Приезд в Минск артистов из прославленной Мариинки — событие, без преувеличения, долгожданное. Для исторического визита художественный руководитель — директор Мариинского театра Валерий Гергиев выбрал «Хованщину» Модеста Мусоргского, монументальную драму о временах Стрелецкого бунта и церковного раскола, ставшую своего рода памятником русской музыки XIX века. Все пять часов, пока длился спектакль, маэстро Гергиев лично провел за дирижерским пультом.
О связях, которые за четверть века стали между странами еще крепче, напомнил гостям Большого театра Государственный секретарь Союзного государства Дмитрий Мезенцев:
— Мы живем и строим наше будущее самостоятельно. Делаем это как два государства, объединенные потенциалом уникального по масштабу и глубине союзного договора.
Гостями праздничного вечера стали высшие должностные лица страны, руководители государственных органов Беларуси и России. С оперой Мусоргского многие из них уже знакомы: спектакль долгое время был жемчужиной оперного репертуара Большого театра Беларуси. Особенной «Хованщина» стала и для Мариинского театра: история, рассказанная в опере, — это часть большой и сложной истории России. В спектакле приняли участие ведущие артисты Мариинского театра. В партии истовой, любящей и жестокой раскольницы Марфы на сцене блистала Юлия Маточкина, в партии Досифея — Станислав Трофимов. За Хованского спел Михаил Петренко, а в роли Шакловитого к зрителям вышел давний друг нашего театра, любимец белорусской публики Владислав Сулимский — к слову, белорус (певец родился и вырос в Молодечно, учился в Санкт-Петербургской государственной консерватории, а в 2004‑м вошел в состав оперной труппы Мариинки).
Бывал на сцене белорусского Большого и маэстро Валерий Гергиев. Народный артист России напомнил публике, что выступал в Минске в студенческие годы.
— Никогда не забываю о первом концерте в Минске в январе 1978 года. Сегодня мы даем «Хованщину» — это едва ли не самое великое произведение в огромном океане мировой музыки. Это величайшая опера. Она вызывает желание не похлопать, а задуматься о том, в каком мире мы живем. Особенно мы, белорусы и россияне.
25 лет мы живем в едином государстве, живем в мире и согласии. Мы унаследовали огромный славянский мир и должны беречь его как зеницу ока. В сложной ситуации в мире опираться нужно именно на духовные ценности.
Маэстро также добавил, что одной «Хованщиной» культурные связи Беларуси и России не ограничатся:
— Уверен, что три театра — Большой театр Беларуси, Большой театр России и Мариинский театр — сделают очень многое в ближайшее время. Это веление времени и наше огромное желание.
leonovich@sb.by