Что стоит за бумом на «ужастики»?

Ужас, и не только

В четверг, к великой радости поклонников фильмов ужасов в целом и Стивена Кинга в частности, в кинопрокате стартовала лента «Оно-2». Нам вновь предстоит встретиться с демоническим Пеннивайзом и «Клубом неудачников», опять будет много крови, саспенса и жути. И если один участник нынешнего спора уже в предвкушении и планирует поход в кино в ближайшие же дни, то другого туда никаким попкорном не заманишь. Как и вообще на «ужастики», которые последнее время в страшной моде: редкий месяц обходится без 5 — 6 таких премьер, причем не только голливудских. Кладбища домашних животных, призраки, монстры, женщины в черном, зловещие дети, клоуны-маньяки... Чем нас только не пугают! А зачем? Вот главный вопрос, на который оба спорщика отвечают по-разному.


Под маской Пеннивайза

Людмила ГАБАСОВА
Давно и трепетно я, Рома, люблю хорошие «ужастики». И на «Оно-2» пойду уже во вторник, больно уж хороша была первая часть — атмосферная, стильная, изобретательная, а как гениально там играют дети! Что показательно, ее среди моих знакомых посмотрели даже те, кто на дух не переносит страшилки и с достаточно невинного «Багрового пика» Гильермо дель Торо пытался сбежать. И это одно из объяснений, почему качественные фильмы в жанре хоррор — в фаворитах современного кино. Зрители все-таки покупаются не на собственно ужасы, а на нечто более глубокое. В большинстве таких картин «повышенной привлекательности» заложены захватывающая идея, драматичный сюжет, уникальная история, развязки которой зритель ждет, открывши рот. Космическая сага про «Чужих» — это тебе, знаешь ли, не романтические комедии, написанные по одному лекалу, не экранизация примитивных комиксов. Это новый этап и целый мир.

О второй причине популярности «очень страшного кино» говорил еще создатель жанра Хичкок: страх — эмоция стрессовая, а стресс благотворен, физиологически необходим организму. Тем более для современного человека — изнеженного, пресыщенного, скучающего. В комфортной атмосфере кинозала мы, переживая и страдая вместе с героями, получаем свою порцию адреналина, а еще — гормонов счастья, когда добро побеждает зло. Перевариваем в себе страх и над ним поднимаемся. Какая-никакая, а работа над личностным ростом. Прибавь сюда детское ощущение: вот там ужас-ужас, а я в домике, все мои проблемы рядом с этим не стоят выеденного яйца. Своеобразная психотерапия. В общем, это такие крутые американские горки, только в кино и исключительно для души.

«Страх вовсе не в опасности, он в нас самих» (Стендаль).

Поклонников «ужастиков» сегодня — великое множество. Убедись на любом кинематографическом форуме. Они каждой премьеры ждут, заранее спорят, предвосхищают, она им нужна. Да и в прокате такие картины почти всегда прекрасно окупаются. Даже без суперзвезд в главных ролях и гигантских вложений. Даже в странах, где только начинают подступаться к жанру. К примеру, в России еще за несколько месяцев до старта первой части трилогии «Гоголь» ничто не предвещало успеха. Его создатели скорее рассчитывали привлечь внимание к будущему телесериалу. То, что это не аперитив к основному блюду, а бомба, стало ясно после первых закрытых показов для представителей кинотеатров. Сборы первой же серии фактически отбили все затраты. Дальше фильм только приносил прибыль. Не удивляюсь, что Надежда, младшая дочка чующего конъюнктуру рынка за версту Никиты Михалкова, тоже решила дебютировать как режиссер именно с «ужастиком». Окупаются и детские квесты в стиле хоррор, и книжки со всевозможными страшилками, и маски из «Крика»… Потребителю хорошо, бизнесу хорошо, чего же нам с тобой ворчать? Или ты не помнишь историй про черную руку и черное пианино, которые ввергали в священный трепет младших советских школьников?

Говорят, в популярности «ужастиков» есть определенная цикличность. Они поднимаются на гребень волны во времена тревожные, смутные. Например, классические монстры Universal бесчинствовали в разгар Великой депрессии, а накануне дефолта появился, наверное, первый российский фильм про серийного маньяка — «Змеиный источник». Мы тоже живем в очень неспокойном мире. Оглядись вокруг! Может, человечество просто рефлексирует так, в жанре хоррора? Гоня от себя мысль о том, что слишком много допущено геополитических ошибок? На мой взгляд, они куда страшнее, чем все выходки кровавого Пеннивайза.


Адреналин нам еще пригодится


Роман РУДЬ
Говоришь, поклонников ужастиков великое множество? Вот этот факт меня пугает похлеще самого страшного кино. Выходит, что человечество не сильно изменилось со Средневековья. Правда, в те времена, чтобы пощекотать себе нервишки, люди по воскресеньям ходили на главную площадь — полюбоваться на публичные казни. Посмотреть, как сжигают ведьму или вешают воришку. И тихонько порадоваться, что эти кошмары происходят не с ними. Чтобы (как ты там сказала?) испытать благотворный стресс. Сегодня та же цель приобрела более цивилизованные формы, но суть, подноготная, изнанка этого явления одна и та же: низменные инстинкты и нездоровые страсти. По-моему, в наше время должно быть неловко признаваться в нежной любви к подобным зрелищам. Это если взглянуть со стороны морали.

Чисто с медицинской точки зрения — тоже ничего радужного. Не буду говорить о психологических последствиях вроде бессонницы и появления разных фобий. А вот известно ли тебе, Людмила, о любопытном эксперименте, проведенном учеными Лейденского университета? Они взяли две группы добровольцев, одной из которых показывали фильмы ужасов, а другой — невинное документальное кино. Потом у всех брали кровь для анализа. Так вот, оказалось, что выражение «кровь стынет в жилах» отнюдь не метафора. Оно отражает реальную биологическую реакцию организма на страх. У первой группы сразу после просмотра страшных картин резко увеличивался уровень белка, отвечающего за свертывание крови, заживление ран и т.д. То есть организм человека, испытывающего ужас, заранее готовился к кровопотере от возможных ранений и вырабатывал излишнее количество белка, чтобы снизить ее. Что это может означать, ты наверняка знаешь. Тромбоз, инсульт — и привет. Напротив, у тех людей, которые смотрели мирную документалку, снижалось содержание белка, свертывающего кровь. Зачем же по собственной воле подвергать свое здоровье ненужному риску?

«Страх и печаль, надолго овладевшие человеком, располагают к болезням» (Гиппократ).

Хотя я, конечно, догадываюсь зачем. Наркоманы ведь тоже регулярно рискуют ради особых ощущений. Поклонники кинематографических ужасов, выходит, те же наркоманы — только адреналиновые. Им не нужно прыгать с парашютом или подниматься на горные пики, чтобы организм выбросил в кровь новую дозу «гормона страха» — смотри кино да испытывай учащенное сердцебиение. Обливайся холодным потом в абсолютной безопасности. Беда лишь в том, что жизнь без подобных встрясок становится скучна, и любители хорроров начинают все чаще вызывать у себя искусственное чувство смертельной угрозы. Они забывают, что адреналин — штука довольно дефицитная, он нам нужен для преодоления реальной опасности, а не для жевания попкорна. И вот когда понадобится на самом деле убегать или защищаться, химической подмоги от организма можно и не дождаться. Она вся растрачена за просмотром жутких кинолент.

Кстати, о реальной, а не выдуманной сценаристами жизни. Ты вот называешь современного человека изнеженным и скучающим, а мне кажется, что до нас еще не было поколения, живущего в столь стрессовом состоянии. И дело не в постоянной борьбе за кусок хлеба, как это было у наших предков. Чай, не голодаем. Причина наших тревог — в запредельной информированности, какую раньше не испытывал людской род. Проще говоря, мы слишком много знаем. О кровавых преступлениях и жестоких терактах, страшных ДТП и стихийных бедствиях, техногенных катастрофах и локальных войнах. Вот уж где действительно леденящая жуть. Так неужели этих новостей не хватает, чтобы и без ужастиков ощутить, как страшно жить? Зачем дополнительно ввергать себя в пучину тревог и беспокойства? Чтобы превратиться в окончательных психопатов?

Нет, Людмила, я не согласен. Если уж в кино — то на добрую семейную комедию, веселый мультфильм или романтическую мелодраму. Хотя бы в кино вспомнить, что жить можно без бегущих по спине мурашек.

rud@sb.by

Брейк!


Мне все ясно, ваш спор явно залег где-то в плоскости между Эросом и Танатосом. Людмила, например, способна разогнать в себе под «ужастик» гормоны и получить дофаминовое наслаждение. А Роман, скорее всего, погружен в свой внутренний мир настолько, что жанром хоррор его не проймешь. Ничего страшного. Я вообще вижу мир сквозь циничные финансовые очки: если в 1996 году в Голливуде было снято всего 7 фильмов ужасов, то сейчас в 10 раз больше. Отличный бизнес.

В чем вы оба, безусловно, правы, так это в том, что жизнь круче любого сценария. Наша с вами новая реальность подгоняет немало поводов для страхов, из перечисленных добавлю еще один — киносценарии уже пишут нейросети, не люди. Вот ведь где ужас. Старина Стивен Кинг, безусловно, мастер, но его место занимают компьютерные программы. Я посмотрела недавно один такой фильм, снятый по сценарию нейросети, и, доложу вам, испытала страшный дискомфорт. Во-первых, смысла в кино не уловила, почувствовав себя второсортным мясным человечком, которым Оно — бесформенная неуловимая сеть — вообще не интересуется. И как с этим взаимодействовать — непонятно. Пойти, что ли, на старый добрый «ужастик» для успокоения и релаксации?..

 Виктория ПОПОВА


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter