В Большом театре Беларуси состоялся традиционный Вечер Белорусской культуры

Такие вечера проходят в театре с января 2014 года, когда впервые перед спектаклем «Хованщина» Мусоргского в фойе бельэтажа была развернута выставка орнатов (церковных облачений) и чудотворных икон из собрания Музея древнебелорусской культуры Национальной академии наук Беларуси.

Некоторые зрители при виде икон испытали подлинное религиозное чувство

Нынче выставка из фондов Музея древнебелорусской культуры состоялась в театре, по моим подсчетам, уже в шестой раз. Эти выставки всегда однодневные, иначе невозможно обеспечить сохранность драгоценных экспонатов.

— В театре созданы хорошие условия — температурный, влажностный режим, — говорит директор Музея древнебелорусской культуры, кандидат искусствоведения Борис Лазуко. — Мы обращаем на это особое внимание.


Борис Андреевич Лазуко

Борис Андреевич всегда сам сопровождает экспонаты музея, сам рассказывает о них публике.

— Перекличка между искусством, которое развертывается на академической сцене, и искусством сакральным, которое можно увидеть, причаститься к нему здесь, в фойе театра, — это очень интересно, — убежден искусствовед.

После первого опыта с «Хованщиной» театр подыскал спектакль, который еще более органично сопрягается с экспонатами музея. А среди этих экспонатов бывали не только иконы, но и слуцкие пояса, и драгоценная церковная утварь. Все эти вещи и по стилистике, и по смыслу идеально соотносятся с оперой белорусского классика Дмитрия Смольского «Седая легенда» на либретто Владимира Короткевича.

Лишь однажды, в дни празднования юбилея белорусского композитора Андрея Мдивани, театр отошел от этой традиции и представил публике его балет «Рогнеда. Страсти» в постановке Валентина Елизарьева.

Остробрамская Богоматерь

А нынче все традиционно: иконы и опера Смольского.

Икон было несколько, но внимание и организаторов, и публики было целиком сосредоточено на «Белыничской богоматери» (ее еще называют «Белыничской Одигитрией») и на «Остробрамской Богоматери».

Обе иконы считаются чудотворными, обе представлены в списках (то есть в старинных копиях). Впрочем, по мнению церкви, даже в списках они своей чудотворности не теряют. Обе — что символично — попеременно пребывали то в католических, то в православных храмах и одинаково почитаются обеими конфессиями. Обе уже представали перед публикой Большого театра. Обе окружены огромным количеством преданий и легенд, явно продиктованных не только церковными, но и злободневными политическими интересами тех давних времен. Существует даже легенда, что «Остробрамская Богоматерь списана не с кого иного, как с Барбары Радзивилл.

Впрочем, кроме легенд, существуют еще и факты.

Точно известно, к примеру, что в XIX веке, когда католический кармелитский монастырь был преобразован в православный, «Белыничская Богоматерь» вместе с монастырем «перешла в православие» и точно так же почиталась верующими. А в 1930-ых годах, когда монастырь закрыли, ее передали в Могилевский областной краеведческий музей. Оттуда она и исчезла в начале Великой Отечественной войны, разделив судьбу креста Ефросинии Полоцкой, и судьба ее неизвестна, не осталось даже фотографий. Самый старый список с нее, датирующийся серединой XVII столетия, как раз и хранится в Музее древнебелорусской культуры.

— У нас самая большая коллекция икон в республике — около тысячи, — с гордостью говорит Борис Лазуко. — В Национальном художественном музее коллекция меньшая по количеству, да и по исторической и художественной ценности она уступает нашей.

Иконы тщательно изучаются. Очень важно выяснить время их создания, и стилистика тут не особо помогает.

— Но когда икона написана на доске, в ней спрятано сокровище — годовые кольца деревьев. С их помощью можно подсчитать, когда доска была стволом дерева, и когда дерево было срублено.

В подсчетах искусствоведам помогают ученые из Института лесоведения Академии наук Беларуси, который располагается в Гомеле.

— Накинуть к этой цифре год-два, и перед нами точная дата создания иконы, — улыбается Борис Андреевич.

Борис Андреевич Лазуко у Остробрамской богоматери

С другой стороны, иконы порой содержат в себе ключ к той реальности, в которой жили наши предки.

— Прославленный наш музыковед, доктор искусствоведения Инна Назина изучала старинные музыкальные инструменты, в том числе, и по иконам. Посмотрите, вот ноты, вот инструменты, видно, как держали молитвенники во время пения, — разъясняет Борис Лазуко, указывая на икону, на которой изображен хор ангелов.

Этот рассказ стал вдохновляющей прелюдией к «Седой легенде». Просветленные и обогащенные знанием, выходили зрители из театра. Вечер белорусской культуры в Большом театре Беларуси явно удался.

juliaandr@gmail.com

Фото Большого театра Беларуси


Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter