![](/upload/iblock/f5c/8gpoe0g9u0q4kk95i9knh03upf5jm4fh.jpg)
Открывая форум, заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Вадим Шагойко подчеркнул:
— Мясная отрасль за последние годы достигла значительных успехов. На внутренний рынок поступает более 1000 наименований ее товаров. Треть произведенной продукции экспортируется. В этом году за первый квартал производство мясной продукции выросло на 10 процентов, увеличился выпуск товаров с высокой добавленной стоимостью.
![](/upload/iblock/531/6bmgls5e8utwgqwmmni95doklrcpifik.jpg)
А начинается отрасль на животноводческих фермах.
За последнее десятилетие производство скота и птицы в сельхозорганизациях возросло на 100 тысяч тонн и достигло в прошлом году 1 миллиона 676 тысяч тонн. Структура производства сырья следующая: КРС — более 36 процентов, свиньи — 24, птица — почти 40.— В 2022-м был небольшой спад в этой сфере, теперь наблюдается подъем, — отметила начальник главного управления интенсификации животноводства и рыбохозяйственной деятельности Министерства сельского хозяйства и продовольствия Наталия Сонич. — За первый квартал выращивание скота и птицы — 103,8 процента к соответствующему периоду прошлого года. Считаем, что положительная тенденция сохранится и по итогам 2023 года производство мяса КРС составит 104 процента к предыдущему периоду, свиней — 104,4, птицы — 106.
![](/upload/iblock/671/qgh7o95kgv3fpb43x3cw3s9v6v912xoz.jpg)
Много внимания на форуме уделялось поставкам мясной продукции за рубеж.
— Беларусь входит в число 15 ведущих мировых экспортеров мяса птицы, говядины и колбасных изделий, — сообщила начальник главного управления внешнеэкономической деятельности Минсельхозпрода Ксения Мелешко. — Из поставляемой за рубеж мясной продукции на говядину приходится 52 процента, мясо птицы — 29, колбасные изделия — 11,1, консервы — 6,4. Основные покупатели белорусской мясной продукции — Россия и другие государства СНГ, Китай, Вьетнам, ОАЭ, страны Африки.
![](/upload/iblock/1c7/1vy6p884fdzvb9hph6hfl3bbgdu2g6ti.jpg)
На российский рынок реализуются все основные виды производимой продукции. Однако необходимо диверсифицировать поставки, учитывая, что уровень самообеспечения там по мясу птицы, свинине более 100 процентов, а говядины недостаточно. Для сохранения доли присутствия белорусских производителей на российском рынке целесообразно увеличивать поставки мясных изделий, которые реализуются в торговые сети, где непосредственно потребитель выбирает товар, исходя из цены и качества. Уже сейчас, например, по колбасным изделиям основная доля в экспорте приходится на российский рынок.
Китайский также приоритетный для мясоперерабатывающих организаций. В 2022 году китайская сторона аккредитовала несколько производителей мясной продукции и говяжьих консервов, в 2023-м эта работа продолжается.
![](/upload/iblock/437/2ghxmd1su8ms1birkuaclb7qxn7vsexs.jpg)
По оценкам международных экономических организаций, в течение следующих 10 лет, несмотря на наращивание Китаем собственного производства мяса птицы, импорт сохранится на уровне 500 тысяч тонн, по свинине — 1,5 миллиона тонн.
Перспективными могут стать поставки в эту страну мяса говядины обваленного, которое реализуется по более высокой цене в отличие от четвертин, а также частей тушки птицы. Для их реализации запланированы проекты на территории Беларуси с участием китайских инвесторов по производству, переработке и продаже продуктов с высокой добавленной стоимостью согласно стандартам Китая.
Весьма полезным был разговор о реализации мясной продукции. Для этого ее производителям надо не переставать удивлять покупателей, считает директор ОАО «Слонимский мясокомбинат» Сергей Скиба. Он показал любопытную продукцию своего предприятия — цветные пельмени «ТикТок» и «Лайки», в которых используются только натуральные растительные красители. Особенно в восторге от такого товара дети.
![](/upload/iblock/3a7/ndz24fxkocy4zd0vupspcs3urbsr44vh.jpg)
А вот исполнительный директор Ассоциации розничных сетей Беларуси Наталия Шаблинская затронула и проблемы:
— У нас прекрасная отечественная мясная гастрономия. Но в одном мы пока отстаем от зарубежных производителей. Речь идет о слайсерной нарезке. У нее пока еще несовершенный дизайн. Надо работать над этой проблемой.
Она также призвала производителей и торговлю чаще проводить совместные акции по снижению цены. В таких случаях вырастут объемы продаж, а значит, и выручка. Наши граждане привыкли к акциям и не хотят идти в магазин, если у него нет промопредложения.
![](/upload/iblock/a6d/j9l58jtbc59ivr31nvk7hm24dm02y6h1.jpg)
Ее поддержала директор российского маркетингового агентства «ФНЦ пищевых систем им.В. М. Горбатова» Ольга Кайтялиди:
— Промоакции давно стали инструментом продаж, от эффективности проведения которых во многом зависит финансовый результат производителей продукции и торговли.
На еще одно ее суждение обратил внимание начальник отдела маркетинга ОАО «Волковысский мясокомбинат» Виталий Алешко:
— Эксперт заявила, что пора менять подходы к фирменной торговле. Ее надо перестать воспринимать как часть предприятия, а следует считать клиентом. Он должен изучать предпочтения покупателей и ставить нам задачи по удовлетворению их потребностей. И еще: главным должно стать не количество реализованной продукции в какой-то точке, а полученная прибыль. У нас 20 фирменных магазинов, планируем открывать новые. Сделаем для себя выводы из услышанного на форуме.
![](/upload/iblock/8e0/cqa31g6okq4g1tlsbyb63luzogmodhpx.jpg)
Директор Ассоциации мясопереработчиков России Екатерина Лучкина остановилась на проблеме товарных знаков. Призвала, с одной стороны, защищать свои бренды, с другой — осваивая новый товар, внимательно изучить рынок, не зарегистрировал ли кто-то такой товарный знак раньше вас. Это позволит в дальнейшем избежать неприятных судебных разборок.
Ярким событием форума стало вручение наград лучшим экспортерам в рамках проекта «Сто дорог экспорта» и номинантам премии «Большие звезды мясного дела», которой отмечаются люди, сделавшие большой вклад в развитие отрасли.
Среди победителей — ОАО «Пинский мясокомбинат». Его генеральный директор Александр Мелех рассказал «СГ», что предприятие в прошлом году увеличило экспорт на четверть:
![](/upload/iblock/09b/7i0udw85nauzs2z64yb3mk8lyfahj27d.jpg)
— Основной покупатель — Россия. Также реализуем продукцию в Китай, Узбекистан, Казахстан, Азербайджан. Особых сложностей в работе нет благодаря продуманной маркетинговой политике.
Лауреатом премии «Большие звезды мясного дела» в номинации «Золотые руки» стала жиловщик мяса и мясопродуктов ОАО «Слонимский мясокомбинат» Жанна Бурдук. По ее словам, хотя с каждым годом появляется все больше новых технологий, но в ее деле рабочие руки остаются главным инструментом. В этой профессии 14 лет. Все делает на высоком уровне и учит тому же других.
![](/upload/iblock/c89/5lb6vkv56ulufw239r0ezdc3cqn5raf8.jpg)
Еще один лауреат в этой номинации — мастер отделения по производству сыровяленых, сырокопченых колбас и копченостей ОАО «Слуцкий мясокомбинат» Лариса Пунчик. Она не только руководит этим подразделением, но и часто помогает своим подчиненным выполнять любую работу. В день они производят до 10 тонн продукции. В прошлом году освоили сразу 14 видов новых колбас.
![](/upload/iblock/09d/osw94ltu1c6gr11uofen5cxlscxhyk11.jpg)
Участники форума часто останавливались на проблемах. Но в разговорах звучал оптимизм. Ведь собрались профессионалы, которые умеют преодолевать трудности. И, самое главное, у них есть желание двигаться вперед, наращивать производство и экспорт. В результате будут расти доходы предприятий и зарплаты работников.
gedroiz@sb.by