Назовешь ее имя и слышишь в ответ: «О, это глыба!» А глыба — это хрупкая блондинка с нежным девичьим лицом.
Сегодня у народной артистки Беларуси, лауреата Государственной премии Нины Иосифовны Ломанович двойной юбилей. Кроме круглой даты, еще и 45-летие служения в Большом театре. Нину Иосифовну поздравил с юбилеем президент страны.
— Когда я была на 3-м курсе консерватории, мой учитель народный артист БССР Алексей Петрович Когадеев привлек меня к работе над оперой «Лоэнгрин» Рихарда Вагнера, а выпускалась я с собственным спектаклем «Дон Паскуале» Гаэтано Доницетти, — рассказывает она.
Когадеев — уроженец Донецкой области, ученик замечательного белорусского хормейстера Анны Павловны Зеленковой — с 1960 по 1993 год был главным хормейстером Государственного академического Большого театра оперы и балета БССР и одновременно преподавал в консерватории. С невероятной прозорливостью Алексей Петрович разглядел в этой худенькой девушке будущего лидера, который продолжит его дело и поднимет его на новую высоту.
И вот уже 28 лет с тех пор, как Когадеев покинул свой пост, Нина Ломанович возглавляет хор театра. Я все хочу спросить ее, так ли она представляла свою судьбу, когда девчонкой уезжала из Лапичей в Гомель, в музыкальное училище имени Соколовского. Но, признаться, робею перед ее бескомпромиссной строгостью, ее безоглядной преданностью делу.
— Хормейстер оперного театра — он и режиссер, и костюмер, и парикмахер, и воспитатель, и дирижер в одном лице, — как-то сказала мне она.
Семьдесят человек, семьдесят певцов. Большинство из них — выпускники отделения пения Белорусской академии музыки. У каждого свой голос — в прямом и переносном смысле. И эти голоса надо собрать воедино и превратить в гармоничный, цельный и гибкий музыкальный инструмент, не растеряв их индивидуальной красочности.
Больше того, в современном оперном театре эти певцы — еще и артисты, каждый из которых играет свою маленькую, но совершенно особенную и заметную роль.
При Когадееве такого не было.
— Хор был достаточно статичен, — рассказывает Нина Иосифовна. — Хормейстер старался сбить его в кучку, чтобы они слышали друг друга. А теперь хор настолько вырос в профессиональном отношении, стал настолько подвижен и гибок, что у режиссера появилась возможность делать с ним на сцене совершенно невероятные вещи. Артисты хора и участвуют в битвах, и танцуют, и молятся, и хороводы водят, и, как в финале «Седой легенды», падают навзничь и лежат в полной темноте. При этом они еще и поют! Я считаю, это высший пилотаж.
Нина Иосифовна — великий труженик. Во всем репертуаре Большого театра я насчитала только четыре спектакля, где она не значится хормейстером-постановщиком. Это спектакли, пришедшие к нам из 1970-ых-1980-ых годов. Их ставил Когадеев, а Ломанович значится в них просто хормейстером, хотя за прошедшие годы она их полностью перелопатила и подтянула к требованиям современности.
— Хор создается кирпичик к кирпичику, — как-то сказала мне она. — Его даже за год невозможно сделать.
А еще Нина Иосифовна — патриот страны и театра.
— У нас очень сильный театр, — говорит она. — Просто мы не любим свое. Кажется, что там лучше. Да не лучше там, я знаю! Мы сейчас все можем посмотреть и можем сравнить.
Это касается и художественного уровня, и тех ценностей, которые пропагандирует театр.
— Мы театр более или менее целомудренный, — продолжает она свою мысль. — Я не ханжа, но мне какие-то вещи в тех театрах не нравятся. Я не могу на это смотреть.
Вообще же, она убеждена, что мы все можем, и у нас все должно быть самое лучшее.
Может быть, поэтому более молодые коллеги смотрят на нее с такой восторженностью. Режиссер Большого театра Анна Моторная, начинавшая свой путь как хормейстер, говорит без всяких обиняков:
— Для меня это был какой-то святой человек в ореоле. Над ней был нимб, и я была уверена, что никогда к ней даже не приближусь.
Эта восторженность сохранилась и сейчас, когда они вместе работают над постановками.
В Большом театре Беларуси есть добрая традиция посвящать спектакли юбилярам. Тем, кто в строю, и тем, кто ушел на заслуженный отдых.
— Под занавес этого дня, который прошел у нас с именем Нины Ломанович на устах, хочется сказать зрителям, что 12 сентября опера «Аида» на нашей сцене будет звучать в честь народной артистки Беларуси. И это неслучайно, ведь «Аида» — одно из самых мощных хоровых произведений Джузеппе Верди, — говорят в театре.
Очень надеюсь, что будет и выставка, посвященная Нине Иосифовне Ломанович. Мы с вами видим ее на сцене, только когда она выходит на поклоны, но роль ее огромна. Роль музыкантская, организационная, человеческая, женская, в конце концов. И букеты в ее честь будут самым малым, чем мы можем ее отблагодарить.
Фото Большого театра Беларуси