Водные ресурсы могут сформировать емкий сектор экономики

Утолим всемирную жажду

В Беларуси есть ценнейший ресурс — вода. Ее катастрофически не хватает по всему миру. В одних регионах — из-за изменений климата и засухи. В других — в силу катастрофического влияния антропогенных факторов. Вода-то есть, но источники (в той же Европе) уже настолько загрязнены индустриальными выбросами (иногда еще со времен промышленной революции XIX века), что сомнительным является ее использование в бытовых нуждах. Не говоря уже для питья. В некоторых даже европейских регионах воду в рационе используют исключительно бутилированную. И водный бизнес в широком понимании этого слова, включая и многообразный спектр напитков, растет и все больше процветает. Обладая значительными водными ресурсами, в том числе и уникальными месторождениями, наша страна может стать значительным игроком на этом растущем и все более маржинальном рынке. Об этом шел разговор на одной из секций в рамках Белорусского инвестиционного форума «Недра-2024».


Запасы на миллиард

По обеспеченности водными ресурсами на душу населения Беларусь входит в топ-стран мира. Одних озер насчитывается больше 10 тысяч. А есть еще реки, водохранилища. Причем они находятся в хорошем экологическом состоянии. Практически все сточные воды в республике подвергаются очистке. Но, пожалуй, самый ценный наш актив H2O лежит под землей, на глубине нескольких сотен метров. Такие месторождения надежно защищены от внешней среды мощными слоями геологических отложений — плитами песчаника, гранита и так далее, поэтому сохраняют свою первозданную природную чистоту и свойства. У водных ресурсов есть и еще одна выгодная особенность в отличие от нефти, газа и других природных ископаемых: они являются восполняемыми. Другими словами, если использовать запасы рационально и с научным обоснованием, то эти месторождения можно эксплуатировать практически до бесконечности.

И таких запасов в Беларуси достаточное количество. По данным Министерства природы и охраны окружающей среды, разведаны 609 участков месторождений пресных подземных вод, из которых можно добывать 6,7 миллиона кубических метров в сутки. Также имеется 246 участков месторождений минеральных подземных вод с возможностью извлечения 65 тысяч кубических метров в сутки. Причем добыча воды ведется только на половине месторождений. И мощности по добыче задействуются далеко не полностью. Как отметил заведующий сектором использования водных ресурсов РУП «Центральный научно-исследовательский институт комплексного использования водных ресурсов» Иван Булак, в прошлом году было извлечено из-под земли 816,6 миллиона метров кубических пресных вод и 0,76 миллиона метров кубических минеральных. Причем бутилируется только 0,28 и 0,15 миллиона метров кубических соответственно.

Другими словами, свои водные запасы мы полностью не используем. Добычу можно увеличить в несколько раз, а бутилирование — на несколько порядков. Причем надо подчеркнуть: вода — очень ценный актив. И в той же Европе стоимость тонны природной брендированной воды — около 200—300 долларов за тонну, а из раскрученных источников — 400—800 долларов. Например, тот же «Боржоми». Наши подземные водные ресурсы — весьма мощный актив, который при вовлечении в коммерческий оборот принесет стране миллиарды долларов ежегодно. Кроме того, развитие производства бутилированной воды может стать основой для развития регионов. Большинство месторождений находятся в сельской местности. И такие предприятия потенциально способны стать опорными для развития регионов. Благо на таких производствах достаточно много рабочих мест, не требующих фантастической квалификации. Добыча и розлив составляют около 10 процентов в себестоимости бутилированной воды. Остальное — складирование, хранение, транспортные расходы и так далее. Соответственно, в этих сферах формируются вакансии.

Большой резерв

Беларусь потребляет бутилированной воды и безалкогольных напитков в целом на душу населения в несколько раз ниже, чем во многих европейских странах. Немцы или французы выпивают в год до 200 литров бутилированной воды. В Беларуси, по данным Национального статистического комитета, в 2023-м было реализовано 35,7 миллиона декалитров бутилированной питьевой и минеральной воды. Это около 40 литров на человека.

Есть резервы роста для внутреннего рынка. Особенно учитывая дрейф белорусов в сторону здорового образа жизни, в котором вода занимает очень важное место. И этот сегмент показывает рост: за десять лет емкость рынка бутилированной минеральной и питьевой воды увеличилась в 1,7 раза. В целом объем продаж безалкогольных напитков (а вода и ее качество является крае-

угольным камнем) в прошлом году превысил 1,6 миллиарда рублей, согласно данным Белстата, увеличившись с 2013-го в четыре раза! Причем доля белорусской продукции в категории безалкогольные напитки составляет 80 процентов, а бутилированной питьевой и минеральной воды — 83,4. Импорт в основном представлен премиальными брендами. Тем не менее у потенциальных инвесторов есть возможность развивать импортозамещение. Ниша в 320 миллионов рублей наблюдается уже сегодня.

Уникальные месторождения в Беларуси, которые могли бы заместить импортную продукцию, существуют. Например, на Белорусском информационном форуме был представлен потенциальный инвестиционный проект по добыче и розливу ультрапресной воды в Лельчицком районе. Аналогичную продукцию в целом в Европейском регионе выпускают только несколько компаний. Вода, которая практически не содержит солей, является премиальной. Может использоваться как в лечебных целях, так и для детского питания. Потенциал у месторождения в Лельчицах имеется. Однако надо понимать: навряд ли внутренний рынок сможет поглотить объемы, чтобы проект был экономически обоснованным. Поэтому, как видится, развитие водной отрасли в Беларуси необходимо сочетать с развитием экспорта.

С уверенным ростом

Экспортный потенциал у воды и качественных безалкогольных напитков есть. И он только будет расти. Емкость европейского рынка бутилированной воды в 2024-м оценивается в 74 миллиарда долларов с прогнозом роста до 87 миллиардов долларов к 2029 году. Конечно, по западному вектору взаимоотношения складываются не лучшим образом. Но вода такой продукт, против которого, пожалуй, будут вводить санкции в самую последнюю очередь. По нескольким причинам. Во-первых, Европа в природной питьевой и минеральной воде нуждается не меньше, а, пожалуй, даже больше, чем в других сырьевых ресурсах. Нефть, газ, уголь можно заменить на ветряки, солнечные батареи и тепловые насосы. Если не полностью, то хотя бы частично. Дорого, энергосистема теряет устойчивость, приходится применять новые инженерные решения по сохранению энергии и выравниванию генерации и потребления, но в целом замещение возможно. И происходит. Воду заместить нечем. А в ЕС приблизительно 50 миллионов человек, по данным ООН, имеют ограниченный доступ к чистой питьевой воде. Сказываются и климатические изменения, и антропогенные факторы: промышленные отходы загрязняют окружающую среду на Европейском континенте уже больше 200 лет, со времен первых промышленных революций, когда экологические ресурсы эксплуатировались весьма варварски. В результате не только реки, озера, но и большинство подземных месторождений сильно загрязнены: индустриальные отходы проникли глубоко под землю. Поэтому душить водный рынок как-то представляется совершенно недостойным делом, которое избиратели однозначно не одобрят.

Во-вторых, вода — это самый проблематичный ресурс, дефицит которого грозит глобальными сложностями всему миру. И вводить санкции против водных проектов — перечеркнуть полностью всю идеологию и ESG, и зеленой экономики, и приверженности экологической повестки. Очень большие имиджевые риски. Поэтому водная отрасль является вполне надежно экспортно ориентированной. Тем более что, кроме ЕС, существует много других дефицитных по воде регионов. Средняя Азия, Ближний Восток и регион Персидского залива. Причем там есть платежеспособный спрос.

Другой вопрос, что для реализации экспортного водного потенциала необходима соответствующая стратегия. Несомненно, рано или поздно найдутся инвесторы на наши месторождения. Но, чтобы это произошло в обозримом горизонте, важны концептуальные подходы.

По всей логике вещей в проектах импортозамещения и экспорта наибольшие возможности и маржинальность — у премиальных брендов. А они в том числе формируются не только производителями, но и за счет продвижения региона, в котором эта вода добыта. Поэтому очень важно продвижение Беларуси как экологически чистого острова в центре Европы. Тем более что для сохранения природы мы сделали немало. И достаточно результатов и достижений верифицированы на международном уровне. В том числе в рамках Целей устойчивого развития. И эти достижения необходимо рекламировать. Не исключено, что и через водный туризм. Гости из засушливых районов остаются в восторге от обилия водных объектов в нашей стране. На каждом шагу встречаются то озерцо, то речушка, то родник… У жителей других государств такой ландшафт вызывает восхищение и интерес, как у нас сафари по пустыне или восхождение в горы.

Словом, у Беларуси есть значительный ресурс, потенциал которого только в очень малой степени используется в коммерческих целях. И это серьезный резерв для стратегического роста.

ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ БУТИЛИРОВАНИЯ ПРЕСНЫХ И МИНЕРАЛЬНЫХ ВОД В БЕЛАРУСИ (ПО ДАННЫМ РУП «ЦЕНТРАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ КОМПЛЕКСНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ»



Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter