В том, что команды приблизились к действующим чемпионам, сомневаться уже не приходится. Вопрос лишь в том, хватит ли команде «Ред Булл» набранного за первую четверть гонок этого сезона преимущества для следующего чемпионства? И кто именно из соперников сможет перехватить лидерство, если такое произойдет? А пока что в Италии на трассе в Имоле на вершине подиума вновь был Макс Ферстаппен, одержавший свою уже 59-ю победу в карьере гонщика «Формулы-1».
Пятничные свободные заезды были большим разочарованием для австрийской команды, уверенно продолжающей лидировать в чемпионате. На фоне привезенного другими командами на итальянский автодром множества обновлений машины «Ред Булл» со своим темпом выглядели весьма скромно. Понадобилось даже срочная помощь резервного пилота Себастьяна Буэми, который по приказу Кристиана Хорнера вылетел первым же рейсом на британскую базу команды. Там на симуляторе швейцарский гонщик трудился в поте лица, не считаясь со временем, чтобы позволить инженерному штабу за счет оптимизации настроек улучшить состояние дел. Не будь этого вспомогательного мозгового штурма, вряд ли бы Макс Ферстаппен мог рассчитывать на поул-позишн в субботней квалификации. От второго времени, которое неожиданно в квалификационных заездах показал на своем «МакЛарен» Оскар Пиастри, лидера чемпионата отделяли лишь каких-то 7 сотых долей секунды. Напомню, австралиец ни разу до этого дня не выступал на этой трассе.
В целом прошедшие в финальную часть пилоты были тоже не очень далеки от обладателя поула. Время 9-го из них, Даниеля Риккиардо из команды «РБ-Виза», отличалось от времени победителя меньше, чем на секунду. Это означало, что достаточно было на зачетном круге совершить совсем незначительную помарку в пилотировании, чтобы оказаться не на первом, а на 5-м ряду стартового поля. А в первом сегменте, когда на трассе были все 20 машин, было еще сложнее, поскольку на траектории в любой момент могли оказаться соперники, находящиеся на медленном круге.
Трасса в Имоле была построена еще до появления в «Формуле-1» современного архитектора автодромов Германа Тильке. Она относится к классическим трассам с гравийными, а не асфальтными зонами вылета и со множеством поворотов. Их здесь 19. И обеспечить безопасное соседство быстрых и медленных машин, когда одни максимально атакуют, а другие либо готовятся к быстрому кругу, либо возвращаются после него в боксы, – это настоящее мастерство инженеров. Именно командный мостик предупреждает своего подопечного о приближении сзади быстрой машины, которой нужно уступить место на оптимальной траектории. С этим, увы, справляются не все. Так, из-за блокировки машины соперника на быстром круге Оскар Пиастри был наказан потерей трех мест на старте. Не успев насладиться мечтаниями о старте с первого ряда, австралийский гонщик вынужден был смириться с 5-м местом для своего «МакЛарен» на стартовой решетке. Стюарды признали, что имело место ошибка инженера, вовремя не предупредившего своего пилота.
Выше сказанное позволило его напарнику Ландо Норрису составить компанию Максу Ферстаппену на первой линии старта, а затем еще и поучаствовать в интригующей гонке преследования лидера чемпионата. Эта дуэль до последних секунд Гран-при держала в напряжении автодром и зрителей. На финише соперников после пройденной 300-километровой дистанции разделял интервал менее чем в секунду.
Второй ряд стартового поля достался Шарлю Леклеру и Карлосу Сайнсу. По правде сказать, пилоты «Феррари» были весьма удивлены, что оказались по всему квалификационному темпу в субботу лишь третьими после «Ред Булл» и «МакЛарен». И они всерьез рассчитывали отыграться в гонке.
Оскар в погоне за «Оскаром»
Если бы в «Формуле-1», как в кинематографе, давали бы «Оскар», то Оскар Пиастри вполне заслужил бы эту награду. Во-первых, его отличное квалификационное время. А во вторых, его быстрый темп, позволивший сразу же после первого и единственного пит-стопа обойти «Феррари» Карлоса Сайнса уже непосредственно по ходу самой гонки. Фактически это был единственный за всю гонку обгон в лидирующей «пятерке». В остальном порядок пилотов с момента старта до клетчатого флага на финише не изменился.
Именно этот нюанс позволил многим критикам и журналистам отозваться о прошедшем Гран-при как о скучном мероприятии. Да, в этой гонке мы не увидели ни обещанного синоптиками дождя, ни аварий в первом повороте стартового круга, ни последующих выездов машины безопасности. Да, первая тройка финишировала в том же порядке, как и стартовала. Да, этот этап можно отнести к малособытийным. Но называть эту гонку неинтересной или, как выразился испанский чемпион Фернандо Алонсо, «самой скучной в его биографии» я бы не стал торопиться. Понятно, что у Фернандо были на то свои причины. Сначала он разбил свой болид «Астон Мартин» на свободных заездах. Потом – в немалой степени из-за аварии и недостатка времени для полного восстановления пострадавшей машины – была 19-я позиция испанца на старте. И в результате Алонсо вынужден был сойти за два круга до финиша, так и оставаясь в конце пелотона. С его точки зрения, это действительно было весьма скучное мероприятие.
А героем дня был выбран в этот день напарник Оскара Пиастри британец Ландо Норрис. Именно его темп в конце гонки, давший надежду зрителям на победу «МакЛарен» в этом Гран-при, был определяющим фактором для зрительского голосования. Ландо, по его словам, не хватило всего каких-то двух кругов, чтобы броситься в атаку на «Ред Булл» Макса Ферстаппена и попытаться опередить его. Не буду столь оптимистичным, как Норрис, в перспективах удачного обгона, на который рассчитывал новоявленный гонщик дня. Не каждый раз возможность атаки завершается успешно, особенно если требуется обогнать одного из самых неуступчивых пилотов нынешней «Формулы-1». Но не буду отрицать, что эта очередная победа Максу Ферстаппену далась не так просто, как он привык это делать за последние два года.
Главный вывод, который напрашивается после увиденного в это воскресенье в Эмилии-Романье, так это ожидаемое возвращение интриги гонок. Причем не только со стороны «Феррари», но и со стороны «МакЛарен», гонщики которой уже вторую гонку подряд выступают главными конкурентами «Ред Булл».
Фернандо Алонсо еще не знает, что для него это будет самая скучная гонка в карьере
Или Перес не тот, или машина не та?
Эта тема в последнее время не сходит с уст критиков и экспертов «Формулы-1». Бывают дни, когда Серхио Перес прорывается через половину пелотона и финиширует следом за своим напарником. Но случается и так, что, казалось бы, тот же самый болид, как и у Макса Ферстаппена, почему-то упорно не желает быстро ехать. И мексиканец, застряв за каким-нибудь «середнячком», так и не добирается до подиума.
Серхио Перес после старта 11-м финиширует всего лишь 8-м
В Имоле Серхио квалифицировался лишь 11-м. Для выхода в заключительный сегмент ему не хватило всего каких-то 15 тысячных долей секунды. Но результаты были очень плотными. Ведь время Ферстаппена, который быстрее всех проехал во втором сегменте, всего на 0,55 секунды отличалось от его напарника, не сумевшего выйти в финал.
В связи с этим команда решила отправить мексиканца в гонку на жестких шинах «hard», чтобы попытаться за счет иной, чем у Макса Ферстаппена, стратегии дать Серхио шанс опередить соперников. Но этот выбор, на мой взгляд, был не самым удачным. На первом отрезке Серхио не мог обгонять соперников, потому что у них были более мягкие, а значит, и более быстрые шины. А получив затем, в свою очередь, более мягкие шины, Перес так и не смог показать темп, в котором ехал его напарник, лидирующий в гонке.
Понятно, что данная ситуация вновь подогрела слухи о «неравности» болидов, которые имеются в распоряжении пилотов «Ред Булл». Мол, у Ферстаппена машина не просто имеет иные настройки на конкретную гонку, в целом она по своим характеристикам быстрее. Это никоим образом не умаляет достоинств действующего чемпиона. Свое преимущество над соперниками он доказывает от гонки к гонке. Тот самый случай, когда быстрому гонщику досталась еще и самая быстрая машина. Тем более гораздо проще удержать свое преимущество, начиная гонку с первого места, чем затем прорываться вперед сквозь толпу неуступчивых конкурентов.
Что же касается лично моего отношения к этой конспирологической теории, то оно заключается в следующем. Я допускаю, что в какой-то момент противостояния обоих гонщиков «Ред Булл» между собой команда могла пойти на небольшие хитрости с настройками, чтобы ее подопечные не вели внутрикомандную борьбу в ущерб общим результатам гоночного коллектива. Как, например, в начале прошлого сезона, когда в кои-то веки Серхио Перес даже стал лидером личного зачета. Но вот чтобы делать вторую машину медленнее за счет конструктивных особенностей, так в этом нет логического смысла. Достаточно процитировать фразу Кристиана Хорнера, сказанную после финиша Гран-при Эмилии-Романьи: «Нам нужно, чтобы Перес был рядом с Ферстаппеном». В этом и кроется весь смысл ответа на вопрос: возможно или нет иметь две равные машины внутри одной команды? Ведь основные дивиденды команды получают как раз таки за победу в Кубке конструкторов.
Макс Ферстаппен охотно отвечает журналистам
Сегодня после семи этапов австрийская «конюшня» опережает своих ближайших соперников из итальянской скудерии на 56 очков. И это при том, что в двух последних гонках «МакЛарен» были впереди «Феррари». Поэтому даже на фоне множащегося числа побед Макса Ферстаппена при слабых выступлениях Серхио Переса «Ред Булл» пока еще рано говорить о досрочном чемпионском титуле в Кубке конструкторов.
Если же прямо ответить на вопрос, который поставлен в заглавии этого раздела, то я бы сказал, что первое вернее, чем второе. Возможности болида «Ред Булл» успешно демонстрирует Макс Ферстаппен. А вот умение справляться с прессингом, а также пилотировать на пределе возможного при уменьшении некогда очень явного преимущества над соперниками приходится проявлять Серхио Пересу. И не всегда мексиканец остается на высоте в этом вопросе, как это мы увидели в Имоле.
Прощай, старая Европа?
Присутствие высших чинов «Формулы-1» на нынешнем Гран-при Эмилии-Романьи было обусловлено многими факторами. Во-первых, Стефано Доменикали – итальянец, и для него этот этап сродни домашнему. Во-вторых, в прошлом году из-за внезапных наводнений гонка здесь вообще была отменена в самый последний момент. В-третьих, это первый европейский этап в том году. Шесть первых гонок прошли вне территории старой Европы. Обычно Испания первой открывала европейскую часть сезона в начале мая. В этом году она уступила место Гран-при Майами, переместившись на конец июня. Не посетить Имолу для Стефано Доменикали нельзя было еще и потому, что в этом году отмечали также дату «черного воскресенья», когда 30 лет назад 1 мая 1994 года на этой трассе разбился насмерть 3-кратный чемпион «Формулы-1», бразилец Айртон Сенна.
Макс Ферстаппен после парада пилотов
Помимо всего прочего, присутствие руководства этого элитного чемпионата автоспорта в Имоле спровоцировало бурное обсуждение будущих этапов. Сеньор Доменикали, отвечая на вопросы журналистов, однозначно заявил, что число гонок они не собираются увеличивать: вполне хватает ныне существующего количества – 24. Тем не менее в очереди на право принять у себя Гран-при стоят Тайланд и Южная Корея. И поскольку остальные заморские этапы не вызывают сомнений в праве остаться в календаре, то речь зашла о том, что придется в угоду Дальнему Востоку сократить число европейских этапов. Естественно, что первыми для рассмотрения в качестве кандидатов на выбывание оказались итальянские этапы в Имоле и Монце.
По сути дела, европейских этапов не так уж и много сегодня. Имола, Монако, Испания, Австрия, Венгрия, Бельгия, Нидерланды, Монца и Баку. Если не считать трассу в Баку, принадлежность которой к Европе по своей логистике вряд ли можно считать действительно справедливой, то остается ровно треть гонок от всего календаря.
Дискуссии на тему перекройки календаря на будущий и последующий сезоны не стихают. Увы, нынешняя ситуация даже в статистическом плане европейских болельщиков вряд ли устраивает. В том числе и нас, журналистов. Не посещая трети гонок за сезон, рискуешь потерять ту невидимую ниточку связи с паддоком и миром «Формулы-1». А без этого анализ информации, поступающей из различных источников с автодромов, до которых в нынешних условиях добраться катастрофически дорого, становится не столь достоверным.
Следующий этап начнется уже на днях. В среду на улицах Монте-Карло стартуют мероприятия Гран-при Монако. А сама гонка традиционно будет проходить в последнее воскресенье мая на улицах этого небольшого средиземноморского княжества, имеющего более чем вековые связи с автоспортом.