Врач, учитель, ученый, гражданин. Именно эти важные профессиональные и личностные составляющие закладывают и развивают за время учебы в студентах Гомельского государственного медуниверситета. Один из самых молодых вузов страны за короткое время смог попасть в первые строчки различных рейтингов учебных заведений: от количества иностранных студентов до цитирования в интернете научных работ и исследований. Сегодня это современный научный, образовательный и культурный центр. Здесь получают высшее образование около 4.000 студентов. Проходят подготовку специалисты из 26 стран мира. Как обеспечить целую область врачами, создать свои научные школы, стать одним из самых популярных белорусских вузов для иностранцев — рецептом успеха поделился ректор Гомельского государственного медицинского университета профессор, доктор медицинских наук Анатолий Лызиков.
— Анатолий Николаевич, после создания мединститута в 1990–е было немало скептиков. Говорили, что гомельчане не смогут на равных конкурировать с уже сложившимися медицинскими вузами страны. Что изменилось за эти годы?
— Изменилось очень многое. Надо понимать, что наш университет (а тогда институт) создавался не для коммерческих образовательных целей. Это был жизненно необходимый проект. Гомельская область, наиболее пострадавшая от аварии на Чернобыльской АЭС, в те годы испытывала сильнейший дефицит медицинских кадров. Выпускники вузов очень часто отказывались ехать в наш регион, а те, кто решался, уезжали через 2 года. Оставались единицы. Подготовка местных специалистов кардинальным образом изменила ситуацию в больницах и поликлиниках Гомельщины. На данный момент более 80% врачей, работающих в области, — наши выпускники. Это настоящие граждане и патриоты. Для них Брагин, Хойники, Наровля — родные места, где можно успешно жить, работать и сделать хорошую карьеру. Вопросов с распределением в любой район Беларуси не возникает.
Чтобы достигнуть таких результатов, была проделана огромная многолетняя работа. У нас сегодня самый большой в стране лечебный факультет. С 1996 года именно мы первыми в Беларуси открыли медико–диагностический факультет. Если говорить простым языком, начали выпускать диагностов, которые делают УЗИ и МРТ. Наши специалисты востребованы по всей стране и за рубежом.
— Вы уже 11–й год — ректор. Именно при вашем руководстве большое внимание стало уделяться иностранным студентам. Экспорт образовательных услуг — один из приоритетов развития вуза?
— На самом деле экспорт образования по своей рентабельности более привлекателен, чем торговля нефтью. Это давно поняли все ведущие учебные заведения мира. Привлечение иностранных студентов позволяет окупать затраты на подготовку местных специалистов, вкладывать средства в развитие науки, учебной базы, привлекать лекторов самого высокого уровня. Однако на рынке образовательных услуг очень высокая конкуренция. Абитуриент, находясь за тысячи километров, выбирает будущее место учебы по статусу университета. Гомельскому медицинскому в силу возраста было сложно конкурировать со старшими и более именитыми коллегами. Однако эти препятствия дали толчок для развития активной маркетинговой позиции гомельчан. Мы рекламировали себя за рубежом, а первые иностранные выпускники стали нашими «эмиссарами». Они получали здесь достойное образование на английском языке, объем учебных часов соответствовал всем мировым стандартам плюс хорошая практическая база в белорусских больницах и поликлиниках. Наши дипломы признаны ВОЗ, образовательными комиссиями США, Канады, стран Евросоюза, медсоветами Индии, Шри–Ланки, Пакистана. Выпускники успешно трудятся в разных областях медицины.
Факультет по подготовке специалистов для зарубежных стран, созданный в 2000 году, подготовил более 600 дипломированных врачей для 35 государств мира. 17 из них защитили кандидатские диссертации, 3 — докторские.
Сегодня 40% всех иностранных студентов Гомельщины учатся именно в медуниверситете. Мы не останавливаемся на достигнутом. В странах Юго–Восточной Азии созданы курсы подготовки абитуриентов, по окончании которых они проходят собеседование — конкурс 2 человека на место. На мой взгляд, количество иностранцев, а их сейчас 800 человек, в будущем можно увеличить вдвое. Но для такого пополнения надо решать жилищный вопрос. Сейчас у нас 4 комфортабельных общежития, в которых проживают 1.400 человек, однако этого уже недостаточно.
— Если для иностранцев конкурс 2 человека на место, то для белорусских абитуриентов проходной балл — один из самых высоких в области?
— Безусловно. К примеру, 299 баллов на лечебный факультет! Так и должно быть. К нам приходят лучшие. Во все времена врачи составляли элиту общества. Это не просто лекари, а ученые, ядро интеллигенции. Поэтому в вузе создан такой микроклимат, который позволяет студенту раскрыть свои творческие возможности и воспитать в нем личность, ответственную перед обществом. Не буду увлекаться высокопарными выражениями, но мы должны научить выпускника быть врачом, учителем, ученым, гражданином и патриотом своей страны. Если нам это удастся, мы получим полноценного специалиста. Здесь надо не забывать, что в медицине, как и в спорте, очень важен личный пример. Не принято обучать, например, хирургии, не практикуя. Поэтому наши преподаватели — это в первую очередь врачи и ученые. У них студенты могут получить практические знания по каждому вопросу. Будущий врач не имеет права быть теоретиком. Второй год в гомельском медуниверситете работает «Лаборатория практического обучения». Здесь проводятся занятия по терапии, педиатрии, хирургии, анестезиологии и реаниматологии, акушерству и гинекологии. Установлен комплекс современных тренажеров, имитаторов, симуляторов, медицинского оборудования. Это позволяет студентам до автоматизма отрабатывать практические навыки обращения с больными, проводить зондирования, инъекции, операции, овладевать специальными медицинскими инструментами и приборами. Например, будущие хирурги тренируются правильно выполнять хирургические вмешательства с использованием видеотренажеров. Такой прибор позволяет с высокой точностью моделировать операции. Акушеры–гинекологи отрабатывают навыки оказания помощи при родах. Будущие анестезиологи–реаниматологи выполняют сердечно–легочную реанимацию. Система обучения построена таким образом, что усвоение приемов начинается уже на младших курсах с использованием простых электронно–механических тренажеров, а затем продолжается на сложнейших симуляторах высокого уровня реалистичности. Эти устройства способны передавать любые клинические особенности того или иного заболевания или угрожающего жизни и здоровью состояния человека. Группой высококвалифицированных врачей–клиницистов, программистов и методистов разработаны разнообразные клинические сценарии для обучения будущих врачей.
Профессия врача — это постоянное совершенствование. В гомельском медицинском учатся не только студенты. В вузе ведется переподготовка по специальности «Общеврачебная практика». Кстати, очень важно, что сюда после нескольких лет работы приходят наши выпускники и задают своим вчерашним преподавателям вопросы, возникшие уже во врачебной практике.
— Почти 4.000 студентов, услуги на экспорт, лаборатория практического обучения — все это может нормально работать только на хороших педагогической и научной базах. Сегодня у вас 163 кандидата и 28 докторов наук, как удалось создать такой коллектив за короткий срок?
— Вы назвали статистику, но за этими цифрами — громадная работа всего коллектива. Только за последнее 8 лет количество кандидатов наук выросло в три раза — с 50 до 163, докторов наук — с 5 до 28! А каждая ученая степень или звание — результат крупных научных исследований. Сотрудниками университета получены 143 патента, внесено 1.258 рационализаторских предложений, разработано 111 инструкций по способам профилактики, диагностики, лечения, реабилитации. В университете развиваются 7 научно–педагогических школ, которые вносят значительный вклад в развитие медицинской науки и практики, способствуют совершенствованию процесса подготовки специалистов. Три школы по различным направлениям хирургии — профессоров Анатолия Лызикова, Владимира Аничкина и Залимхана Дундарова. Школа в области неврологии, нейрохирургии и медицинской реабилитации — профессора Валентины Латышевой. Биохимии ионизирующих излучений — профессора Александра Грицука, клинической иммунологии и лабораторной диагностики — профессора Ирины Новиковой, а также в области общественного здоровья и здравоохранения — профессора Тамары Шаршаковой.
Научные исследования мы максимально приближаем к нуждам медицинской практики.
Приведу несколько примеров. На животных сегодня проводятся опыты по восстановлению печени с использованием клеточных технологий. В ближайшие годы эти разработки станут актуальны для клинического применения. Сотрудники университета разработали и применили в Гомельском регионе эффективную программу скрининга рака шейки матки с использованием современных методов молекулярно-генетической диагностики. На кафедре микробиологии наносят специальное антибактериальное покрытие, которое значительно повышает процент вживления имплантата в тело человека. Ученые нашего вуза принимали участие в разработке методов микроскопии в медико-биологических исследованиях с использованием отечественного атомно-силового микроскопа, позволяющего не просто увидеть, а в буквальном смысле слова «пощупать» клетки: определить их механические свойства, выявить возможные изменения. Очень интересные исследования ведутся по изучению бактерии Helicobacter pylori — возбудителя язвы желудка. Возможно, через несколько лет работы именно гомельских ученых помогут решить эту мировую проблему.
При университете создан профессор-ский консультативный центр. Здесь прием пациентов ведут более 40 профессоров и доцентов. Центр весьма популярен у жителей не только нашей области, но и приграничья России и Украины.
Кстати, еще один интересный факт. По числу и индексу цитирования в наукометрической базе данных Российского индекса научного цитирования Гомельский государственный медицинский университет занимает первое место как среди вузов Гомельской области, так и среди всех медицинских университетов страны.
— Врач ХХI века — каким должен быть выпускник современного медицинского вуза?
— Безусловно, специалистом с хорошими теоретическими знаниями и практическими навыками. Это основа. Для этого в вузе, кроме всего прочего, должна быть обновляемая научная библиотека, хотя это очень дорогое удовольствие, плюс современный медицинский практический центр. Врачу ХХI века необходимо быть технологически образованным — работать со сложными медицинскими приборами и оборудованием. Обязательно непрерывно учиться, обмениваться опытом с коллегами, по возможности стажироваться за рубежом. Быть в тренде медицинских новинок и методик. Очень важный вопрос — социальные коммуникации. В советское время врач представлялся суровым специалистом, которого пациенты зачастую побаивались. В наши дни врач обязан владеть арсеналом психолога. Как преподнести пациенту диагноз? Что сказать его родным? Чем сплотить коллектив? Как бороться со стрессом на работе? Все это мы вводим в курс подготовки будущих специалистов.
Уважаемые студенты, старайтесь еще со студенческой скамьи искать почву для занятий наукой. Научный поиск очень захватывает, это — настоящая радость. И, как всегда говорит наш министр Валерий Малашко, в процессе напряженной учебы не забывайте об общественной деятельности, творчестве и спорте, формируйте в себе лидерские качества и организаторские способности.
Ну и, конечно, главное — всегда помните свои корни и свою историю, любите свою землю и народ Беларуси, делайте все, чтобы наша страна была сильной и процветающей!
Афанасий ПАВЛОВ.
Справка
Анатолий Николаевич Лызиков с отличием окончил Витебский государственный медицинский институт. Врач высшей категории, доктор медицинских наук, профессор, основатель научной школы малоинвазивной хирургии и энтерального питания в неотложной хирургии. Основатель и руководитель Республиканского учебно–практического центра малоинвазивной хирургии в г. Витебске. Автор почти 400 научных работ, в т.ч. 6 монографий и 10 изобретений. Отличник здравоохранения СССР (1988 г.), отличник здравоохранения Беларуси (1999 г.), стипендиат Президента. Награжден орденом Доблести РАЕН. Лауреат международной премии «Звезда Чернобыля». Гомельский государственный медицинский университет возглавил в 2007 году. В 2010–м университет первым среди медвузов страны получил сертификат международного образца на соответствие системы менеджмента качества требованиям стандарта ISO 9001:2008.
Профессором разработаны и внедрены в Беларуси уникальные методики малоинвазивных хирургических вмешательств: трансторакальные (ваготомия, симпатэктомия), лапароскопические (аппендэктомия, грыжесечение с пластикой грыжевых ворот отечественной сеткой «Витэкс»), устранение варикозно расширенных вен семенного канатика и широкий спектр гинекологических и симультанных вмешательств.
Он является председателем Белорусской ассоциации парентерального и энтерального питания, академик Российской академии естественных наук, член правления Белорусской ассоциации хирургов, член Европейской ассоциации хирургов. Учениками Анатолия Лызикова защищены 3 докторские и 21 кандидатская диссертации.
Международное сотрудничество
Университетом заключены более 30 договоров о сотрудничестве с иностранными образовательными и научно–исследовательскими учреждениями. Среди них — Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М.Сеченова, университет Нагасаки и Фукусимский медицинский университет (Япония), Абердинский университет (Шотландия), университет Оверни (Франция), Второй университет Неаполя (Италия), университет им. Аристотеля (Греция). Ведутся совместные исследования с учеными Фукусимского медуниверситета и университета Нагасаки по актуальным общим проблемам ликвидации последствий аварий на ЧАЭС и АЭС «Фукусима–1». Продолжаются научные исследования антибиотикорезистентности микроорганизмов совместно с Карагандинским медицинским университетом и НИИ антимикробной химиотерапии Смоленской медицинской академии. На базе Гомельского медуниверситета работает Национальный контактный центр по направлению исследований здоровья, демографических изменений и благополучия программы ЕС по науке и инновациям «Горизонт 2020».
Спортсмены, танцоры, волонтеры
Студенческий клуб — олицетворение творческого поиска и креатива, своеобразная «фабрика звезд». Три творческих коллектива — театральная студия «Арлекин», вокальная студия «Настроение», танцевальный ансамбль «Колорит» — известны далеко за пределами Гомельской области. Недаром они были удостоены звания «Народный любительский коллектив Республики Беларусь». В декабре 2017 года творческий коллектив вуза завоевал Гран–при престижного областного форума студенческих талантов «Зимняя радуга». Студенты имеют возможность заниматься в 12 спортивных секциях по 10 видам спорта. Организованы соревнования круглогодичной спартакиады университета. Сборные команды и спортсмены вуза — неоднократные победители и призеры спортивных соревнований городского, областного и республиканского уровней. Первичная организация БРСМ университета — традиционно одна из лучших в областном центре. Волонтерские студенческие отряды «Ангелы» и «Доброе сердце» оказывают помощь сотням больных детей, нуждающимся, ветеранам войны и труда. Информационно–пропагандистская группа студентов университета — частый гость учреждений образования. В студенческом научном обществе состоят более 800 человек.
Кстати
За эти годы в вузе подготовлено более 8,3 тысячи квалифицированных специалистов для здравоохранения Беларуси и еще 35 стран. В структуре университета пять факультетов: лечебный, медико–диагностический, факультет по подготовке специалистов для зарубежных стран, повышения квалификации и переподготовки, довузовской подготовки.
УНП 400022681