«Евгений Онегин» — это история о природе человеческих чувств.
Уже много лет «лирические сцены» Чайковского остаются одним из самых репертуарных оперных названий по всему миру. В Минске к «Евгению Онегину» впервые обратились в 1933 году. Еще не имея собственного здания, театр ставил спектакль в 1933‑м и 1936‑м — в последней версии в роли Татьяны выходила в том числе будущая прима Лариса Александровская. В военном 1942 году обновленную оперу показали на сцене в Саратове. Спустя четыре года появилась новая версия, а в 1954‑м постановочную группу возглавила легендарный дирижер Татьяна Коломийцева. И каждый раз спектакль ждал успех. А по-другому, уверен главный дирижер театра Артем Макаров, и быть не может:
— Потому что в его основе — союз двух гениальных мастеров, Пушкина и Чайковского. В карьере любого режиссера и дирижера-постановщика так или иначе однажды встретится «Евгений Онегин». Для меня нынешний спектакль уже пятый. И каждый раз мы наблюдаем новые концепции, приходится придумывать что-то особенное или, как в данном случае, добавлять фрагменты, которые были купированы.
«Евгений Онегин» — опера с танцевальными номерами. Примечательно, что в нынешней постановке открыты сцены, которые в театрах иногда убирают. Балетмейстером-постановщиком спектакля стал главный балетмейстер театра заслуженный артист России Игорь Колб.
— Открывшиеся фрагменты позволили мне шире посмотреть на эту оперу. Надо сказать, что места, в которых происходит действие, для меня близки и важны. Каждое лето я нахожусь в Пушкинских Горах. Михайловское, Тригорское, Петровское — все эти музеи, усадьбы оказали большое влияние на меня. Поэтому, когда пришло предложение от Анны Моторной о сотворчестве, я согласился. Это была возможность взглянуть на пушкинскую историю по-новому, — признается Игорь Павлович.
Режиссер оперы Анна Моторная (к слову, уроженка российского Нижнего Тагила) уверена: «Евгений Онегин» — это история о природе человеческих чувств и, если брать шире, обо всех нас.
— «Энциклопедия русской жизни» — этого определения Белинского никто не отменял. Ларинское общество — вокруг нас. Изменились только костюмы, а смысл остался. Пушкин и Чайковский создали, на мой взгляд, абсолютно гениальное произведение. Иногда слышу: мол, современные дети не читают классику. Значит, мы должны сделать так, чтобы читали. Мы не создавали этот спектакль для старшего поколения. Зритель 40+ придет в театр всегда. Наша задача сегодня — привлечь в театр молодежь. «Евгений Онегин» — это шедевр, и мы не имеем права его испортить, но должны сделать его близким, понятным, щемящим. Это заложено в традициях русской культуры. Она имеет особую интонацию, образы, которые всегда хватают, цепляют и держат зрителей до конца.
Второй показ обновленного спектакля состоится на Минском международном Рождественском оперном форуме 12 декабря и третий — в Татьянин день, 25 января. В роли князя Гремина увидим солиста обоих Больших театров Союзного государства — баса Андрея Валентия.
LEONOVICH@SB.BY