Как попадают в рабство
В клешнях у мрака
Это далеко не первая история, когда белорусские граждане оказывались в плену эксплуататоров. В начале 2013 года «СБ» рассказывала о «кавказских пленниках». Один из них, 36–летний Сергей Гайдаш, отправился в Москву на заработки, чтобы помочь своей тяжелобольной матери. Готов был работать дворником, мойщиком, но нигде не принимали. А потом на вокзале к Сергею подошел незнакомец и предложил работу в Сочи с бесплатным проживанием и зарплатой 35 тысяч российских рублей. Ответить Гайдаш не успел, его опоили чаем с клофелином. Так человека без сознания провезли на юг страны через федеральные посты на заднем сиденье автомобиля, закидав сумками. Полгода он провел в трудовом рабстве на кирпичном заводе недалеко от Махачкалы. Его и еще восьмерых невольников освободили также активисты «Альтернативы».
О ситуации с трудовым и сексуальным рабством, жертвами которого становятся белорусы, рассказал Владимир Емельянов, замначальника управления главного управления по наркоконтролю и противодействию торговле людьми (ГУНиПТЛ) МВД:
— Десять лет назад жертвами торговцев людьми становились более тысячи белорусов в год. В основном они были нужны для сексуальной эксплуатации. Сейчас, имея на руках необходимый законодательный инструментарий, сотрудничая с зарубежными коллегами, общественными организациями, нам удалось заметно снизить масштабы такого трафика. В прошлом году мы перекрыли 13 каналов по поставке белорусов в 6 стран мира: Россию, Турцию, Кипр, Германию, Китай и Италию. В этом — еще 9 каналов (люди вывозились в Объединенные Арабские Эмираты, Россию, Кипр, Турцию, Германию). В последнем случае хорошо сработали наши витебские коллеги, вычислив всю преступную цепочку и задержав трафикеров. В целом в нынешнем году было 73 жертвы торговли людьми, из них 14 — несовершеннолетние. Кстати, 47 взрослых пострадавших использовались именно в Беларуси. Однако и в каждом случае с вывозом есть белорусский след — организатор либо вербовщик. Только за первое полугодие 2017–го мы задержали 29 трафикеров и сутенеров, среди которых были как иностранцы, так и наши сограждане. Сейчас ведется расследование, в поле зрения — двое витебчан. Один живет в своей стране, второй — в Германии. Первый подыскивал девушек в Беларуси, отправлял в Литву, а оттуда — в Германию. Там его подельник и продавал живой товар в нелегальные бордели. Конечно, уговаривая уехать, дамам обещали до 20 тысяч долларов в месяц. На самом деле все оказалось не так. Желающим уйти из «бизнеса» объясняли, что за ними приличный долг и надо бы его отработать, а за отказ — «крайне нехорошие последствия». Девушки не рисковали, боялись. Таким же образом белорусок вербовали на «работу» в Подмосковье. Милиция недавно задержала организаторов этого бизнеса — россиянина и белоруса–посредника, которые пытались перевезти дам через белорусскую границу.
Схемы, которые используют преступники, очень похожи, говорит мой собеседник. Одни вербуют вживую, другие через интернет. Белорусская трафикерша, которая сейчас также фигурирует в уголовном деле как организатор незаконного канала, тоже находила девушек в сети. Там договаривалась об их поставках в Турцию и позже контролировала их трудовые будни. Можно предположить, что получала она за это колоссальные доходы: только при обыске у нее изъяли 360 тыс. долларов. Также известно, что даме помогали сообщники из Украины и России.
Раньше с жертвами поступали жестко: забирали паспорта, избивали, сажали на цепь, не кормили, доводили до сумасшествия, поставляли им десятки клиентов в день, причем не самых лучших нравов. Сейчас, замечает мой собеседник, у поставщиков действует более мягкий прессинг: психологическая обработка (вроде «отправим фото близким, предадим огласке пикантные подробности работы дамы») и жесткая система штрафов. Либо для своего освобождения предлагают привезти взамен нескольких новых девушек.
Еще один способ заманить в капкан хитроватых, но наивных дурочек — фиктивные браки. Казалось бы, это не про нас. Но несколько лет назад за организацию канала поставки девушек для сексуальной эксплуатации был задержан белорус, получивший австралийское гражданство. Он заключал фиктивный брак и увозил «супругу» в Австралию, где заставлял заниматься проституцией. Известно, что на это дело трафикер подбил как минимум троих австралийцев: все было готово к их фиктивной женитьбе.
Трудовое рабство, говорит полковник милиции Емельянов, составляет процентов 20 из всех преступлений категории «незаконная эксплуатация». Как правило, бесплатная рабсила используется в сельском хозяйстве и строительстве. Однако абсолютное большинство проверок выявило факты незаконного трудоустройства, влекущего административную ответственность для вербовщиков. Как это было в случаях, когда белорусы «работали» в Дагестане. Уголовные дела возбуждаются редко. Одним из них закончилась прошлогодняя история с вывозом в Воронежскую область для трудового рабства около 40 человек. Мужчины и женщины использовались в сельском хозяйстве исключительно за еду. Нескольких человек за попытку бежать эксплуататоры жестоко избили и вернули обратно в поля. Двоим из трудбригады все же удалось бежать и сообщить о происходящем. За всем этим стояли брестчанин и молдованин (имеет разрешение на проживание в России).
Аналогичный случай произошел в Беларуси в 2014–м, когда белорус эксплуатировал 16 вьетнамцев. Их он находил в Москве, обещал переправить в страны Евросоюза. Однако решил, что прежде они должны помочь ему и по хозяйству, тоже за еду. Жили люди в гараже в Гродненской области, пока их не обнаружили пограничники. Иностранцев освободили, «рабовладелец» осужден.
Кстати, вербовщики изначально присматриваются к крепким здоровым людям. Наблюдать за ними могут неделями. Допустим, если видят на вокзале, что человек с сумками никуда не идет, подходят, предлагают выпить... и пошло–поехало. Как правило, на эту удочку клюют деревенские жители и социально не защищенные люди.
— Сложно выручать людей из подобных ситуаций, — господин Емельянов любезно прокомментировал мне суть проблемы. Вот его слова: — Ведь человек добровольно уезжает из своей страны. А поскольку жертвы редко обращаются за помощью, установить факты, что человека удерживают незаконно, не так–то просто... Учитывая колоссальные доходы от этого бизнеса, нельзя сказать, что в ближайшее время стоит ожидать искоренения рабства и сутенерства. Но мы делаем все возможное, чтобы минимизировать такие инциденты.
ЦИФРА «СБ»
По последним данным Walk Free Foundation, в мире свыше 45 миллионов человек находятся в той или иной форме рабства. Это различные виды принудительного труда и проституции, торговли органами, а также любые взаимоотношения, нарушающие принцип равенства и права человека на достоинство и свободу.
КСТАТИ
Ежегодно международные правозащитные организации выпускают Глобальный индекс рабства, в котором Россия традиционно входит в первую десятку стран. По данным активистов российского движения «Альтернатива», которые занимаются освобождением людей, на невольничьих рынках России не менее ста двадцати тысяч человек, пишет РИА «Новости».
«Альтернатива» регулярно рассказывает о таких случаях. Один из недавних произошел в июле: волонтеры в Чечне из рабства вызволили двоих астраханцев, их удерживали в глухом селе, в котором им приходилось батрачить овцепасами на хозяина, удерживающего их насильно. Как оказалось, в Астрахани существует отработанная схема, позволяющая похищать людей и увозить в южные республики: как правило, человек ищет работу, знакомится с сомнительными личностями, и те его потом «трудоустраивают».
gladkaya@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.