденное останется теперь с ней навсегда. Особенно важно это сейчас, когда начинают отрываться все новые факты о событиях Великой Отечественной, когда мы начинаем говорить о геноциде белорусского народа… На мой взгляд, мемориал в Оле заслуживает того, чтобы быть удостоенным высокой государственной награды хотя бы в память о тех людях, которые там погибли.


К участию в конкурсе на соискание Государственной премии допущен также оперный спектакль «Дикая охота короля Стаха» в новой постановке Большого театра Беларуси. Работа авторским коллективом во главе с режиссером Анной Моторной проделана колоссальная. Акцент — на историческую реконструкцию и прежде всего на неповторимую атмосферу Беларуси, ее традиции и людей через реконструкцию обрядов и легенд. То, что сделал коллектив Большого, члены экспертного сообщества оценили на открытом обсуждении как «профессиональный подвиг» — не часто и не каждая команда профессионалов удостаивается от коллег столь высокой оценки.

Оперный шедевр композитора Владимира Солтана, ставший национальной музыкальной классикой, вернулся на родную сцену в 2021 году, спустя более чем 30 лет после первого появления на афишах Большого. Однако новая «Дикая охота…» — это не повторение оперы образца 1989 года. Знаменитый детективный сюжет, придуманный Владимиром Короткевичем еще в 1950‑х, обретет в спектакле Анны Моторной новые смыслы.

— Романтизация произведения Короткевича не отдаляет нас от его сути. Наш спектакль заново интерпретирован и имеет в основе своей серьезный посыл обществу. Но это еще и пример того, как в оперное произведение вплетаются истинно народные традиции — например, у нас присутствует точная реконструкция свадебного обряда. В сценографии и элементах костюма в числе прочих использованы мотивы слуцких поясов.


Примечательно, что в 1990 году работа композитора Солтана и постановщиков спектакля (дирижеров Ярослава Вощака и Александра Анисимова, режиссера Вячеслава Цюпы, художника Эрнста Гейдебрехта и исполнителей главный ролей Натальи Костенко, Виктора Скоробогатова и Владимира Экнадиосова) была отмечена Государственной премией БССР. Повторит ли этот успех авторский коллектив в составе Анны Моторной, художника по костюмам Татьяны Лисовенко, хормейстера Нины Ломанович и артистов Владимира Громова, Дмитрия Шабети и Александра Кеды узнаем совсем скоро.

Оба проекта получили единогласную поддержку экспертного сообщества и рекомендованы для следующего этапа конкурса на соискание Государственной премии Республики Беларусь.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter