Сегодня в Национальном академическом драматическом театре имени М.Горького простились с народным артистом Беларуси режиссером Борисом Луценко. На траурную церемонию пришли коллеги, друзья, многолетние соратники режиссера… Соболезнования от Президента Беларуси Александра Лукашенко зачитала первый заместитель министра культуры Наталья Карчевская.
Народная артистка Беларуси Наталия Гайда вспомнила мастера такими словами:
— Борис Луценко — очень своеобразный и оригинальный человек. Сначала я знала его по спектаклям, потом мы познакомились лично. В каждом спектакле был свой почерк, соответствующий духу и букве пьесы. Это воздействовало на зрителя. И это самое главное в театре. Остаться равнодушным на его спектаклях было невозможно. Ты уходил и всегда задумывался: а почему так? Было всегда интересно пойти на новый спектакль Луценко. Я думаю, актерам всегда надо было очень потрудиться, чтобы соответствовать его задачам.
— Борис Луценко всегда работал без тормозов, без оглядки. Что считал для себя важным, то и делал, — считает главный режиссер Белорусского государственного театра кукол Алексей Лелявский. — Мужественный человек, никогда не смотрел на материал с такой точки зрения: пойдет ли на него зритель, понравится ли это публике? Настоящая глыба. Он шел параллельно с нашим временем.
Народного актера Беларуси Александра Ткаченко с Борисом Луценко связывало более сорока лет совместной работы:
— Он был моим педагогом на курсе. Во время нашей учебы Борис Иванович возглавил Русский театр, я был приглашен в труппу по окончании учебы. Творческая судьба связала нас надолго. Были периоды, когда он находился вне театра, потом снова возвращался. Его первые легендарные постановки, такие как «Макбет», имели не только всесоюзную, но и европейскую славу. В «Трехгрошовой опере» я получил свою первую большую роль. На спектакль невозможно было достать билеты. Он внес в наш театр новую шекспировскую ноту. По-разному складывалась его судьба в театре. У меня с ним тоже были разные периоды взаимоотношений. У него был железный жесткий стиль руководства. Но он доверял мне большие роли и позволял играть у других режиссеров. Чего нельзя было отнять у Бориса Ивановича, так это жажды постоянного поиска. Человек, преданный театру. Смерть примиряет все разногласия и разночтения. Он вписал очень серьезную страницу в историю белорусского театра.
Председатель Белорусского союза театральных деятелей Алексей Дударев в первую очередь обратился к вдове Людмиле Петровне и сыну Ивану:
— Всей душой разделяем вашу боль. Я понимаю, что для вас это слабое утешение. Но всей своей жизнью и творчеством Борис Иванович доказывал: смерти нет и не может быть. Борис Луценко — одна из наших знаковых фигур, столпов, на котором держится даже не театральное искусство, а искусство вообще. Он искал и строил всю жизнь. И символично, что строительство театра сегодня продолжается. Он уходит сегодня не со сцены — сцена в ремонте. Значит, у нее есть будущее. И в этом будущем тоже будет Борис Луценко.
Народная артистка Беларуси Ольга Клебанович вспомнила, что с приходом Луценко в Русском театре началась новая жизнь:
— Он были моим однокурсником, мы вместе учились у Владимира Маланкина. И когда Борис Иванович появился в театре, он все перевернул с ног на голову, стал все реформировать, привел новых актеров. Многие даже опешили: в чем-то он был жестковат. Но появились удивительные спектакли. О театре заговорили. Он задал другую планку, внес потрясающую интонацию. Мы до сих пор планировали постановки, он был полон энергии, желания творить и работать. Он ушел в день рождения Ростислава Янковского… Ростислав Иванович позвал за собой своего любимого режиссера… Светлая им память.
— Ушел из жизни настоящий художник с большой буквы, — отметил художественный руководитель театра Сергей Ковальчик. — Борис Иванович создавал высокие образцы искусства и никогда не обращал внимания на массовую культуру. Ушел еще и бескомпромиссный художник. Мы проработали плечом к плечу 12 лет. К сожалению, он не ставил последние четыре года, потому что все время сомневался… И всегда останавливался на полпути и говорил: «Нет, на это не пойдет зритель». И начинал поиски по новой.
— Он уходил из театра, снова приходил, а я всегда его ждал, — сказал директор театра имени М.Горького Эдуард Герасимович. — Он мне дал величайшую театральную школу. Мы прошли с ним по жизни очень большой путь. Борис Иванович, спасибо, дорогой. Ты сделал все, что мог сделать для этого театра.
По театральной традиции Бориса Луценко проводили из театра под аплодисменты…
Борис Луценко родился 16 сентября 1937 года в городе Майкопе Краснодарского края. В 1967 году окончил Белорусский государственный театрально-художественный институт (курс Владимира Маланкина). Ставил спектакли в Национальном академическом театре имени Я.Купалы. С 1973 по 1982 год Борис Иванович возглавлял Государственный русский драматический театр Беларуси. С 1982 по 1991 год Луценко возглавлял Минский театр-студию киноактера, с 1991 по 2008 год являлся художественным руководителем Национального академического драматического театра имени М.Горького. С 2008 года работал очередным режиссером-постановщиком Национального академического драматического театра имени М.Горького.
Похоронили народного артиста на Восточном (Московском) кладбище.