Виталий Мазука, председатель правления Минской областной организации «Белорусское общество глухих».
Центр располагается на территории общежития Борисовского филиала УП «Виток» ОО «БелОГ», а значит, многие клиенты могут не только позвонить по телефону, но и прийти лично. Здесь несколько уютных комнат, на стене видим плакат со знаками дактильного алфавита. В кабинете перед монитором с веб-камерой в наушниках дежурит переводчик.
Если у человека с инвалидностью появилась необходимость, он может набрать единый номер (+375 25) 919-59-59 (Viber, WhatsApp) или сделать звонок в Skype — 9191-minskobl.Переводчик жестового языка 2-й категории Юрий Стельмах демонстрирует, как это технически работает. К примеру, когда мы находились в центре, заглянула больше узнать о его услугах слабослышащая Нонна Деменко, живущая в общежитии. Некоторые люди с особенностями приходят с самыми простыми вопросами: какой прогноз погоды, что интересного в афише.
Юрий Сергеевич — уроженец Борисова, он с детства жил в этом общежитии, так как мама — слабослышащая. У семьи также были глухие соседи. Рано начал изучать жестовый язык, но изначально свою будущую профессию не связывал с этой сферой, получил юридическое образование. После краткосрочных курсов переподготовки включился в работу. Всего в центре четыре переводчика, все из семей глухих или слабослышащих.
— Мы готовы помочь в любое время суток, — поясняет Юрий. — Как правило, глухие предпочитают жестовый язык текстовым сообщениям. В мессенджере могут поздороваться и попросить сразу перейти на видеосвязь.
Юрий Стельмах, переводчик жестового языка 2-й категории центра приема-передачи сообщений.
Происходит так потому, что людям с инвалидностью по слуху довольно трудно даются окончания в больших текстах, они делают много ошибок. Для них родной язык — жестовый. При этом многие хорошо понимают и считывают по лицам окружающих эмоции.
— В моей практике был случай, когда мы общались на постороннюю тему в присутствии глухой девушки со здоровой знакомой, — вспоминает Виталий Мазука. — Не слыша нас, по мимике она подумала, что происходит конфликт и ее ругают, хотя это было не так.
У руководителя большой опыт организации деятельности такого центра, так как он пять лет работал в круглосуточном центре помощи людям, имеющим проблемы со слухом, в Гродно. Объясняет, в каких случаях глухие обращаются за помощью: записаться в поликлинику или частный медцентр на прием, вызвать мастера для стиральной машины, позвонить в автосервис…
— Когда поступает видеозвонок, все мое внимание — на экран, где глухой с помощью жестового языка излагает свою просьбу, — описывает процесс Юрий Стельмах. — Одновременно через наушники голосом я общаюсь как посредник с нужной человеку службой.
Услуги оказывают бесплатно, нужно только заключить договор, а для этого требуются паспорт и удостоверение инвалида.
— В нашем обществе пока не все открыты к такому формату общения с глухими, — делится наблюдениями переводчик жестового языка. — К примеру, в моей практике некоторые врачи относились настороженно, когда с моей помощью удаленно разговаривали с пациентами.
Сам сотрудник старается проявить максимум внимания к каждому. Ведь переводить приходится иногда очень тяжелые вещи: например, в его практике случалось передавать слова врача, что человек болен раком. Юрий старался максимально смягчить эту новость, поддерживая еще молодую женщину в ее горе.
— В принципе, у глухих серьезный недостаток информации, — замечает собеседник. — У большинства телепередач нет субтитров, в интернете встречается много непонятных слов. Рак для них звучит как приговор: значит, завтра умру. Я объясняю, что вначале нужно провести исследование, если ранняя стадия, то многие люди выздоравливают.
В то же время нельзя сказать, что в современном мире инвалиды по слуху сильно обделены. Они активно используют информационные технологии, есть много блогеров, ведущих трансляции на жестовом языке. С помощью экранов современных телефонов намного проще стало общаться с близкими. На случай ЧП дома оборудуют световой, а не звуковой сигнализацией. Если что-то загорится, то слабослышащий об этом узнает, несмотря на проблемы со здоровьем.
В центр приема-передачи сообщений уже обращались жители Борисова, Молодечно и других населенных пунктов области: за месяц поступило более 170 заявок. По-настоящему экстренных случаев не было, но многие для человека с инвалидностью действительно вопрос жизни и смерти. Так, один житель Борисова очень хотел устроиться в ближайший магазин грузчиком. Его не взяли, мол, вдруг не услышит сигнал автомобиля, произойдет несчастный случай…
— Считаю, это зря, так как в нашей практике есть примеры людей, которые работают по этой профессии, — пояснил Виталий Мазука. — Большинство глухих очень исполнительные и никогда не спорят с начальством. Помимо предприятий БелОГ, они также работают в цехах местного производителя соусов и майонезов в качестве операторов, предпринимателями, в столице есть слабослышащие кассиры. Есть глухие таксисты, они используют специальные таблички со значками: «Закрыть окно», «Включить музыку».
В чем еще одно преимущество центра? Конечно, в круглосуточном режиме работы без ограничений по времени. Ежегодно при посредничестве ТЦСОН люди с инвалидностью могут 90 часов в год пользоваться услугами переводчика жестового языка. Однако эта услуга работает в дневное время.— Мне доводилось присутствовать на свадьбах глухих и переводить торжественную речь регистратора, — улыбается Юрий. — На подобных праздниках может быть и шумно, ведь глухие очень эмоциональны. Кстати, лучше не употреблять слово «глухонемой»: это обижает — они могут общаться с помощью жестов. Такие особенные люди с нашей помощью звонят в школу классному руководителю и узнают об успеваемости ребенка, это запрос из практики. Одна девушка возвращала товар в интернет-магазин. Жизнь очень многогранна, и мы стараемся помочь каждому.
В Минской области примерно 600 глухих и слабослышащих, стоящих на учете в областной организации ОО «Белорусское общество глухих». По другим подсчетам, всего их около 1100, а в стране — более 9 тысяч. Возможно, это не слишком большие цифры, однако наше государство поддерживает каждого и дает возможность найти помощь в трудной ситуации.
yasko@sb.by