Орало — в руках, книга — в голове. Это ярче всего характеризует нас, белорусов. Настоящих, классических, традиционных. Коласовские энциклопедии белорусского быта четко и ясно иллюстрируют белорусскую мечту: своя земля и «прага да ведаў». Именно знания и сам процесс образования являются залогом того, что мы и останемся хозяевами на нашей земле. Это классика литературы и современной геополитики. «На ростанях» сейчас стоит не Лобанович, на перекрестке сейчас вся Беларусь. А вот куда повернем, зависит в том числе от людей, работающих сегодня воспитателями, учителями, преподавателями. Ведь именно они закладывают ценностные ориентиры, формируют у молодежи правильное восприятие мира и общественно‑политических процессов. Качественное образование — сильное государство. Поэтому и педсовет республиканского уровня — добрая традиция в Беларуси. В общереспубликанскую учительскую пришел и Александр Лукашенко, чтобы проанализировать проблемы, определить пути их решения и просто поговорить по душам с педагогами.
Учитель — оплот государственности
Учитель для белорусской национальной идеи — основной персонаж, оплот нашей государственности. Это и преемственность поколений, и ключ к знаниям, и зримое воплощение генной тяги к ведам, а не войне.Белорусы «завоевывают» страны и континенты, рынки и аудитории силой своих знаний и компетенций. Не важно, это самый большой карьерный самосвал в мире или выдающаяся «богемная» постановка Большого… Нации талантов нужен Учитель. И он всегда был и будет в центре внимания государства. Президент по одному из дипломов — наставник, и президентство — это тоже наставничество.Любой педсовет — это всегда остро и дискуссионно. А на Республиканском решаются вопросы не одной школы, а всей системы образования, которая является предтечей всех процессов в стране. Это сфера отложенных дивидендов, и она же — самый чуткий барометр состояния общества.
На февральской встрече Президента с членами Республиканского совета ректоров вузов министр образования, члены Правительства, руководители университетов и академий получили домашнее задание. На педсовете глава образовательного ведомства Андрей Иванец доложил о выполненных поручениях Первого. Однако Александр Лукашенко отреагировал критично: мол, не про то разговор. Без самообмана и самоотчетов — этот посыл белорусского лидера звучит на каждом совещании по разным темам. Про достижения говорят только в зале государственных наград. Время выбрало нас. Поэтому и докладчики на педсовете, по сути, сдавали экзамен.
Школа — это ХРАМ
Самая кислая оскомина — это, конечно, бюрократическая ноша на плечах и без того загруженных учителей. Убрать — емкое и четкое поручение Президента. Ответственный — министр.Еще один животрепещущий момент — заработная плата. Учителя, которые ставят на крыло будущих профессионалов, должны получать хотя бы среднюю зарплату по стране.
Важнейший момент — жилье. Сейчас в государстве задан тренд на арендное жилье. Это лучший корпоративный бонус и для молодого учителя, и для молодого ветеринара. Обещали не забыть и опытные кадры, но каждая пятая квартира обязательно для новобранцев.
Фундамент школы незыблем: это авторитет учителя, его высокий социальный статус.Но для этого школа должна стать ХРАМОМ. Президент это повторит дважды. Причем второй раз и в контексте религиозном. Мол, в храмы современных зумеров и представителей поколения Alpha не затащить, поэтому на путь к нравственности и человечности можно направить только в школе. Не забываем, что основная характеристика этих поколений — зависимость от гаджетов. Активные пользователи социальных медиа с беспрецедентным доступом к технологиям с самого раннего детства. Главного конкурента в борьбе за умы и сердца наших детей назовет и Президент. Это интернет, очень агрессивный и опасный «воспитатель». Без семьи здесь никак. Мы все, педагоги, родители, СМИ, общественные организации, лидеры мнений, власть, должны быть максимально консолидированы, в том числе в плане привития детям навыков информационной гигиены.
При этом Александр Лукашенко предельно конкретно формулирует главный ориентир: больше никаких реформ и ломок. Никаких пертурбаций, турбулентности хватает и так. Только дошлифовать, донастроить там, где надо, действующий механизм.В свое время советский саквояж многолетнего образовательного опыта списали в архив и с удовольствием ринулись распаковывать багаж заграничной системы. Только их рекомендации были направлены на создание управляемых людей на территориях управляемого хаоса. Нам диктовали и советовали, как создать страну услуг. И образование превратили в сферу оказания услуг, где клиенты — ученик и его законный представитель — всегда правы. Не только оторвали от реальности, но и выбили почву из‑под ног. Пора возвращаться на родную землю. В том числе через общественно полезный труд. Хватит быть эгоцентристами.
Воспитать патриота
Педагогический дискурс о нагрузках и плотности знаний продолжается. С одной стороны, есть много ненужных вещей. С другой, не хватает широкого кругозора и систематизации знаний. Президент предостерегает: наши дети не должны превратиться в узкозаточенных специалистов с примитивным мышлением, классических американцев из известных анекдотов.Но в американцев можем превратиться не только в области обладания знаниями, но и в плане самоидентичности. Космополитизм — размытость гражданства — сейчас априори западно ориентирован, и это проявляется в том числе в выборе вещевых брендов, модели поведения, общения, мировосприятии. Поэтому образование — это еще и воспитание. Правдивая информация позволяет открыть глаза на реальность. И на место под солнцем (самое лучшее у себя на Родине), и на предвзятость демократических принципов и стандартов.
Основной акцент и стратегическая задача — не отдать молодежь западному миру. Причем последнее касается всех, а не только образования. Тогда на геополитических и мировоззренческих «ростанях» выберем свой правильный белорусский путь.Мы должны быть белорусоцентричны. Тогда и из БГУ сделаем свой белорусский Гарвард, и любые технологии освоим. В этом видится главный смысл откровенного разговора по душам на педсовете. Это был и урок по геополитике, и классный час по идеологии из уст Первого.