Татьяна Лещинская знает, в чем преимущество каждого человеческого возраста
Некоторые женщины стараются скрыть свой возраст. Но юность, к сожалению (и, наверное, неспроста), не бывает вечной. События, встречи, прожитые годы отпечатываются в сердце и памяти, а потом каким-то необъяснимым образом отражаются в глазах, голосе, жестах.
Татьяне Лаврентьевне Лещинской – 75. Она красива, мудра, умна, элегантна и добра. Ее профессионализм по достоинству оценен не только коллегами. Вклад Лещинской в отечественную коррекционную педагогику отмечен государственными и международными знаками отличия, в том числе почетной грамотой Совета Министров Республики Беларусь.
С именем этой замечательной женщины связано формирование научного потенциала кафедры олигофренопедагогики в конце шестидесятых годов прошлого века. Именно она была инициатором создания отделения дефектологии, а затем и факультета в Минском педагогическом институте, работала заведующей кафедрой, деканом факультета…
В должности директора центра специального образования научно-методического учреждения «Национальный институт образования» Татьяна Лещинская стала лауреатом премии Федерации профсоюзов Беларуси 2005 года в области труда, науки и техники в номинации «Социальная сфера».
…Во все времена в Беларуси с нежной заботой относились к детям с особенностями психофизического развития. Наверное, так заложено в нашем национальном характере: мы умеем не только трудиться, сердечно принимать гостей, но и сочувствовать ближнему. Наша способность к сопереживанию нашла отражение во всей сегодняшней социально ориентированной политике государства. Не случайно ведь, что именно в Республике Беларусь впервые на всем постсоветском пространстве появился в 2004 году уникальный в своем роде Закон об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании). В России, к слову, такого закона пока не существует.
Как специалист-дефектолог, Татьяна Лаврентьевна прошла через жизнь многих «необычных» детей. И они прошли через ее жизнь, помогая сформировать профессиональное кредо: поить и питать можно только растения, человека же необходимо развивать, давать ему способы деятельности, знания, умения, навыки, пробуждать готовность и способность к труду.
Сегодня у родителей детей с определенными отклонениями в развитии есть равноправный выбор: отправить ребенка в специальную школу-интернат или воспитывать в семье, используя возможности интегрированного обучения или обучения в специальной школе. Второй путь предпочтительнее, так как при стечении любых жизненных обстоятельств семья способна дать маленькому человеку гораздо больше душевного тепла, чем любая другая воспитательная среда.
В развитых странах мира проблема приобщения к знаниям детей с отклонениями в развитии решается путем интеграции в общеобразовательный учебный процесс. В число государств, активно внедряющих такое обучение, входит и Республика Беларусь.
Не удивительно, что опыт и достижения наших ученых, исследователей и практиков, работающих в системе специального образования Беларуси, так востребованы в ближнем зарубежье.
Это видно по популярности недавно вышедшей в свет книги «Образовательная интеграция и социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями». Пособие выполнено по заказу и при финансовой поддержке Бюро ЮНЕСКО в Москве. Руководитель проекта – начальник Управления специального образования Министерства образования Республики Беларусь кандидат педагогических наук, доцент Алла Коноплева. Научный редактор пособия – кандидат педагогических наук, доцент Татьяна Лещинская.
Советы и рекомендации этой книги полезны любому взрослому, контактирующему с детьми с особенностями психофизического развития, – учителям, психологам и родителям. В рецензии, принадлежащей перу академика Российской академии образования доктору педагогических наук Николаю Малофееву, высоко оценены заслуги нашей страны в развитии основ интегрированного обучения и отмечено, что пособие написано на современном уровне, с учетом международных рекомендаций по организации безбарьерной среды единого образовательного пространства. По мнению академика, «особую ценность представляют те разделы пособия, которые посвящены социализации детей с тяжелой формой интеллектуальной недостаточности, ранее относящихся к категории «необучаемых»… Бесценным является материал по созданию атмосферы терпимости друг к другу, развитию чувства собственного достоинства у детей с отклонениями в развитии, стремления всех школьников к сотрудничеству, дружбе.
В сфере коррекционно-развивающего обучения сейчас много молодых и талантливых сотрудников. И почти все они — ученики Татьяны Лещинской. Рассказывая о подающих большие творческие надежды коллегах, Татьяна Лаврентьевна подчеркивает: «У них есть качество души, позволяющее работать в нашей системе». Что это означает, догадаться нетрудно. Не каждый способен взять на руки и приласкать «необычного» ребенка, носить его, прижимая к сердцу, разговаривать с ним, заглядывая в глаза, играть, обучать… Настоящая любовь к детям не декларируется. Она выплескивается шквалом нежности, для которой не существует преград. Как это бывает, стоит увидеть, чтобы понять, запомнить и перенять. Доброте, состраданию и милосердию, оказывается, можно и нужно учиться.
Мастер-классы, которые проводят сотрудники-дефектологи Национального института образования, всегда сближают, сплачивают слушателей. Их ненавязчивые «уроки общения» учат не только выстраивать отношения с каждым ребенком в соответствии с его потребностями и возможностями, но и подсказывают: постарайся и сам стать лучше, не черствей, улыбнись судьбе, и судьба улыбнется тебе…
«За образованием, применительным к личности ребенка, – будущее педагогики, — уверена Лещинская. — Но новое не создается в одночасье, поэтому детей пока приходится приспосабливать к общей программе». А между тем уже создаются замечательные учебники, адаптированные для условий образовательной интеграции, адресованные детям с отклонениями в развитии для обучения и воспитания их совместно с нормально развивающимися сверстниками. Разрабатываются методические рекомендации по поддержанию социальной солидарности в образовательном пространстве. И обнадеживает статистика: 84 процента опрошенных детей с ограниченными возможностями утверждают, что они дружат со сверстниками других школ!
Вклад в современную дефектологию Татьяны Лаврентьевны Лещинской огромен – свыше 200 научных публикаций и около 40 книг, большинство из которых «необычные» учебники, которых не встретишь на полках книжных магазинов, потому что адресованы они особому контингенту учеников нашей страны.
Впрочем, не только нашей. «Букварик» Лещинской очень популярен сейчас в России. На нем гриф российского Министерства образования, что означает не только принятие концепции автора, но и признание достижений всей белорусской школы.
Кстати, высшее образование Татьяна Лаврентьевна получила в Москве. Выросшая в семье сельских учителей, она с отличием окончила среднюю школу в Брагине и поехала в столицу поступать на филологический факультет. Нет сомнений, что филология приобрела бы в ее лице выдающегося исследователя. Но дефектологии повезло больше. Отчасти потому, что, как шутит сама Лещинская, иногородним студентам этого факультета пединститут предоставлял общежитие. Ничего не бывает случайно.
Правда, Татьяна Лаврентьевна не относит себя к людям, считающим: случись начать жизнь сначала, все бы в точности повторила. Как человек самодостаточный, она прекрасно знает, в чем преимущество каждого человеческого возраста, каждого времени года…