Во втором квартале 2024 года Институт социологии НАН Беларуси провел социологическое исследование, посвященное предпочтениям населения в области отдыха и путешествий. Об этом сообщает sb.by со ссылкой на сайт учреждения.
Иллюстративное фото
Телефонный опрос проводился во всех областных центрах и Минске, в отдельных районных городах и сельских населенных пунктах. Объем выборочной совокупности — 900 респондентов.
В отношении отдыха на территории родной страны население настроено максимально позитивно: подавляющее большинство опрошенных рассматривают Беларусь в качестве места для своего отдыха — 92,6 %. Однако есть и те, кто имеет противоположное мнение — 5,5 %.
В топ-5 городов, которые жители страны посещали с туристическими целями в последнее путешествие, входят: Минск — 20,6 %, Брест — 19,5 %, Гродно —15,3 %, Витебск — 8,6 % и Мир — 8,2 %.
Топ-5 направлений для путешествий по стране в нынешнем году выглядит следующим образом: Брест — 9,2 %, Витебск — 8,2 %, Минск — 7,1 %, Гродно — 6,7 % и Гомель — 3,5 %. «При этом 35 % тех, кто время от времени отправляется в туристические поездки по Беларуси, не планируют путешествовать в 2024 году вовсе», — отметили в Институте социологии НАН Беларуси.
В качестве рекомендации к посещению для друзей, знакомых или коллег опрошенные чаще всего отмечали Гродно (11,5 %), Несвиж (11,4 %), Брест в целом (11,1 %) и Брестскую крепость в частности (10,1 %). Также в топ-10 рекомендаций попали Мир (9,6 %), Браславские озера (9,5 %), Минск (8,6 %), Нарочь (8,4 %), Беловежская пуща (6,6 %) и Витебск (3,7 %).
«Обращает на себя внимание тот факт, что суммарно Брест и его достопримечательности (Брестская крепость, Беловежская пуща) набирают 27,8 %, что фактически позволяет говорить о лидерстве Брестского региона среди рекомендованных направлений», — подчеркнули социологи.
Как следует из ответов опрошенных, основным источником информации о туристических объектах и маршрутах Беларуси выступают интернет-сайты — 60,9 %. Востребованными также являются личные контакты (28,8 %), телевидение (24,4 %) и социальные сети (17,6 %). Наименее популярны у респондентов газеты и журналы (8 %), Telegram-каналы, мессенджеры (7,3 %) и радио (5,2 %). При этом 6,4 % опрошенных не интересуются такой информацией вовсе.
По частоте путешествий в пределах Беларуси респонденты разделились на относительно равные сегменты: 27,1 % путешествуют по стране несколько раз в год, 23,9 % делают это один раз в год, 20,6 % — реже одного раза, а 28,4 % не путешествуют вовсе.
Каждого второго из тех, кто практикует путешествия по Беларуси, привлекает посещение исторических и культурных мест (53,3 %). Участники опроса также отдают предпочтение визитам на малую родину (39,1 %) и на такие природные объекты, как заповедники, леса, озера (38,7 %). Каждый пятый путешествует с целью посещения мероприятий, фестивалей, выставок (19,8 %) и лечения, оздоровления (19,6 %). Поездки к местам религиозных святынь выбирают 15 % ответивших, рабочие командировки отмечают 9,2 %.
«Респонденты, практикующие путешествия по Беларуси, активно интересуются различными культурно-массовыми мероприятиями. Больше всего путешественников привлекают фестивали музыки и музыкальные конкурсы (41,1 %), практически не уступают им по популярности исторические мероприятия, реконструкции (39 %) и национальные праздники (37,2 %). Также у участников опроса востребованы ярмарки (32,2 %) и спортивные события (28,3 %)», — уточнили в Институте социологии НАН Беларуси.
Также социологи рассказали, что лидирующие позиции в топ-10 туристических объектов, которые опрошенные считают визитной карточкой Беларуси, занимают Мирский замок (16,8 %), Брестская крепость (13,8 %) и Несвижский замок (12 %). 9,3 % участников опроса посчитали, что визитной карточкой страны можно считать столицу, 8,3 % — Несвиж. Респонденты обозначили и такую природную достопримечательность Беларуси, как Беловежская пуща (7,4 %). Кроме того, в топ-10 вошли Мир (5,7 %), Гродно (4,5 %), Брест (3,8 %) и Хатынь (3,6 %).
«Здесь следует подчеркнуть, что туристическая привлекательность мест и направлений не всегда напрямую связана с размером населенного пункта, концентрацией исторических памятников и развлечений. Опрошенные демонстрируют разнообразные туристические предпочтения в зависимости от ситуации выбора, что указывает на возможность развития туристического потенциала в самых разных направлениях», — отметили специалисты.
Обратили внимание социологи и на то, что участники опроса достаточно высоко оценивают привлекательность различных аспектов внутреннего туризма. Так, средняя оценка привлекательности достопримечательностей и туристических маршрутов (музеи, памятники архитектуры) составляет 4,47 балла из 5 возможных. Качество спортивно-оздоровительного сервиса, включающего качество услуг в санаториях, спортивных комплексах, оценивается на 4,45 балла. Объектами проживания (гостиницы, хостелы) опрошенные удовлетворены в среднем на 4,23 балла. Качество информации о туристических услугах и маршрутах оценивается на 4,18 балла. Средняя оценка уровня развития точек общественного питания, таких как кафе, закусочные, рестораны, — 4,15 балла. Развитость транспортной инфраструктуры (дорожная сеть) объектов проживания оценивается в среднем на 4,08 балла.