В крупнейшей выставке пищевой промышленности Gulfood 2021 в Дубае приняло участие 25 белорусских предприятий.
Первые результаты
— Владимир Евгеньевич, насколько успешно, по вашему мнению, выставка Gulfood 2021 прошла для белорусских экспонентов?— Уже сейчас могу сказать, что результаты ее достойные. Общая сумма контрактов превысила 7 млн долларов. В нынешних условиях это хорошая прибавка к нашему экспортному портфелю.
Особую роль в заключении контрактов сыграли производители молочной продукции, которые представили в Дубае высококачественные натуральные продукты. Например, Рогачевский молочно-консервный комбинат заключил контракт на поставку первой партии сливочного масла в ОАЭ.
Большой интерес у посетителей выставки также вызвала продукция Солигорской птицефабрики. В результате куриные и перепелиные яйца, копченные по уникальной технологии, вышли в финал конкурса Gulfood Innovation Awards 2021 в категории «Самый инновационный продукт из мяса и птицы».
— Можно ли ожидать заключения новых контрактов, кроме уже обозначенных?
— Любая выставка имеет как краткосрочный, так и долгосрочный эффект. Краткосрочный достигается при хороших партнерских отношениях и когда продукция уже известна. В этом случае мы используем площадку выставки для подписания контрактов. Долгосрочный эффект проявляется, когда предприятия подписывают контракты через два или три года после участия в выставке. Таковы условия ведения коммерческих отношений на международном уровне. Как правило, необходимо пройти оценку качества, проверить добропорядочность контрагентов. Уверен, долгосрочный эффект от выставки Gulfood 2021 будет непременно.
Особую роль в заключении контрактов сыграли производители молочной продукции.
Противоэпидемический этикет
— Каковы ваши впечатления от уровня организации такой масштабной выставки с точки зрения соблюдения противоэпидемических мер?— Выставка была организована при соблюдении всех санитарных норм. Это масочный режим, дистанцирование, специально увеличенное расстояние между стендами. Посещение ее было организовано только по предварительной регистрации. Все участники сдали соответствующие тесты и находились в постоянном контакте с санитарно-эпидемиологическими службами ОАЭ.
Из-за пандемии мировая выставочная деятельность практически остановилась, и сейчас есть лишь единичные примеры, когда выставки проводятся офлайн. Организаторы этого салона в Дубае пошли на этот шаг, так как в марте в ОАЭ планируют завершить тотальную вакцинацию населения.
Цифровое зеркало
— Расскажите подробнее о гибридной составляющей проекта — виртуальном сопровождении белорусской экспозиции.— Наш гибридный стенд — уникальный проект. Он позволяет упрощать поиск продукции и повышать эффективность работы экспонентов. Работая через QR-код, вы можете предварительно посмотреть продукцию и получить адрес компании. Прямой обмен визитками в этом случае необязателен.
По сути, наш реальный павильон имеет виртуальное зеркало. Эта онлайн-площадка начала работу еще до начала выставки и продолжит функционировать в течение двух недель после окончания офлайн-мероприятия. В дальнейшем каждое наше выставочное мероприятие мы планируем сопровождать таким виртуальным зеркалом.
Любая выставка имеет как краткосрочный, так и долгосрочный эффект.
Выставочные тренды ближайшего будущего
— Начался ли уже процесс размораживания международной выставочной деятельности после пандемии, или об этом пока еще рано говорить?— Однозначно обращаю ваше внимание на то, что есть очень высокий отложенный спрос бизнеса на возвращение к нормальной деловой жизни. Находясь уже год в карантинных условиях, многие предприятия попадают в критическую зону, когда есть опасность потерять деловых партнеров, а новых контрактов нет. Безусловно, сегодня проводится много онлайн-мероприятий, но виртуально подписать контракт гораздо сложнее.
Кроме того, выставки — это огромная мировая индустрия. Ежегодно проводится около 30 тысяч выставочных мероприятий, в которых участвует около 5 млн предприятий, а посещают их примерно 300 млн человек. В этот процесс вовлечены крупные выставочные центры, которые финансируются из государственного бюджета или частными компаниями. У них есть огромная заинтересованность, чтобы вернуться на рынок. Сейчас, на мой взгляд, мы стоим на пороге того, что меры эффективного сохранения здоровья серьезно усовершенствуются и во втором полугодии 2021 года мир вернется в более упрощенных ограничительных форматах традиционных выставок.
— В каких крупных выставочных мероприятиях в этом году примут участие белорусские предприятия?
— В своей работе мы руководствуемся двумя планами. Первый — план национальных экспозиций, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь. По этому плану ближайшее крупное мероприятие — международная промышленная выставка «ИННОПРОМ» в Екатеринбурге, которая запланирована на июнь.
Второй план — это индикативный план БелТПП, который включает около 40 выставок. Среди них — масштабная выставка белорусских производителей Made in Belarus в Узбекистане, которую мы готовим в ответ на выставку национальной продукции «Сделано в Узбекистане», организованную в Минске в 2019 году.
Конечно, запланированное количество выставок на 2021 год амбициозное, но все мероприятия прошли серьезный фильтр. В наших планах только те мероприятия, где для белорусской продукции есть свободная ниша. В 2019 году, до пандемии, мы провели 45 выставок в 25 странах. По расчету — одна зарубежная выставка в две недели. Шаг за шагом планируем возвращаться к прежнему темпу.
Говоря о настроении наших предприятий, могу сказать, что за время пандемии они стали более агрессивными в поиске контрактов и новых рынков. Беларусь — страна с открытой экономикой, для нас экспорт — это вопрос суверенитета. Поэтому те компании, которые тотально ориентированы на экспорт, всегда мобильны. И для них эффективным инструментом продвижения товаров и услуг остается участие в выставках. Однако в нынешних условиях конкуренция стала жестче, в некоторых странах в ответ на кризис началось возрождение протекционизма. Это уже конкретный вызов для каждого предприятия, и на него надо ответить.
В нашей стране есть различные инструменты поддержки экспорта — финансовые, инфраструктурные, административные. Но можно иметь все эти инструменты поддержки и не получить результата, потому что все замыкается на человеке, на его компетенциях, мотивации и возможностях. В БелТПП мы уже третий год реализуем большой образовательный проект «Академия экспорта», в рамках которого эффективно готовим белорусские предприятия в том числе и к участию в международных выставках.
kryzhevich@sb.by