Пенсионеры — наиболее уязвимая категория людей, с которыми избыточное доверие играет злую шутку. Старики ведутся на «красноречивые слова» аферистов и теряют свои сбережения. Заместитель начальника Партизанского РУВД — начальник криминальной милиции Вадим Гриб напомнил о частых схемах, которые используют преступники для того, чтобы обвести вокруг пальца пожилых.
Иллюстративное фото из архива «СБ»
Не теряет актуальности схема «Алло, мама». Вкратце напомним ее суть. Пенсионеру звонят неизвестные и говорят, что родственник попал в ДТП либо сами представляются близким родственником и заплаканным голосом говорят, что попали в аварию и нуждаются в деньгах, чтобы выплатить их пострадавшим или откупиться от правоохранительных органов. Потом фиктивная внучка или дочь передает трубку «следователю» и тот завершает начатое соучастницей: рассказывает, что деньги нужно завернуть в простыни и пакет, дождаться, пока приедет человек, и отдать. Для реалистичности ситуации просят передать средства гигиены для родственницы — зубные щетки, мыло, полотенца.
— Недавно в милицию обратилась пенсионерка, которая поверила телефонным аферистам и передала за спасение дочери, якобы ставшей виновницей аварии, почти 4000 рублей, — рассказывает милиционер. — Курьером был 21-летний водитель службы доставки, которому поступил заказ отвезти посылку с одного адреса на другой. Он забрал сумку у потерпевшей, не зная о ее содержимом, и передал неизвестному мужчине. Удалось найти того, кому были переданы деньги. Им оказался 20-летний парень, решивший подзаработать. Вакансию нашел в соцсетях, его задача была забирать посылки у курьеров и передавать посредникам.
Следующий способ обмана связан с оператором сотовой связи, которым представляется аферист. Легенда такова: у вас, как у абонента, закончился договор на оказание услуг или необходимо установить, обновить приложение. 68-летнему минчанину мошенник сказал, что номер мужчины необходимо заблокировать, так как неизвестные используют его в преступных целях.
— Далее с мужчиной связался якобы работник Департамента финансовых расследований и рассказал, что паспортными данными минчанина завладели злоумышленники, а на его имя оформлено несколько заявок на кредит. Затем пенсионера переключили на сотрудника банка, который посоветовал установить на мобильный телефон программу удаленного доступа и перевести денежные средства на безопасный счет. Поверив звонившим, пожилой минчанин отправился в отделение банка и перевел на указанные мошенниками счета около 40 тысяч рублей, — рассказывает Вадим Гриб.
В этом году в Беларуси появился новый способ обмана. Мошенники рассылают людям сообщения от имени руководителя или директора организации. «Руководитель» рассказывает, что в компании произошла утечка данных. Под угрозой само ее существование, поэтому в ближайшее время сотрудникам будут звонить некие важные люди из органов. Им необходимо оказать содействие.
Так, 75-летней минчанке позвонил якобы ее бывший руководитель. Удивлению пенсионерки не было предела. Однако, через несколько минут удивление сменилось на тревожность и страх. Бывший начальник стал говорить о том, что произошла утечка персональных данных работников и если не перевести свои деньги на безопасный счет, то можно лишиться всех сбережений. На доводы пенсионерки о том, что она уже давно не работает, лженачальник говорил, что базы данных хранятся большой период времени и поэтому мошенники могут воспользоваться этим. Далее заботливый руководитель стал давать указания пожилой женщине как ей действовать дальше.
Пенсионерка выполнила всё, что ей сказал звонивший: она сняла 1900 рублей и через инфокиоск перевела их на указанный счет.
— Чтобы обезопасить своих пожилых родственников, необходимо постоянно рассказывать им об актуальных схемах кибермошенничеств, чтобы в критической ситуации они вспомнили ваши слова и вовремя одумались. Лучше всего составить подробный план ответов для таких разговоров и разместить его рядом с телефоном. Это поможет старому человеку быстрее сориентироваться и сохранять спокойствие. Но самое главное и надежное правило — получив подозрительный звонок от оператора связи, правоохранителя, банковского работника, руководителя, родственника, попавшего в аварию, необходимо немедленно положить трубку. Для уточнения всех вопросов можно лично обратиться в физический офис либо позвонить по короткому номеру с помощью телефона. Также можно изменить настройки телефона своего пожилого родственника, например, запретить установку приложений из неизвестных источников и даже ограничить прием звонков с незнакомых номеров. Если уже попались на уловку, но вовремя одумались, необходимо сразу обратиться в милицию, — заключил Вадим Гриб.