«СБ.Беларусь сегодня» публикует посвященную этой важнейшей теме статью, авторы которой — авторитетные государственные деятели — на основе комплексного анализа изучили вопросы формирования и деятельности сети военно-биологических объектов США на территории ряда государств постсоветского пространства. В материале проанализированы проводимые там биологические исследования, имеющие зачастую двойное назначение, несмотря на декларируемое исключительно «гражданское назначение объектов».
История вопроса
В XX веке отдельные попытки неконтролируемого применения биологического оружия приводили к массовому уничтожению всего живого, а результаты его использования носили необратимый характер, нанося ущерб как противнику, так и своим войскам.В частности, неудавшийся эксперимент с заражением поголовья овец сибирской язвой на отдаленном острове Грюнард около Шотландии (1942 год) для последующего его применения против германских войск на Восточном фронте привел к тому, что на 49 лет остров был признан опасным даже для кратковременного пребывания, находился на карантине и только в 1990 году официально объявлен очищенным.В связи с малой изученностью природы инфекций, сложностью прогнозирования и невозможностью контроля за последствиями их применения, важным фактором выживаемости человечества стал поиск механизмов, запрещающих разработку, производство вирусов и накопления компонентов биологического (бактериологического) оружия.
В этих целях 17 июля 1925 года впервые был принят Женевский протокол о запрещении применения удушающих, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств (биологического оружия в его официальной трактовке в соответствии с международным правом на тот момент времени еще не существовало). Особенность протокола состояла в том, что он запрещал подписавшим его странам применять, но не производить, хранить и транспортировать биологическое оружие, что впоследствии стало предметом более поздних международных договоров в этой области.
10 апреля 1972 года была принята «Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении» (далее — Конвенция, КБТО), запрещающая разработку, производство и любые операции с таким оружием. Конвенция вступила в законную силу 26 марта 1975 года, является бессрочной и «действует» до настоящего времени. 170 государств в мире (в том числе и наша страна) являются ее участниками.
Нечестная игра
Вместе с тем в рамках КБТО отсутствует контрольно-инспекционный механизм за исполнением странами-участниками ее основных положений, что является существенным недостатком документа и формирует предпосылки для уклонения отдельных государств от ее исполнения. Несовершенство законодательства активно используют в своих национальных интересах США. Заявляя о пунктуальном выполнении Конвенции, американское военное и политическое руководство под различными предлогами уклоняется от участия в разработке данного контрольно-инспекционного механизма и подписания соответствующего протокола, начало разработки которого было положено в ходе IV Обзорной конференции ООН в 2000 году. Уже в ноябре 2001 г. работа очередной V Обзорной конференции ООН в результате действий США была сорвана, а вместо выработки общего механизма государства были вынуждены перейти к внесению поправок в национальные законодательства в части криминализации деятельности по созданию биологического оружия.Отсутствие контрольно-инспекционного механизма позволило американскому руководству, осуществляя масштабную военно-биологическую деятельность, преднамеренно допускать серьезные нарушения КБТО, которые могут квалифицироваться как отклонение от норм международного права. Кроме того, соблюдение США международного законодательства также осуществляется с оговорками, в соответствии с которыми, например, заявляется о приоритете национального законодательства над международным. В свою очередь, военно-биологические программы США намеренно выводятся из-под национальной юрисдикции. Многочисленные международные договоренности, в том числе и ратификация международных соглашений, зачастую трактуются в выгодном для Белого дома плане (так, ратификацию Женевского протокола США сопроводили рядом оговорок, согласно одной из которых Соединенные Штаты оставляют за собой право на «ответное применение химического и токсинного оружия»).
В настоящее время США обладают наиболее развитым военно-биологическим комплексом в мире. В его структуру входят научно-исследовательские объекты Пентагона, учреждения министерств здравоохранения, энергетики и сельского хозяйства, гражданские научно-исследовательские институты, в том числе частные биотехнологические и фармацевтические компании.Под предлогом обеспокоенности США условиями хранения патогенов в постсоветских странах после развала СССР Вашингтон реализует на территории отдельных стран СНГ ряд военно-биологических программ. Официально США декларируют исключительно гражданское назначение деятельности объектов, прежде всего в интересах обеспечения биологической безопасности на постсоветском пространстве. При этом заявляется, что с участием американских военных биологов в этих лабораториях проводятся мониторинги санитарно-эпидемиологической обстановки, изучение восприимчивости местного населения к возбудителям особо опасных инфекций, реагирование на вспышки инфекционных заболеваний, изучение трансграничного распространения инфекций.
Цели, исполнители и программы
По оценкам министерства обороны Российской Федерации, основными целями деятельности биологических программ США на постсоветском пространстве являются в том числе наращивание военно-биологического потенциала у границ геополитических противников; мониторинг эпидемиологической ситуации на местности, где размещены или планируются к размещению воинские контингенты НАТО; сбор штаммов особо опасных микроорганизмов, характерных для определенных территорий; создание биологических поражающих агентов, избирательно действующих на определенные этнические группы населения; проведение диверсионных операций, направленных на нанесение ущерба экономике (уничтожение поголовья скота, дискредитация продукции на мировых рынках и другие) и человеческому потенциалу стран противников в результате снижения иммунитета и способности к воспроизводству.Кроме того, задача подобных программ — усиление зависимости геополитических противников (в первую очередь России, КНР и Ирана) от продукции западной фармацевтической индустрии с целью разработки лекарственных препаратов от заболеваний, искусственно синтезированных или модифицированных с помощью сети лабораторий; создание средств биологической защиты, специфичных в отношении возбудителей особо опасных инфекционных заболеваний.
Организация работы и функционирование биолабораторий осуществляется при участии ассоциации биологической безопасности Центральной Азии и Кавказа, института медицинских исследований инфекционных болезней армии США, агентства по сокращению военной угрозы (DTRA — подразделение Пентагона), фонда гражданских исследований и развития США, международного научно-технического центра (контролируется Госдепартаментом).
В американских проектах биологической направленности также принимают участие корпорации, объединенные в Альянс за биобезопасность и являющиеся частью т.н. «Большой аптеки» (Big Pharma).
У руля эпидемий
В рамках реализации программ СВЕР и CTRP с 2007 года Вашингтоном осуществляется строительство новых и модернизация существующих т.н. центральных референс-лабораторий (ЦРЛ) на территории стран бывшего СССР.Их создание и модернизация осуществляется на основании подписанных в начале 1990-х годов после распада СССР общих соглашений «о разоружении» и позднее — в 2000-х годах — конкретных двусторонних соглашений «о сотрудничестве».
Создаваемые «референс-лаборатории» относятся к классу «центральных референс-лабораторий» с третьим и четвертым уровнем биологической безопасности (BSL3 и BSL4 согласно классификации Всемирной организации здравоохранения), позволяющим идентифицировать, хранить и проводить исследования вирусов и патогенных агентов высокой степени опасности.
Возможности действующих на постсоветском пространстве биолабораторий позволяют американским специалистам проводить полный спектр исследований с возбудителями особо опасных инфекционных заболеваний, против которых отсутствуют специфические средства лечения и профилактики. Об этом, в частности, свидетельствуют факты заболеваний и гибели людей от нетипичных инфекций на прилегающей к биолабораториям территориях.На территории государств — участников СНГ Пентагоном реализуется широкомасштабная программа сбора и вывоза, в т.ч. нелегального, за границу информации об особенностях геномной структуры населения постсоветских стран, образцов биологического материала, а также создание за рубежом биобанков. Так, в России в рамках проекта «Дженографик» американскими компаниями осуществлялся сбор биологического материала «моноэтносов» Северного Кавказа, Дальнего Востока и Уральского региона.
Указанное может свидетельствовать о проведении на базе ЦРЛ углубленных исследований по получению патогенных микроорганизмов, устойчивых к внешним условиям и лекарственным средствам, способных избирательно действовать на различные этнические группы людей.Кроме того, использование патогенов позволяет оказывать влияние на экономический потенциал государств (в частности, животноводство), управлять локальными и тотальными эпидемиями в определенной стране.
Ключевыми программами США, призванными обеспечить проведение научно-исследовательских работ биологической направленности, являются:
♦ программа совместного уменьшения угрозы (CTRP). Она разработана под руководством США и направлена на обеспечение контроля над специалистами, которые потенциально могут быть задействованы в разработке бактериологического оружия, а также на предотвращение распространения исследований, материалов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы для создания биологического оружия массового поражения;
♦ биологическая программа совместного участия (СВЕР). Предполагает создание на территории стран СНГ систем реагирования на вспышки инфекционных заболеваний, представляющих собой комплекс исследовательских лабораторий, ветеринарных институтов и лечебных учреждений на национальном и региональном уровнях.
Данные ЦРЛ образуют сеть автоматизированных научно-исследовательских центров с развитой системой обмена исследовательскими данными, уникальными коллекциями патогенов, методиками, технологическими процессами, научными кадрами и т.д., а финансирование их деятельности осуществляется за счет средств американского агентства DTRA. Проводимые в них за счет грантовых программ исследования служат основой для реализации следующих задач:
♦ контроль санитарно-эпидемической обстановки в республиках бывшего СССР и проводимых в них работ с патогенными микроорганизмами;
♦ сбор данных об инфекционной заболеваемости и вывоз национальных коллекций со штаммами патогенных микроорганизмов, способных бороться с действием вакцин и обладающих устойчивостью к антибиотикам;
♦ обобщение и систематизация сведений о собранных на территории микроорганизмах для создания нового поколения высокоэффективных наступательных биологических вооружений.
Опасная паутина
На территории СНГ при непосредственном участии и руководстве Вашингтона созданы бактериологические центры, оснащенные современным оборудованием, которые позволяют проводить исследования с возбудителями наиболее опасных инфекционных заболеваний человека, животных и растений.АРМЕНИЯ
Взаимодействие Армении с США в области установления контроля над распространением биологического оружия и его компонентов ведется страной с середины 90-х годов.
К 2018 году американские подрядчики (компания Black&Veatch) создали целую сеть биолабораторий в стране. Три из них, центральные, находятся в Ереване — в Центре по контролю и профилактике заболеваний, в Госслужбе безопасности пищевых продуктов и в инфекционной клинической больнице «Норк». Региональные лаборатории действуют в Иджеване, Гюмри, Мартуни и Ванадзоре.Декларируемой целью двустороннего сотрудничества с США заявляется диагностирование опасных патогенов и создание эффективной защиты от них, сведение к минимуму риска возникновения вспышек пандемии. Вместе с тем выделение США финансовых средств на создание биолабораторий в Армении указывает на двойное назначение этих объектов.
В частности, персонал данных объектов, состоящий исключительно из граждан США, обладает дипломатическим иммунитетом, а представители армянского здравоохранения прямого доступа к проводимым исследованиям не имеют. Кроме того, количество сотрудников лабораторий (от 50 до 250 человек) превышает численность персонала, необходимого для обслуживания автоматизированных гражданских лабораторий с заявленными целями.
ГРУЗИЯ
В 2002 году Грузия подписала соглашение с США «О сотрудничестве в области технологий и патогенов, связанных с созданием биологического оружия, и нераспространении информации в данной сфере», положив начало взаимодействию двух государств в области биобезопасности.
С 2011 года в поселке Алексеевка (пригород Тбилиси) начала полномасштабную работу ЦРЛ «Центр исследования общественного здоровья им. Ричарда Лугара». Всего в стране действует 10 лабораторий и работает ряд подконтрольных Пентагону биологических объектов.
В 2014 году после оснащения центра Р. Лугара специальным оборудованием по разведению насекомых началась реализация проекта «Повышение осведомленности о баркодировании песчаных мух в Грузии и на Кавказе» по изучению данных насекомых и тестированию уровня их инфекционности.
Уже через год после начала исследований от жителей Тбилиси и граничащего с Грузией российского Дагестана начали поступать сообщения о появлении мух, похожих на песчаных, укус которых вызывал сильное высыпание. Наряду с этим в 2014—2015 гг. в Грузии впервые обнаружен нетипичный для данной местности тропический комар — носитель желтой лихорадки, острой тропической лихорадки и вируса Зика.Летом 2018 года, после начала реализации программы «Насекомые-союзники» (2016 г.), группа российских туристов вернулась из Грузии в тяжелом состоянии из-за острой кишечной инфекции. Изучив возбудитель заболевания, российские специалисты установили, что такой вариант патогена не представлен среди известных данных и мог быть выведен искусственным путем, а заражение туристов произошло от укусов уже инфицированных насекомых.
Российскими официальными лицами неоднократно предъявлялись претензии Тбилиси и Вашингтону в связи с деятельностью лаборатории Лугара и возможными разработками на ее базе биологического оружия.Наиболее остро вопрос был поднят в сентябре 2018 года, после того как бывший министр государственной безопасности Грузии И. Гиоргадзе (1993—1995 гг.) распространил заявление о наличии у него документации, подтверждающей предположения о разработке в лаборатории Лугара биологического оружия, а также о проведении на ее территории опытов на живых людях с целью испытания такого оружия.
В качестве доказательства приведены данные о скоропостижной гибели от лечения гепатита С 30 человек в декабре 2015 года, а также 30 и 13 человек — в апреле и августе 2016 года соответственно.Грузинская сторона в ноябре 2018 г. организовала посещение центра Лугара для 23 делегатов из 17 стран, которые не нашли нарушений в деятельности лаборатории и не подтвердили разработку биологического оружия. Вместе с тем эксперты констатировали, что они не были допущены во все помещения (грузинская сторона аргументировала это целями безопасности). Именно в этих помещениях работают исключительно американские специалисты, а сотрудники из числа грузинских граждан в данную зону не допускаются.
ЦРЛ «Центр исследования общественного здоровья им. Ричарда Лугара» в Грузии.
КАЗАХСТАН
Между Казахстаном и США с 1992 года также действует соглашение по Биологической программе совместного участия (Cooperative Biological Engagement Program, CWEP), реализуется программа Нанна — Лугара.
С 2016 года в Алматы действует центральная референс-лаборатория, в которой работают специалисты здравоохранения, сельского хозяйства, образования и науки.В 2020 году американской стороной завершена техническая поддержка и обучение местных специалистов. Заявляется, что основное назначение ЦРЛ — повышение технологических и методических возможностей контроля особо опасных инфекций и проведение исследований по предотвращению массовых эпидемий на территории страны. Вместе с тем, по мнению российской стороны и отдельных казахстанских экспертов, ЦРЛ представляет собой объект двойного назначения и может использоваться США для военных биологических разработок.
Центральная референс-лаборатория в Казахстане.
КЫРГЫЗСТАН
До 2011 года в Кыргызстане действовала программа глобального партнерства правительства Канады по усилению биологической безопасности и снижению угрозы биологического терроризма. При этом, по мнению экспертов, канадское «посредничество» использовалось Госдепартаментом США и Пентагоном для реализации в Кыргызстане собственных военно-политических целей. В 2012 году в связи с массовыми протестами населения была закрыта национальная биологическая лаборатория третьего уровня биобезопасности в зеленой зоне Бишкека (Ботанический сад Академии наук Кыргызстана).
Тем не менее в 2011 году в стране начата реализация альтернативного проекта в области микробиологических исследований.
МОЛДОВА
В Молдове Центральная референс-лаборатория в Кишиневе осуществляет деятельность с 2008 года и была открыта при поддержке Агентства США по международному развитию (USAID) в рамках проекта «Предупреждение ВИЧ/СПИД и гепатитов В, С».
При этом необходимость открытия лаборатории мотивировалась наличием более 500 тыс. граждан, зараженных гепатитами В и С, а также более 4,7 тыс. ВИЧ-инфицированных.Несмотря на периодическое появление в молдавских масс-медиа материалов о деятельности министерства обороны США в контексте открытия и деятельности биологических лабораторий, официальные власти категорически отвергают какое-либо участие в проектах военно-биологического характера на территории страны.
УЗБЕКИСТАН
В Узбекистане осуществляют деятельность около 10 биолабораторий, открытых при содействии центра по контролю и профилактике заболеваний и при финансовой поддержке USAID. В 2007 году при участии посольства США в Узбекистане в числе одной из первых была открыта центральная референс-лаборатория. В 2011 году DTRA оплатило строительство и открытие двух диагностических лабораторий второго уровня биологической безопасности в Андижане и Фергане. В 2015 году USAID передало Узбекистану современную лабораторию «Инвитро» (первая в стране лаборатория косточковых и семечковых фруктов). Наряду с этим на базе НИИ садоводства и виноделия им. академика М. Мирзаева в Ташкенте функционирует лаборатория тканевых культур (общая стоимость поставленного оборудования — около 300 тыс. долларов США).
УКРАИНА
В Украине центральные референс-лаборатории открыты в 12 городах и действуют под фактическим управлением американских компаний Black&Veatch и Metabiota. Наряду с этим в Украине работает «Международный институт ВИЧ, СПИДа и туберкулеза» под руководством американского военного специалиста по вирусам Э. Перлмана.
С началом реализации данных проектов в стране участились вспышки кори, гепатита, туберкулеза, бешенства и других инфекционных заболеваний среди населения. Только в 2017 году от инфекций пострадали десятки тысяч украинцев.Массовость заболевания и смертность объясняется скоростью распространения вирусов, обладающих высокой вирулентностью. В рамках изучения ЦРЛ воздействия вирусов и бактерий на генофонд животных и растений в Украине проводятся исследования по адаптации возбудителей инфекционных заболеваний, нетипичных для данной территории, к местным условиям. Вследствие этого на птицефермах и животноводческих комплексах периодически вспыхивают эпидемии птичьего гриппа и африканской чумы свиней, экономические последствия от которых составляют десятки миллионов долларов США.
Референс-лаборатория в Одессе, Украина.
Примеры работы референс-лабораторий есть также в Азербайджане и Таджикистане.
Биологические лаборатории США на постсоветском пространстве и в странах третьего мира.
В связи с близким расположением отдельных объектов для проведения биологических исследований и разработок к границам Республики Беларусь результаты их деятельности несут в себе следующие угрозообразующие факторы:
♦ создание лабораторной инфраструктуры, обладающей потенциалом для подготовки биологических диверсий;
♦ возможность использования патогенных микроорганизмов и токсинов, хранящихся в референс-лабораториях соседних государств в военных и, особенно, террористических целях;
♦ ухудшение санитарно-эпидемической, эпизоотической и фитосанитарной обстановки в районах дислокации биологических лабораторий;
♦ появление непредвиденных и чрезвычайных инфекций, имеющих потенциал быстрого и неконтролируемого распространения;
♦ неправомерное использование научно-технических достижений в области биологии;
♦ продвижение генно-модифицированных организмов и содержащих их продуктов с неизученным влиянием на организм людей, животных, сельскохозяйственных растений;
♦ взаимопроникновение и связь международных организаций, занимающихся проблемами биобезопасности и международного здравоохранения, с неправительственными и некоммерческими организациями, контролируемыми группами государств или одной страной (США);
♦ размывание международной системы договоров (КБТО, резолюция СБ ООН 1540 и др.) и создание параллельных механизмов контроля за развитием биотехнологий.
Вирус в мундире
Таким образом, министерством обороны США в странах СНГ с 2008 года построены и реконструированы не менее двух десятков лабораторий различного уровня биобезопасности. Данные объекты работают под управлением американских военных специалистов и осуществляют сбор, первичный анализ и переправку в США биопроб на подконтрольных территориях. Основные усилия при этом направлены на изучение возбудителей природно-очаговых и высокопатогенных инфекций, их природных резервуаров и переносчиков, иммунитета проживающего в этих регионах населения и сельскохозяйственных животных к возбудителям Конго-Крымской геморрагической лихорадки, лихорадок Западного Нила, денге, клещевого энцефалита, оспы, мелиоидоза, боррелиоза, африканской чумы свиней и других инфекций. Особый интерес придается имеющимся коллекциям патогенных микроорганизмов, позволяющим проследить эволюцию патогенов на конкретных территориях.В результате деятельности США на постсоветском пространстве создана сеть исследовательских биологических центров, по сути, являющихся инструментами для реализации военно-биологических программ. В рамках данных проектов на территории третьих стран осуществляется создание образцов опасных вирусов избирательного воздействия.
Что предпринять?
С учетом значимости данных рисков, а также актуальности вопросов, связанных с пандемией COVID-19 в мире, представляется целесообразным расширить существующий формат обеспечения биологической безопасности, придать данному процессу более комплексный, скоординированный и упреждающий характер.Актуальным представляется переосмысление существующей системы мониторинга опасных заболеваний, четкое обеспечение ее обратной связи с сектором научных разработок, создающим средства диагностики, вакцины и иные препараты в отечественных условиях. В связи с этим вопросы обеспечения биологической безопасности целесообразно выделить в качестве отдельной сферы национальной безопасности Республики Беларусь, а изложенные в статье ключевые аспекты должны найти свое отражение в обновленной редакции Концепции национальной безопасности.Кроме этого, целесообразно продолжить реализацию согласованного механизма нейтрализации угроз распространения биологического оружия, закрепленного в Стратегии ОДКБ на период до 2025 года и предусматривающего разработку правовой базы по запрету деятельности центров биологических исследований, финансируемых США в странах ОДКБ, создание органов и механизмов проверок с участием стран — членов ОДКБ для объектов, финансируемых США, а также разработку правовых и практических механизмов по противодействию биологическим угрозам в рамках ОДКБ.
Возможными дополнительными направлениями международного сотрудничества по указанной проблематике (прежде всего в рамках СНГ и ОДКБ) может стать:
♦ расширение взаимодействия по обмену информацией, технологиями оценки и прогнозирования развития биологических рисков и угроз в рамках международных объединений ЕАЭС, ОДКБ и др.;
♦ поддержка в рамках ООН инициативы Российской Федерации по возобновлению переговоров по принятию обязывающего протокола о механизмах мониторинга и контроля в рамках КБТО на территории государств-участников СНГ;
♦ разработка и продвижение на площадке КБТО инициатив, направленных на укрепление правового режима Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении, включая практические шаги по мерам укрепления доверия;
♦ обеспечение эпизоотического и санитарно-эпидемиологического благополучия на территории государств — участников СНГ (ОДКБ).
Александр СУББОТИН, заместитель Премьер-министра Республики Беларусь, доктор биологических наук.
Владимир АРЧАКОВ, заместитель Государственного секретаря Совета Безопасности Республики Беларусь, кандидат юридических наук.