Народный писатель Василь Быков неоднократно высказывал мысль, что независимость упала на голову белорусов как переспелый плод. В какой–то мере это правда.
Оглядываясь назад, можно с уверенностью сказать, что Беларусь в полной мере воспользовалась своими возможностями автономного строительства, скрупулезно соблюдая при этом свои обязанности как одного из субъектов СССР. В период с 1945 по 1986 год республика пережила эпоху беспрецедентного производственно–экономического, научно–технического, культурного прогресса. Эта устойчивая динамика была жестоко прервана и остановлена на ряд лет чернобыльской катастрофой, которая явилась для всех полной неожиданностью.
Шаги к суверенитету
Объявление суверенитета Беларуси в какой–то мере явилось следствием того, что волна суверенитетов покатилась по всему великому Союзу. Воспринята она обществом была неоднозначно, ведь подавляющее большинство белорусов проголосовало в марте 1991 года за сохранение СССР. Оппозиционные силы, особенно в лице Белорусского народного фронта, совершили при этом роковую ошибку. Желая как можно скорее повернуть развитие молодой страны на путь белорусизации, они требовали решительного разрыва с ее прошлым, перехода на белорусский язык государственных учреждений и в личном общении. Значительную часть приверженцев БНФ составляла интеллигенция на уровне младших научных сотрудников АН БССР или аспирантов педагогического института. Им сначала надо было пройти школу государственного строительства, но они сконцентрировались на демонстративно–разрушительных действиях, которые в достаточной мере проявили себя в других бывших республиках СССР. Это привело к тому, что в 1994 году на выборах Президента Республики Беларусь представитель БНФ не прошел во второй тур (получил лишь 12,8% голосов). З.Позняк отказался от борьбы, бежав в эмиграцию.
Оппозиционные настроения перекинулись и на избранный в 1995 году Верховный Совет Республики Беларусь тринадцатого созыва. В его составе образовалась устойчивая группировка, которая начала свою деятельность с атаки на недавно избранного молодого Президента. Эта оппозиционная суета дорого стоила ряду членов Верховного Совета Беларуси. Президент объявил в 1996 году референдум и выиграл с оглушительным успехом: по результатам референдума были внесены определенные изменения в Конституцию страны.
Анализ сложившейся ситуации подтверждал, что дело даже не в референдуме и его результатах, а в том, что политическая ситуация в Беларуси используется западными государствами, чтобы помешать интеграционным процессам в России и Беларуси, в которых они видели опасность воссоздания СССР. Острота полемики была необычайной. Политическое давление со стороны Запада укреплялось, и в попытке пойти на компромисс было дано согласие (после длительных споров и раздумий) на приезд в Беларусь Консультативной наблюдательной группы ОБСЕ, которая помогла бы нормализовать ситуацию. Когда она прибыла в 1998 году во главе с бывшим руководителем германской федеральной разведслужбы BND Хансом–Георгом Виком, стало ясно, что инструкции, которые он получил, состояли не в том, чтобы нормализовать ситуацию, а были нацелены как раз на продолжение обострения отношений.
Во время встречи с Президентом Республики Беларусь Х.–Г. Вик прямым текстом уговаривал нас отказаться от союзничества с Россией, обещая все блага земные в случае, если мы пойдем на это. Но союз Беларуси и России состоялся и стал одним из важнейших событий политической жизни Европы, показав путь, по которому могли бы пойти другие постсоветские государства.
На встрече с генеральным директором ЮНЕСКО Федерико Майором Сарагоса. Минск, 1998 год.
От идеи — к действию
Колоссальное политическое давление дипломатов западных стран на руководство Беларуси, достаточно цинично требовавших в частных беседах отказа от сближения с Российской Федерацией, активизация политических действий оппозиции создавали очень трудные условия для полноценных дипломатических отношений и работы. В 1997 году появились списки так называемых невъездных в Евросоюз. Клевете подвергались Президент Республики Беларусь и многие ответственные работники новой власти.
В этих условиях в одной из моих бесед с министром иностранных дел Югославии (тогда уже сократившейся до Союза Сербии и Черногории) Живадином Йовановичем прозвучала идея вступить Беларуси в Движение неприсоединения. Аргументы Ж.Йовановича сводились к тому, что в условиях блокады со стороны западных стран членство в Движении неприсоединения дает важную компенсаторную возможность установить контакты с авторитетными мировыми лидерами, набраться опыта в решении важных дипломатических и политических дел.
Об этом предложении было доложено Президенту Республики Беларусь. Идея получила одобрение, и мы начали подготовительную работу в этом направлении. На очередной 12–й конференции Движения неприсоединения, состоявшейся осенью 1998 года в южноафриканском городе Дурбан, Республика Беларусь была принята в организацию.
Жизнь показала, что вступление Беларуси в Движение неприсоединения было правильным: наша страна получила возможность расширить горизонты внешнеполитической деятельности, познакомиться с миром за пределами Европы и отрабатывать модели двусторонних взаимоотношений со многими государствами.
На заседании Генеральной Ассамблеи ООН.
О союзе с Россией
Беларусь с достоинством пережила трудный, несправедливый для нее период западноевропейской изоляции. Недавнее снятие санкций и открытие возможностей для установления дружественных взаимовыгодных связей со странами — членами ЕС и США, безусловно, поднимает внешнеполитическую стратегию страны на новый уровень. В свете этого после 25 лет независимости Республики Беларусь имеет смысл еще раз пересмотреть приоритеты внешнеполитической стратегии и уточнить значимость и весомость ряда проектов.
Безусловный и незыблемый приоритет белорусской внешнеполитической стратегии — союзнические отношения с Россией. Это стало важным фактором геополитического развития Европы, показало возможности мирного конструктивного сотрудничества государств, хотя и с разными потенциалами, но нацеленными на одну задачу — повышение благополучия своих народов, обеспечение мирной и безопасной жизни.
Что касается внешнеполитической формулы этих отношений, то она выражается простыми словами: «русские — близкородственный нам народ, Россия — дружественное государство».
Союзное государство Беларуси и России явило собой своего рода экспериментальный полигон, на котором готовилось более широкое объединение — Евразийское экономическое сообщество, которое тоже представляет собой новый этап в развитии межгосударственных отношений на Евразийском континенте. Постсоветские государства объединяли в течение двухсот лет единая экономическая система, политические структуры, идентичность политических интересов и оценок. Возможность возрождения этих отношений апробирована в Союзном государстве Беларуси и России и распространена теперь на ряд стран евразийского пространства. Это, несомненно, новый, свежий шаг межгосударственных отношений в начале XXI века, который будет иметь положительные последствия для международной ситуации.
Любое объединение даже дружественных государств не бывает бесконфликтным. Экономические споры, увязки позиций, согласование совместной экономической выгоды, да и национальные интересы каждой отдельной страны могут служить источником разногласий. Но главное, что в условиях сообщества дружественных государств они рано или поздно решаются.
Интеграционные процессы на Евразийском континенте развиваются по формуле цивилизованной интеграции, предложенной Президентом Беларуси А.Г.Лукашенко: только на основе полного юридического равенства независимых государств, без синдромов «старшего брата», «синеокой сестры» и т.д. Российско–белорусские отношения, как они проявились в Союзном государстве и теперь в ЕАЭС, — это новая геополитическая реальность, динамично развивающаяся система, которая весьма активно влияет на ситуацию в мире.
Во время подписания официальных белорусско-сирийских документов.
Международная роль
Беларусь, безусловно, не может остаться в стороне от участия в формировании нового миропорядка, в противодействии негативным процессам, угрожающим как его строительству, так и благополучию государств и народов. Одной из таких угроз является всемирная террористическая угроза, ставшая сегодня фактом жизни многих государств Европы, Азии, Африки, Латинской Америки.
Судьба и предусмотрительная осторожная внешняя и внутренняя политика Беларуси пока ограждают ее от этих опасностей, но к ним нельзя быть равнодушными, ибо террористическая угроза затрагивает интересы всех.
Более активную роль в этом процессе должна сыграть Организация Объединенных Наций. Мы исходим из убеждения, что участие Беларуси в деятельности ООН должно быть более широким и всесторонним как в вопросах международной безопасности и разоружения, так и в области экономического, научно–технологического и природоохранного сотрудничества, социальной проблематики и вопросах прав человека в ПРООН. Следует активизировать работу по продвижению наших экспертов в различные комитеты, комиссии ООН, в программы развития.
У Беларуси как у одной из пятидесяти стран–учредителей особая ответственность по отношению к ООН. К этой ответственности нужно относиться тщательно и компетентно.
Беларусь должна занять подобающее ей место в «концерте» (этот термин был впервые использован для характеристики «священного Союза» государств, образовавшихся в итоге разгрома Наполеона) центрально– и восточноевропейских государств. Большинство из них возникли после Первой мировой войны и прошли очень непростой путь по обретению суверенитета.
Иван Антонович, министр иностранных дел Республики Беларусь (1997 — 1998), доктор философских наук, профессор.
(Продолжение цикла публикаций следует.)