Зрители, заполнившие 10 сентября Большой театр, были немало удивлены. Вместо объявленной «Богемы» они увидели и услышали совершенно новый спектакль – «Виллисы. Фатум» Джакомо Пуччини в постановке всемирно известной белорусской оперной певицы, а теперь и режиссера Оксаны Волковой.
Сюрприз оказался более чем приятным. После пятимесячного простоя, когда из-за эпидемической обстановки двери театра закрылись для публики, было радостно убедиться в том, что Большой по-прежнему в прекрасной творческой форме.
А больше всего порадовал сам спектакль, премьера которого вначале была заявлена на 23 апреля, затем – предосторожности ради – на 12 ноября и вот теперь вышла в свет одновременно с другой премьерой – «Пер Гюнт». Признаться, не припомню, чтобы Большой давал две премьеры с промежутком в день, да еще в начале сезона.
Режиссеры-дебютанты очень любят сверхпопулярные, заезженные названия, полагая, что публика быстрее купится, а критика скорее оценит оригинальность их концепции.
Оксана Волкова пошла другим путем. Для своей дипломной режиссерской работы она выбрала оперу малоизвестную, но при этом редкостно красивую, цельную и ясную по мысли и драматургии.
Для 24-летнего Джакомо Пуччини это тоже был дебют. Свое первое сценическое творение молодой композитор написал в 1883 году для конкурса одноактных опер в миланском журнале «Иллюстрированный театр». За основу сюжета взял рассказа Жана-Батиста Альфонса Карра о девушке, после смерти превратившейся в русалку («вилу» или «виллису») и жестоко отомстившей неверному возлюбленному. Кстати, тот же южнославянский миф лежит в основе оперы «Русалка» и балета «Жизель».
Пуччини, по обыкновению, работал в спешке, в партитуре оказалось множество ляпов, из-за чего она не была допущена к конкурсу. Тем не менее, год спустя оперу показали в миланском «Театро Даль Верме». Возможно, это случилось благодаря покровительству нотоиздателя Джулио Рикорди, который заметил талантливого юношу и ежемесячно выплачивал ему 300 лир. «Театр полон, огромный успех; ожидания превзойдены; восемнадцать выходов к публике; финал первого акта трижды повторялся на бис!» писал Пуччини матери в ту судьбоносную ночь.
А дальше… оперу забыли и до последнего времени исполняли крайне редко. В Беларуси – никогда.
– Минск не такой большой город. У нас не так много истинных поклонников и любителей оперного искусства. Приезжих, туристов у нас тоже немного, – отвечал бывший директор Большого театра Беларуси Владимир Гридюшко на вопрос, почему в афише сплошь репертуарные хиты.
Кстати, если бы не пресловутая пандемия, на премьере «Виллис» было бы множество зарубежных гостей.
– Сегодня прямо перед пресс-конференцией мне звонило Общество любителей оперного искусства из Вены с просьбой заказать сорок с лишним билетов на премьеру, – рассказывал в январе 2020-го тогдашний заместитель директора Большого театра Беларуси Владимир Рылатко.
Но и своей публики в театре вполне достаточно. Даже если зрители ничего не знали о премьере, а пришли просто на «Богему».
Тем сильнее удивление и восторг. Как хороша музыка, с каким вкусом и без надрывного символизма оформлена сцена и костюмы (художник-постановщик – лауреат Российской Национальной театральной премии «Золотая маска» Этель Иошпа), как чисто и выразительно звучат оркестр (дирижер-постановщик Иван Костяхин) и хор (народная артистка Беларуси, лауреат Государственной премии Республики Беларусь Нина Ломанович), как органично сплавлены друг с другом опера и балет… одна из центральных сцен – дуэт тенора и балерины! Отдельных похвал заслуживает работа балетмейстера-постановщика, народного артиста Беларуси Константина Кузнецова.
И, конечно, солисты, каковых в опере Пуччини всего трое: девушка Анна (народная артистка Беларуси, лауреат Государственной премии Республики Беларусь Анастасия Москвина), ее отец Гульельмо (народный артист Беларуси Владимир Громов) и неверный возлюбленный Роберто (лауреат международного конкурса Дмитрий Шабетя).
И если первых двух нет нужды представлять, настолько они известны и любимы, то Дмитрий Шабетя – новое яркое лицо на белорусской оперной сцене. Гомельчанин, выпускник Белорусской академии музыки (класс народного артиста России Эдуарда Пелагейченко), с 2019 года солист Большого театра Беларуси. Нашей публике известен лишь по роли Генриха в оперетте «Летучая мышь». А между тем, этот чудесный тенор как будто создан для опер Верди и Пуччини. Надеюсь, в самое ближайшее время он сможет это доказать!
Плюс в спектакле есть еще и Сирена-совратительница, партию которой изящно, обольстительно и страстно танцует балерина, народная артистка Беларуси Ольга Гайко. Ей аккомпанирует восхитительный кордебалет Большого театра.
– А что же постановка? – спросите вы.
На мой взгляд, превосходная. Режиссер сумел донести свою мысль, не жертвуя ни стилем, ни вкусом, ни гармонией целого. Можно даже не читать бегущую строку. Каждый момент действия ясен и понятен и приводит к пониманию главной идеи: нет ничего дороже родины, нет ничего дороже любви, а предательство непременно приводит к смерти. Духовной и физической.
Фото: Большой театр Беларуси