И покорить
Вряд ли история искусства знает примеры, чтобы служанка издавала журнал о живописном авангарде... А потом сама заняла достойное место на европейском художественном Олимпе.
Если бы Наде Ходасевич, девочке из небольшой белорусской деревеньки Осетищи, что под Витебском, сказали, что она станет известным в Европе художником, женой одного из крупнейших мастеров кисти Старого Света, близким другом культовой фигуры мирового искусства ХХ столетия, она бы вряд ли поверила. Слишком далеки от этого были реалии ее детства в дореволюционной Белоруссии...
К Фернану Леже!
Надя Ходасевич стремилась рисовать в любую свободную минуту. Впрочем, этих свободных минут было немного, в основном ночью, когда семья после тяжелого трудового дня укладывалась спать. Надя тайком зажигала коптилку — плавающий в масле фитилек, и начинался творческий процесс. Но, как правило, вскоре кто–то из старших вставал и отчитывал девочку за транжирство масла. После этого она еще долго горько плакала в темноте...
Однажды в каком–то журнале, неведомо откуда попавшем в деревню, Надя нашла статью о французской живописи. Творчество художника представилось деревенской девчонке тем делом, которое могло дать смысл существованию. Впервые пришла мысль — в Париж, в город художников! Какой он, этот Париж, Надя и представления не имела, но упрямо твердила всем, что поедет туда учиться на художника! Родные и соседи смотрели на нее как на сумасшедшую, а мальчишки бегали за ней по улице и дразнили: «Надька, Надька, покажи Париж!»
Вскоре наступили трудные времена — Первая мировая война, революция. Надины руки, которые жаждали держать мольберт и кисть, долгое время не выпускали тяпку или лопату. Было не до рисования. Но когда Наде исполнилось 15, она самовольно уезжает учиться в Смоленск, в государственные мастерские живописи. Руководил ими художник Стржеминский, он читал великолепные лекции по истории искусства... Преподавали в мастерских и другие яркие личности, в том числе Казимир Малевич, вошедший в историю мирового искусства своим знаменитым «Черным квадратом».
И в Смоленске Надя ни на минуту не забывает о своей мечте. Случайно в одной из библиотек она наткнулась на журнал, где было интервью знаменитого французского художника Фернана Леже. С этой минуты мечта Нади о поездке в Париж приобрела точный адрес: «К Фернану Леже!»
На полпути к цели
Как–то Надя узнает, что одна польская семья едет в Варшаву. Посмотрев географическую карту, она поняла: это как раз на полпути к Парижу. И решается ехать, не зная, что покидает Родину не на время, а на всю жизнь...
В Варшаве Наде удается устроиться на жительство в монастыре. Для реализации главной мечты нужны были деньги, и она, не покладая рук, трудится в разных местах. А чтобы не терять времени даром, поступает в Варшавскую академию художеств. Здесь она ошарашивает коллег–студентов революционными художественными лозунгами о неоискусстве, супрематизме, почерпнутыми в Смоленске. В конце концов юную ниспровергательницу традиций, чтобы не сбивала с толку остальных, изолируют в отдельную мастерскую...
В академии у Нади начинается роман с молодым художником Станиславом. Однажды их свидание совпало со службой в монастырском костеле, которую Надя как обитательница монастыря по уставу пропускать не могла. Надя рвалась к любимому, а возмущенные монашки заперли ее в келье на одном из верхних этажей. Девушка собрала со всех кроватей подушки и побросала их вниз под окно. Затем, связав простыни, стала спускаться вниз. Простыней хватило на половину высоты, поэтому подушки оказались кстати...
Наде грозило изгнание из монастыря. И тут Станислав предложил ей руку и сердце. Его мать была категорически против, но юноша грозился уйти из дому, и она в конце концов сдалась. Поскольку молодые были еще несовершеннолетними, разрешение на брак необходимо было получать у самого Папы Римского...
Выйдя замуж, Надя заражает своей парижской мечтой и мужа. Она уговаривает Станислава написать письмо Фернану Леже с просьбой принять их на учебу. На удивление, приходит положительный ответ...
В городе мечты
В Париже молодые поселяются в семейном пансионе и благополучно поступают в Академию Фернана Леже. Через несколько лет у них родилась дочь. Но отношения Нади с мужем после этого разладились. Станислав возвращается в Польшу, чтобы служить в армии. Надя остается одна с дочкой без средств к существованию. И тогда она идет к хозяйке семейного пансиона и просит взять ее на работу служанкой. Хозяйка долго не могла понять, о чем говорит жилица одной из ее лучших комнат...
Надя с дочкой перебираются в каморку на верхнем этаже, и начинается совсем другая жизнь. Надо было вставать в пять утра, бежать за продуктами, готовить, убирать, нянчить дочь, вечером — в академию. Так продолжалось несколько лет. Польский свекор присылал деньги, но Надя отсылала их обратно. Однажды, зная, что у невестки нет теплой одежды, свекор прислал ей приличную сумму на хорошую шубу. «Ты — единственная кормилица моей внучки, — написал он, — береги себя!» Надя покупает дешевую шубейку из кролика, а на оставшиеся деньги... начинает издавать журнал об искусстве, сама не умея еще как следует читать по–французски!
Надя нанимает редактора, и журнал вскоре выходит в свет. Всего вышло три его номера, в которых печатались стихи известных поэтов, картины и рисунки Пикассо, Брака, Леже, Ле Корбюзье и других. Обложку для первого номера сделал Фернан Леже. Выручки от продажи журнала хватало только на бумагу и типографию. Творческие планерки издателя и редактора часто происходят в перерывах между мытьем посуды и уборкой туалетов.
Вряд ли история искусства знает примеры, чтобы служанка издавала журнал о живописном авангарде...
В дни войны
Однажды в электричке Надя знакомится с элегантным красивым господином по имени Жорж Бокье, служащим в министерстве почты и телеграфа. Он становится возлюбленным Надежды. Вскоре Жорж тоже поступает в Академию Леже. (Впоследствии он становится одним из первых учеников и помощников мэтра.) Вскоре Надя расстается с работой служанки в пансионе, так как Леже приглашает ее в академию в качестве преподавателя–ассистента.
Началась Вторая мировая война. Бокье уходит на фронт, а Надя начинает активно участвовать в движении Сопротивления. На предупреждения друзей об опасности отвечает: «Я не мышь, чтобы сидеть в норе!..» Нередко, рискуя, расклеивает в ночном Париже листовки. Как–то, спасаясь от шпика, она спряталась в парикмахерской, но «хвост» ждал ее у выхода. И тогда Надя обрезает свою великолепную черную косу и... выходит на улицу эффектной блондинкой! Шпик не узнает ее в новом облике...
Сразу после освобождения Франции Надя решила помочь находящимся в стране советским военнопленным, организовав для этого аукцион. Обратилась за помощью к Леже, Пикассо, Матиссу, Браку — и ни от кого не ушла с пустыми руками. Собрала в итоге более полутора сотен картин, и сумма переданных в советское посольство денег оказалась весьма внушительной...
Супруга мэтра
Вскоре с войны вернулся Бокье, и их роман возобновился. Надя продолжает работать в академии с Фернаном Леже, и сама успешно занимается живописью. В 1951 году у Леже умирает жена. Одинокий, он стал часто приходить к Наде по вечерам. Жалость к учителю, многолетние сотрудничество и дружба — все это привело к тому, что Надя уходит от Бокье и становится женой человека, судьба которого давно стала для нее своеобразной путеводной звездой.
Супруги купили под Парижем дом — бывшую гостиницу под поэтическим названием «Под раскидистой липой», где работали в мастерских на разных этажах: Леже — на первом, Надя — на втором. Надя любила петь за работой белорусские народные песни. Едва она умолкала, как снизу раздавался стук палки в потолок — Леже требовал продолжения...
Три с половиной года Надежда была женой и другом великого мастера. К ним приезжали гости из многих стран мира. В том числе и из СССР: знаменитые мастера кино Александров, Юткевич, Орлова, Ладынина, писатель Эренбург. Для мэтра Надя оказалась просто находкой, она старалась всячески облегчить жизнь старому художнику. Его друзья говорили между собой: «Ну наконец–то Леже счастлив... Впервые...»
Мономузей Фернана Леже
В 1955 году великий художник умирает, завещав все свое наследство жене. Надя возвращается к Жоржу Бокье, и они, два ученика Леже, начинают думать о том, как увековечить память учителя. Надя не хотела отдавать картины мужа в Музей современного искусства в Париже, где они были бы только репликой в многоголосом собрании живописи ХХ столетия. Так возникла идея создания мономузея, посвященного одному художнику.
За месяц до смерти Леже купил в Бьоте, маленьком городишке на берегу Средиземного моря, небольшой дом. Надя решила, что именно там будет создан музей Фернана Леже. В мае 1960–го состоялось его торжественное открытие под почетным председательством художников Жоржа Брака, Пабло Пикассо и Марка Шагала. А через десять лет Надя и Жорж передали музей Леже в дар французскому народу.
Встреча с Родиной
На Родину Надежде Леже удалось попасть уже после смерти мужа. Проездом в Москву она заехала в белорусское село Зембин, где, так и не дождавшись ее, умерли родители, где жила ее старшая сестра. По такому случаю собрались и братья, с которыми последний раз виделась 35 лет назад. Сестра при встрече растерялась: «Как ты повзрослела, Надя!» В Белоруссии, пережившей тяжелую войну, все изменилось до неузнаваемости. Надежда побывала в зембинской школе, где пообещала землякам помощь в их художественном образовании.
Вернувшись в Париж, Надя заказывает репродукции произведений живописи, составивших славу мирового искусства от средних веков до наших дней. Была собрана большая коллекция — более 2 тысяч экземпляров, и вся перевезена в СССР. Она путешествовала по многим городам, но прежде всего побывала в зембинской школе в Белоруссии.
Клуб знаменитостей
По большому счету, Надежда Ходасевич–Леже — простая белорусская крестьянка с Витебщины — сумела не только увидеть Париж, но и покорить этот великий город. Дружбой с Надеждой Леже дорожили многие знаменитости. В том числе и сам Марк Шагал. Из своих поездок на Родину Надя всегда привозила ему буханку черного хлеба и селедку, которые они тут же вдвоем уничтожали, вспоминая милую сердцу Белоруссию. Шагал тосковал по Родине, мечтал съездить туда, но преклонный возраст и больное сердце не позволяли эту мечту осуществить.
Надежда была не только верным соратником знаменитого «примитивиста ХХ века» Фернана Леже, эта удивительная женщина и сама заняла достойное место на европейском художественном Олимпе. Ее работы выставлялись в крупнейших художественных музеях Старого Света и СССР, есть они и в Беларуси в собрании Национального художественного музея.
Особого успеха Надежда добилась в монументальном искусстве. В Бьоте на территории музея Леже собраны ее знаменитые мозаичные портреты, среди которых Ленин, Крупская, Прокофьев, Торез, Лев Толстой, Чайковский, Пикассо, Эйзенштейн, Маяковский, Плисецкая, Гагарин, — эдакий своеобразный клуб мировых знаменитостей.
Алесь ГИБОК–ГИБКОВСКИЙ.