Магистрант Максим Тютеньков и тьютор Юлия Лукьянюк.
Юлия Лукьянюк — заведующая кафедрой технологий коммуникации и связей с общественностью, тьютор факультета журналистики БГУ. Преподаватель шутит: до того, как появилось новое название, она и так выполняла обязанности наставника. На ее кафедру всегда приходили за советом девушки и юноши. В России тьюторство набирает обороты, а в нашей стране пока делает первые шаги. Уже подготовлено 34 специалиста. В этом году в БГУ запустили эксперимент — такие педагоги работают на каждом факультете. Скоро представители новой профессии появятся в Гродненском медицинском университете: группа преподавателей недавно прошла обучение.
Оксана Здрок, проректор по учебной работе и образовательным инновациям БГУ, пишет на листе бумаги четыре слова: учитель — психолог — тьютор — куратор:
Оксана Здрок.
— Когда спрашивают, кто такой тьютор, сложно ответить однозначно. Еще сложнее разграничить эти понятия. Преподаватель основное внимание уделяет обучению предмету, куратор сосредоточен на социализации студента, психологи поддерживают в трудной ситуации, однако не влияют на образовательный процесс. Новую профессию можно рассматривать как помогающую или сопровождающую: сотрудник вуза подсказывает, как выстроить индивидуальную программу обучения. Причем поддержку студент может получить на любом этапе — во время практики, подготовки к экзаменам, научной деятельности.
Юлия Лукьянюк приводит пример:
— Одна из моих задач — помочь студенту, используя определенные методики. Оценить его способности, интересы и на основании этого определиться со специализацией. Например, на нашем факультете взвешенное решение надо принять уже к третьему курсу. Такой выбор — всегда напряжение.
Я как тьютор могу сориентировать. Первокурсникам же помогаю адаптироваться к новому формату образовательного процесса. В школе были уроки, здесь — лекции, кафедральная система. Объясняю, как все работает.Сегодня любой вуз — это огромное количество образовательных и научных предложений. Здесь работают молодежные организации, творческие коллективы, спортивные секции. Есть простор для научной деятельности. Как студенту не растеряться в многообразии? Тьютор по запросу предоставит карты ресурсов факультетов — смотри, выбирай, исходя из своих интересов. Есть возможность организовать дополнительное обучение на других факультетах. По сути, специалист совместно со студентом выстраивает план его развития в стенах альма-матер.
Казалось бы, зачем студенту, уже определившемуся с профессией, такая помощь. Оксана Здрок отвечает так:
— Мы живем в век растерянности. Постоянно появляются новые профессии, но не факт, что все они будут востребованы даже через пять лет. Знания быстро теряют актуальность. В этой ситуации важно научить человека не паниковать, а заниматься самообразованием, корректировать свое обучение. Тьютор направляет молодых людей, они делают выбор через осознанность, понимают, что интересно именно им.
Тьюторство — это целый институт, который позволяет путем консультационной и тренинговой работы со студентом и его запросами, потребностями развить так называемые селф-компетенции.Пока для страны это эксперимент, и только к концу учебного года можно будет сделать первые выводы. Хотя студенты уже положительно оценили работу нового специалиста. Кстати, старшекурсники тоже могут становиться тьюторами и передавать свой опыт ребятам.
azanovich@sb.by