Актер Руслан Чернецкий — о слагаемых успеха, карьере на ТВ и помощи людям в качестве депутата

«В бешеном ритме мне комфортно»

Он не любит терять время и, кажется, нашел способ с ним договориться. Руслан Чернецкий успевает выступать на подмостках Национального академического драматического театра имени Горького и Молодежного театра эстрады, сниматься в кино, вести «Наше утро» на ОНТ, быть в роли ведущего на сцене крупнейших концертных площадок страны. Да и с должностью депутата Палаты представителей справляется. Секрет, уверяет, в любви к тому, что делаешь, и правильном отношении к жизни. Но только ли в этом?


Эксперимент — не всегда хорошо

— Руслан, последний год для вас особенно продуктивный. На «Лiстападзе» насчитала три работы с вашим участием, включая нашумевший «Черный замок» по роману Короткевича. Хочу спросить об анимационной премьере «Песня Сирин» от киностудии «Беларусьфильм», где вы озвучили бога Велеса. Проект достаточно необычный…

— Соглашусь, тем более что тема для анимации нетипичная. «Песня Сирин» рассказывает о славянской мифологии и существах, которые, согласно верованиям древних предков, населяли землю и небо. Мой персонаж Велес — мудрый, серьезный и рассудительный. Конечно, мне хотелось сделать его запоминающимся. (Улыбается.) Вообще, с озвучиванием мультфильмов за всю творческую биографию почти не сталкивался. С одной стороны, это похоже на то, что делают актеры для кино, но отличия есть. От голоса и интонаций в мульт­фильме зависят эмоции, характер — вообще все! У тебя есть только этот инструмент. И если умеешь правильно его использовать, тогда случается настоящая магия.

Фото из личного архива.

— Думаю, детскую аудиторию вы завоевали, а что насчет взрослой? Минчане в первую очередь привыкли видеть вас в НАДТ им. Горького, где свободных мест в зале не бывает…

— Театр славится хорошим репертуаром и сильными актерами, поэтому недостатка в зрителях действительно не чувствуем. Есть классические спектакли, постановки по современным произведениям. В общем, на любой запрос. Из последнего, где мне особенно нравится играть, выделил бы рок-оперу «Граф Монте-Кристо». Роль Эдмона Дантеса дорога не потому, что это центральный персонаж. Дело в особой глубине и возможности раскрыться в новом амплуа. Спектакль идет 2,5 года и имеет ошеломительный успех. Хотя с первой читки было понятно, что все сложится именно так.

— В прошлом месяце с «Графом» побывали на сцене Государственного Кремлевского дворца. Как реагировала российская публика на наших артистов?

— По-разному. (Задумывается.) В Москве мы запланировали два спектакля, и первый прошел очень тяжело и непривычно. Возможно, не хватило драйва, контакта со зрителями. Площадка, на которой предстояло работать, была меньше, чем обычно. А может, недоставало декораций, которые на гастроли привозим не все. Оправданий найдется много, но мы их не искали. Просто собрались командой, сделали работу над ошибками на репетиции — и результата, на который рассчитывали, добились. Все прошло великолепно. В конце второго спектакля зал аплодировал стоя! Если это не триумф, то что тогда?

Фото из личного архива.

— Российский режиссер Константин Богомолов ради полных залов готов выпустить на сцену голых актеров. Вам понятны такие эксперименты?

— Такие — точно нет. Даже не представляю, чему меня как зрителя должна научить обнаженка. Актеры старой школы всегда подчеркивали: театр — храм искусства. Для меня это актуально на все времена. Яркая форма должна быть, но есть ли за ней содержание? По сути, задача артиста — донести публике что-то важное. Но мне кажется, в атмосфере пошлости это вряд ли получится. Вот сейчас я даже вспомнил провокационную пьесу «Распутник», которую на сцене НАДТ поставил наш легендарный режиссер Борис Луценко. Там по сюжету предполагалось обнажение героев. А мне дают главную роль! Я наотрез отказался раздеваться и благодарен Борису Ивановичу, который заверил, что этого не потребуется. Он придумал интересное художественное решение: на время персонажи уходили в пантомиму. Из предметов на сцене — только стул. Благодаря этому удалось показать чувства, не обнажаясь, и сделать это тонко, эстетично. И самое главное — зрители поняли все.

Фото из личного архива.

— Эксцентричные роли для вас скорее исключение. А вот, например, военных играете с завидной регулярностью. Амплуа не приедается?

— Абсолютно нет. Каждый персонаж уникален, со своим характером. Это не может надоесть. Я и о Великой Отечественной слышал: дескать, пора прекращать говорить на эту тему. Столько снято, сыграно, написано и спето — хватит.  
Но время показывает, что, как только перестаем помнить о прошлом, в обществе начинается хаос. И события последнего времени это доказывают. А значит, нужно сохранять в себе и детям своим передавать простую и понятную вещь: самое страшное, что может с нами случиться, — война. Мы, белорусы, знаем это как никто другой. У нас погиб каждый третий. И никаких альтернативных мнений относительно событий прошлого быть не может. Лично для меня ценно, что в сохранении исторической памяти заинтересованы на уровне государства. Наш ­­­Президент держит оборону от всех нападок Запада и гнет свою линию. Ему удалось удержать страну в 2020‑м и, вне всяких сомнений, удастся отстаивать Родину дальше.

Энергия профессии

— Съемки в кино — вещь эмоционально затратная. Есть секреты, чтобы постоянно оставаться в тонусе?

— Скажу простую вещь, но это чистая правда: когда человек занимается тем, что любит, никаких дополнительных стимулов и секретов не нужно. Сама профессия дает много энергии. Хотя она и непростая. Конечно, у актеров не физический, а эмоциональный труд, но кто сказал, что он легкий? Смена в кино длится по 12 часов и более. И хорошо, если сразу попадаешь в роль. Потому что если нет, можно себя съесть изнутри. Тарковский говорил: ради того, чтобы добиться от актера нужного состояния, не брезгуйте никакими методами. Сейчас это то, чем руководствуюсь в профессии. И себя при этом не жалею. Как пример — однажды на съемках у меня случилась на редкость напряженная сцена, после которой просто рыдал. Ну и что? Поплачь — и работай дальше. Другое дело, что зрителю все это знать необязательно.


— Вы перфекционист?

— Перфекционист без перегибов. Просто не допускаю моментов, чтобы из-за количества работы страдало ее качество. Вот, допустим, через неделю мне предстоит провести концерт. Думаю, найдутся ведущие, которые откроют сценарий в тот же день и, наспех прочитав, спокойно выйдут на сцену. Возможно, они даже хорошо его проведут. Но я себе такого отношения позволить не могу. Хотя бы за пару дней мне нужно ознакомиться с программой, если есть возможность, порепетировать на площадке. Зато в день Х смогу со спокойной душой выйти и отработать на максимум. Тщательная подготовка — это ведь в том числе и про уважение к зрителям.

— А как готовитесь к ведению программы «Наше утро» на ОНТ?

— С такой же ответственностью. Конечно, на телевидении всегда можно сказать: «Стоп, давайте переснимем». Но зачем лишний раз усложнять работу тем, кто вокруг? Стараюсь все делать с первого дубля. А команда на ОНТ, к слову, замечательная. Начиная от коллег-ведущих и заканчивая техническим персоналом. Думаю, во многом благодаря директору дирекции утреннего вещания Татьяне Рудаковской, которая аккумулирует вокруг себя больших профессионалов и при этом на редкость позитивных людей. В какой бы день ни пришел на съемку, все готовы выкладываться на сто процентов, так что работать легко и приятно.


— Вы депутат Палаты представителей Национального собрания по образованию, науке и культуре. Что привлекло вас в политике?

— Еще в начале своего пути стал задумываться о главной цели, ради которой работаю. И недавно сформулировал для себя окончательно: все, что я делаю, направлено на изменение человека к лучшему. Посмотрев хороший спектакль, зритель не останется прежним. Его так или иначе затронут привычные для театра и кино темы: любовь, дружба, вера в лучшее. Депутат тоже влияет на мир, при этом решает конкретные проблемы людей. И я решил действовать. Имея большой опыт в сфере культуры, могу с практической точки зрения оценить новации, предложить идеи или подсказать коллегам-законодателям моменты, о которых они в силу своих профессий не знают. Это практическое участие в жизни страны. Избиратели обращаются ко мне с самыми разными вопросами, начиная от бытовых неурядиц и заканчивая проблемами в профессиональной деятельности. Стараюсь разобраться в нюансах и помочь.

На митинге памяти детей-узников концлагеря в Семково

Погода в доме

— Как муж и отец вы тоже состоялись. И кажется, уже намечается актерская династия?

— Действительно, дочь Арина горит моей профессией. С ранних лет снимается в кино. Для нас с женой все случилось неожиданно. Когда малышке было два года, вдруг заметили, что наша непоседа уже минут 20 как смотрит на сцену из-за кулис. Сначала не придали значения: мол, просто яркое представление. Дети на такое реагируют. А потом стало понятно: все гораздо серьезнее. Особенно после слов: «Папа, хочу быть, как ты, афисой». (Улыбается.) Дальше все случилось само собой.  
Наша знакомая предложила дочке эпизод в курсовой студенческой работе. Там и состоялся дебют. Для меня было удивлением, что 3‑летний человек может моментально включиться в процесс, живо реагирует на происходящее и даже учитывает замечания режиссера. Сейчас дочке девять, и она по-прежнему настроена превратить любимое увлечение в дело жизни.
С женой и дочкой на съемочной площадке. Фото из личного архива.

— То есть вы с супругой не против актерской карьеры дочери?

— В любом случае ребенка поддержим. Эта профессия не для всех, но, если таково желание дочки, почему нет? Мы с женой хорошо понимаем все плюсы и минусы. Познакомились на съемочной площадке, где Настя работала гримером. Она знает процесс создания фильмов изнутри, поэтому разногласий между собой у нас практически не бывает. С пониманием относится к моему частому отсутствию дома. В общем, нам друг с другом повезло.

— Проводить время вместе успеваете?

— Всегда стараюсь успеть домой пораньше, но не все зависит от меня. Бывают моменты, когда видимся мельком: я возвращаюсь домой — жена уже спит, и наоборот. Другая бы, наверное, устраивала скандалы, но Настя понимает и принимает мой образ жизни. Она тоже творческий человек, стилист, работает над созданием имиджа.  
С женой нам всегда есть о чем поговорить. На днях оба вернулись домой поздно, но проболтали до часа ночи. В таких мелочах и кроется секрет семейного счастья. Взаимопонимание и гармонию ни за какие деньги не купишь. И если уж получилось найти своего человека, его нужно беречь.
С дочкой Ариной. Фото из личного архива.

— Какой отдых предпочитаете? Многие не мыслят себя без путешествий.

— Есть такое выражение: «Лучший отдых — смена видов деятельности». Полностью с этим согласен. Четыре года назад появилась дача, но выбираемся туда с семьей нечасто. Беру в руки бензокосу — и вперед. Голова отдыхает. Если есть возможность, ловлю рыбу.  
Вообще, сидеть без дела для меня сложно, поэтому одного-двух дней отдыха всегда хватает. И вновь в привычную колею. Я счастливый человек, потому что не жду выходных, шести часов вечера, когда можно сбежать с работы домой. В бешеном ритме мне комфортно.  
Все потому, что однажды нашел свое дело. И искренне рекомендую тем, кто на распутье: пробуйте реализоваться во всем, что преподносит судьба. Жизнь — лучший сценарист, но выведет на верную дорогу лишь тех, кто не сдается.

На Новогоднем балу для молодежи во Дворце Независимости.

Звезды тоже люди


— На съемочной и театральной площадках никто не застрахован от выяснения отношений. Но на качестве кино и спектакля это не должно отразиться, — уверен Руслан Чернецкий. — Главное — общий результат, и актеры это хорошо понимают. Существование на сцене само по себе конфликт. Он может быть яркий и не очень, но это движущая сила. Для себя решил так: если уж что-то не задалось в отношениях с партнером, энергию противостояния лучше направлю в работу.

Начало положено


— Своим успехом я во многом обязан режиссеру НАДТ им. Горького Борису Луценко. Мои первые репетиции были в его постановке «Случайный вальс», состоявшей из песен военных лет. А первая роль — в «Трехгрошовой опере», — вспоминает актер. — Это был малюсенький эпизод. Страшно волновался перед выходом. А после испытал такую радость! За годы работы на сцене многое изменилось, но до сих пор перед спектаклем чувствую небольшое, знакомое всем творческим людям волнение.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter