Общая сумма заключенных контрактов — более 7 млн долларов: Владимир Улахович — об итогах крупнейшей выставки пищевой отрасли Gulfood 2021 в Дубае

Увесистый экспортный портфель

В конце февраля закончила свою работу крупнейшая выставка пищевой промышленности Gulfood 2021 в Дубае. Для участвовавших в ней 25 белорусских предприятий она завершилась очень успешно. Контракты на общую сумму более 7 млн долларов подписаны с партнерами из ОАЭ, Бангладеш, Ганы, Египта, Иордании, Ирана, Ирака, Йемена, Ливана, Ливии, Пакистана, Саудовской Аравии, Сербии и Сирии. Подробнее об итогах участия нашей делегации в масштабном мероприятии, а также о выставочных трендах на текущий год в интервью «Р» рассказал председатель Белорусской торгово-промышленной палаты Владимир Улахович.

В крупнейшей выставке пищевой промышленности Gulfood 2021 в Дубае приняло участие 25 белорусских предприятий.
cci.by

Первые результаты

— Владимир Евгеньевич, насколько успешно, по вашему мнению, выставка Gulfood 2021 прошла для белорусских экспонентов? 

— Уже сейчас могу сказать, что результаты ее достойные. Общая сумма контрактов превысила 7 млн долларов. В нынешних условиях это хорошая прибавка к нашему экспортному портфелю.

Особую роль в заключении контрактов сыг­рали производители молочной продукции, которые представили в Дубае высококачественные натуральные продукты. Например, Рогачевский молочно-консервный комбинат заключил контракт на поставку первой партии сливочного масла в ОАЭ.

Большой интерес у посетителей выставки также вызвала продукция Солигорской птицефабрики. В результате куриные и перепелиные яйца, копченные по уникальной технологии, вышли в финал конкурса Gulfood Innovation Awards 2021 в категории «Самый инновационный продукт из мяса и птицы».

— Можно ли ожидать заключения новых контрактов, кроме уже обозначенных?

— Любая выставка имеет как краткосрочный, так и долгосрочный эффект. Краткосрочный достигается при хороших партнерских отношениях и когда продукция уже известна. В этом случае мы используем площадку выставки для подписания контрактов. Долгосрочный эффект проявляется, когда предприятия подписывают контракты через два или три года после участия в выставке. Таковы условия ведения коммерческих отношений на международном уровне. Как правило, необходимо пройти оценку качества, проверить добропорядочность контрагентов. Уверен, долгосрочный эффект от выставки Gulfood 2021 будет непременно.

Особую роль в заключении контрактов сыграли производители молочной продукции.

Противоэпидемический этикет

— Каковы ваши впечатления от уровня организации такой масштабной выставки с точки зрения соблюдения противоэпидемических мер?

— Выставка была организована при соблюдении всех санитарных норм. Это масочный режим, дистанцирование, специально увеличенное расстояние между стендами. Посещение ее было организовано только по предварительной регистрации. Все участники сдали соответствующие тесты и находились в постоянном контакте с санитарно-эпидемиологическими службами ОАЭ. 

Из-за пандемии мировая выставочная деятельность практически остановилась, и сейчас есть лишь единичные примеры, когда выставки проводятся офлайн. Организаторы этого салона в Дубае пошли на этот шаг, так как в марте в ОАЭ планируют завершить тотальную вакцинацию населения. 

Цифровое зеркало

— Расскажите подробнее о гибридной составляющей проекта — виртуальном сопровождении белорусской экспозиции.

— Наш гибридный стенд — уникальный проект. Он позволяет упрощать поиск продукции и повышать эффективность работы экспонентов. Работая через QR-код, вы можете предварительно посмотреть продукцию и получить адрес компании. Прямой обмен визитками в этом случае необязателен.

По сути, наш реальный павильон имеет виртуальное зеркало. Эта онлайн-площадка начала работу еще до начала выставки и продолжит функционировать в течение двух недель после окончания офлайн-мероприятия. В дальнейшем каждое наше выставочное мероприятие мы планируем сопровождать таким виртуальным зеркалом. 

Любая выставка имеет как краткосрочный, так и долгосрочный эффект.

Выставочные тренды ближайшего будущего

— Начался ли уже процесс размораживания международной выставочной деятельности после пандемии, или об этом пока еще рано говорить?

— Однозначно обращаю ваше внимание на то, что есть очень высокий отложенный спрос бизнеса на возвращение к нормальной деловой жизни. Находясь уже год в карантинных условиях, многие предприятия попадают в критическую зону, когда есть опасность потерять деловых парт­неров, а новых контрактов нет. Безусловно, сегодня проводится много онлайн-мероприятий, но виртуально подписать контракт гораздо сложнее. 

Кроме того, выставки — это огромная мировая индустрия. Ежегодно проводится около 30 тысяч выставочных мероприятий, в которых участвует около 5 млн предприятий, а посещают их примерно 300 млн человек. В этот процесс вовлечены крупные выставочные центры, которые финансируются из государственного бюджета или частными компаниями. У них есть огромная заинтересованность, чтобы вернуться на рынок. Сейчас, на мой взгляд, мы стоим на пороге того, что меры эффективного сохранения здоровья серьезно усовершенствуются и во втором полугодии 2021 года мир вернется в более упрощенных ограничительных форматах традиционных выставок. 

— В каких крупных выставочных мероприятиях в этом году примут участие белорусские предприятия? 

— В своей работе мы руководствуемся двумя планами. Первый — план национальных экспозиций, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь. По этому плану ближайшее крупное мероприятие — международная промышленная выставка «ИННОПРОМ» в Екатеринбурге, которая запланирована на июнь. 

Второй план — это индикативный план БелТПП, который включает около 40 выставок. Среди них — масштабная выставка белорусских производителей Made in Belarus в Узбекистане, которую мы готовим в ответ на выставку национальной продукции «Сделано в Узбекистане», организованную в Минске в 2019 году.

Конечно, запланированное количество выставок на 2021 год амбициозное, но все мероприятия прошли серьезный фильтр. В наших планах только те мероприятия, где для белорусской продукции есть свободная ниша. В 2019 году, до пандемии, мы провели 45 выставок в 25 странах. По расчету — одна зарубежная выставка в две недели. Шаг за шагом планируем возвращаться к прежнему темпу.

Говоря о настроении наших предприятий, могу сказать, что за время пандемии они стали более агрессивными в поиске контрактов и новых рынков. Беларусь — страна с открытой экономикой, для нас экспорт — это вопрос суверенитета. Поэтому те компании, которые тотально ориентированы на экспорт, всегда мобильны. И для них эффективным инструментом продвижения товаров и услуг остается участие в выставках. Однако в нынешних условиях конкуренция стала жестче, в некоторых странах в ответ на кризис началось возрождение протекционизма. Это уже конкретный вызов для каждого предприятия, и на него надо ответить. 

В нашей стране есть различные инструменты поддержки экспорта — финансовые, инфраструктурные, административные. Но можно иметь все эти инструменты поддержки и не получить результата, потому что все замыкается на человеке, на его компетенциях, мотивации и возможностях. В БелТПП мы уже третий год реализуем большой образовательный проект «Академия экспорта», в рамках которого эффективно готовим белорусские предприятия в том числе и к участию в международных выставках.

kryzhevich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter