Ситуация 1. «Поздравляем, вы выиграли смартфон, автомобиль, 10 000 рублей»
– Сообщения, в которых обещают моментально обогатить пользователя, не редкость в мессенджерах и соцсетях. Мошенники делают ставку на подсознательное желание человека получить выгоду или ценный приз без всяких усилий. Чаще всего такие сообщения приходят с поддельных профилей брендов, которые якобы проводят рекламную игру или акцию. При этом в оформлении ложных аккаунтов используется айдентика бренда – его название и логотип.Если вы получили подобный месседж, обратите внимание, кто является отправителем. Компании никогда не будут писать вам с личных страниц пользователей. Обращайте также внимание на ссылку, которую вам прислали, и адрес сайта – он должен выглядеть, например, так: ***.ru или ***.com. Но никак не ***-online.ru или ***-gifts.ru. Последние варианты – «мимикрия» под официальный сайт. Также компания не станет просить вас раскрыть личную информацию – паспортные данные или пароли.
Как быть
Новости о проведении любых акций и розыгрышей публикуются на официальных сайтах брендов. Также вы всегда можете проверить подлинность информации, связавшись с представителями компании по указанным на сайте телефонам. Обратите внимание и на само сообщение. Если в нем есть ошибки или опечатки, неточности, подозрительные ссылки или просьбы поделиться своими конфиденциальными данными, это повод задуматься.
Ситуация 2. «Уважаемый Иван Иванович, ваша банковская карта заблокирована»
– Еще одна эмоция, на которой любят играть мошенники, – страх. Особенно если он связан с потерей денежных средств. Получив сообщение о блокировке, не стоит сразу отвечать: вероятно, мошенник в процессе диалога попытается узнать данные вашей карты.Как быть
Не вступайте в переписку и не звоните на номер, с которого отправили сообщение. Чтобы узнать, что на самом деле происходит с вашим счетом, лучше всего связаться с кол-центром через мобильное приложение либо по номеру, указанному на карте или на сайте банка. Нельзя передавать данные своей карты (CVV-код, PIN-код), логин и пароль от интернет-банкинга, пароль 3D Secure, SMS-пароль, даже если их запрашивает человек, представившийся сотрудником банка: единственное, что он вправе уточнить, – четыре последние цифры карточки и Ф. И. О. владельца.
Ситуация 3. «Осталось два дня, чтобы спасти ребенка»
– Помощь тем, кто болен или попал в сложную жизненную ситуацию, – излюбленная тема для спекуляций: злоумышленники умело играют чувствами неравнодушных людей. Важно понимать, что официально сбором средств для лечения занимаются социальные организации и фонды, которые имеют свои аккаунты и сайты, а также близкие родственники, у которых есть медицинские заключения, подтверждающие основания для открытия благотворительного счета.Как быть
Если вы хотите пожертвовать деньги на лечение или решение социальной проблемы, лучше подробно изучить информацию в благотворительных организациях либо связаться с близкими пациента, которому просят помочь.
Ситуация 4. «К вам деловое предложение, гарантирован высокий доход»
– Работа в интернете давно стала привычным явлением: на сайтах с вакансиями можно найти много хороших предложений по сотрудничеству в удаленном формате. Но если вы не ищете работу и неожиданно получаете сообщение с приглашением в онлайн-проект, высок риск, что отправил его недобросовестный наниматель. Нередко в таких случаях соискателю предлагают купить оборудование, оплатить обучение или внести залог. Либо, наоборот, сообщают, что вложений не потребуется, а вас всему научат бесплатно. Такая переписка, как правило, заканчивается вопросом: «Скинуть подробную информацию?» Скорее всего, в следующем месседже найдете длинную инструкцию, подтверждающую, что серьезным делом такой проект не назовешь.Как быть
Почти о каждом работодателе можно прочитать отзывы в интернете. Если же Google не знает о крутой фирме с высокими зарплатами – существует ли она? Если вас пригласили на работу, не спешите рассчитываться за этот добрый жест приобретением товаров и услуг потенциального нанимателя. Зарплату должны платить вам, а не наоборот.
Ситуация 5. «На балансе задолженность, номер телефона будет заблокирован»
– Злоумышленник часто действует в паре с подельником, который выдает себя за представителя оператора связи и сообщает, что телефон отключат через 15 минут. Абонент начинает волноваться, особенно когда находится в роуминге, и нередко соглашается перечислить деньги на номер «резервного» телефона. Увы, баланс после этого не пополнится, а деньги со счета пропадут.Как быть
Да, ваша сим-карта ценна, к ней привязаны пароли от онлайн-банка, почты и многое другое. Но не идите на поводу у тех, кто требует незамедлительного перевода денег на неизвестный номер. Лучше решить вопросы напрямую с оператором позже, если в данный момент такой возможности нет.
Как борется с уловками мошенников Viber?
– В приложении для общения Viber вопрос безопасности и конфиденциальности пользователей является ключевым. Когда вы получаете сообщения от отправителя, которого нет в вашем списке контактов, приложение сразу предложит «прочитать сообщение» или «заблокировать контакт». Даже если выберете первый вариант, в диалоговом окне с пользователем сверху будут висеть кнопки «заблокировать» и «это спам». Нажав на них, вы закроете доступ контакту к своему профилю, и незнакомец больше не сможет написать вам.Чтобы другие пользователи не стали жертвами злоумышленника, вы можете передать информацию о нем в службу поддержки Viber:
♦ сделайте скриншот номера отправителя и полученных от него сообщений;
♦ перейдите на сайт support.viber.com и в открывшемся окне заполните форму обратной связи, рассказав о проблеме и прикрепив скрины.
В приложении для общения Viber все переписки и передаваемые данные защищены сквозным шифрованием. Это значит, что доступ к личным сообщениям и звонкам имеют только сам пользователь и его собеседник. Сообщения шифруются в момент отправки с устройства адресата и расшифровываются только на устройстве получателя. Никто, даже работники Viber, не может получить к ним доступ. Поэтому, если у вас возникает необходимость поделиться личной информацией в Viber, будьте уверены, что доступ к ней получит только ваш адресат.
zubkova@sb.by
Анна Знаменская