80–летие советских Воздушно–десантных войск — повод для обозрения истории белорусских преемников ВДВ — Сил специальных операций
В начале 90–х перед военным и политическим руководством Беларуси встал вопрос о дальнейшей судьбе наследия Советской армии — вошедших в состав Вооруженных сил 103–й гвардейской воздушно–десантной дивизии (Витебск), 38–й гвардейской десантно–штурмовой бригады (Брест) и 5–й отдельной бригады специального назначения (Марьина Горка). Дилемма состояла в том, что вместе с суверенитетом была провозглашена и военная доктрина государства, имеющая сугубо оборонительный характер, а воздушно–десантные части, так называемые войска первого удара, в новую концепцию вписываются не совсем удачно. Некоторые руководители, исходя из якобы пацифистских соображений, предлагали кардинальное решение: нет ВДВ — нет проблемы. Но и в правительстве, и в Генеральном штабе работали опытные профессионалы, сумевшие отстоять элиту Вооруженных сил от ножа сокращений. Но реформирование армии и переосмысление задач, которые должны были выполнять ВС, были необходимы, продиктованны жизнью. Не обошли преобразования стороной и десантников.
Перезагрузка
В СЕНТЯБРЕ 1995 года на базе 103–й гвардейской воздушно–десантной дивизии и 38–й гвардейской десантно–штурмовой бригады были сформированы мобильные силы в составе 38–й, 317–й и 350–й отдельных мобильных бригад.
Как отдельный род войск мобильные силы вошли в состав сухопутных войск и были предназначены для прикрытия стратегического развертывания Вооруженных сил в т.н. угрожаемый период, срыва специальных операций противника на нашей территории и выполнения других внезапно возникающих задач. Но в процессе формирования и осмысления роли десантников в системе реформируемых ВС не все складывалось гладко. Подчиненные «сухопутке» мобильные силы и в теории, и в ходе учений тех лет использовались аналогично общевойсковым соединениям — для ведения оборонительных и наступательных действий, прикрытия отдельных направлений. Как тогда шутили в мобильных бригадах: «Наша задача простая, но важная — день простоять да ночь продержаться...»
Главные козыри десантников: мобильность, стремительность, натиск и высокая маневренность были не востребованными общевойсковыми командирами и начальниками. Но «десантура» есть «десантура»: подразделения и соединения мобильных сил сами, по своей инициативе, стали отрабатывать отдельные задачи специальных действий, связанные в основном с противодействием незаконным вооруженным формированиям и десантно–диверсионным силам противника. Подразделениями специальной разведки отрабатывались вопросы ведения специальных действий на территории, захваченной противником. Это благодаря их нелегкому труду на комплексных оперативных и оперативно–тактических учениях «Неман–2001», «Березина–2002», «Чистое небо–2003», «Щит Отечества–2004», «Щит Союза–2006», командно–штабных (тактико–специальных) учениях с 38–й гвардейской и 103–й гвардейской отдельными мобильными бригадами, 5–й отдельной бригадой специального назначения развивалась теория и отрабатывалась практика специальных действий.
Август - месяц судьбоносный
ТЕМ временем в сообщениях и репортажах СМИ из «горячих точек» планеты все чаще стали упоминаться «специальные операции», при которых использование войск спецназначения, как до начала, так и в ходе боевых действий, способствовало успешным действиям войск и завершению конфликта в целом. Подобная тенденция, многочисленные примеры спецопераций, а еще рост терроризма во всем мире подвинули белорусских военных специалистов сделать вывод о расширении функций войск специального назначения. В начале 2004 года было создано управление сил специальных операций Генерального штаба Вооруженных сил, внесены организационно–штатные изменения в мобильных соединениях и частях. В 2005 году в ходе проведения двустороннего командно–штабного учения с войсками Северо–западного оперативного командования был отработан большой спектр вопросов по боевому применению сил спецопераций. Результатом кропотливой работы стало дальнейшее реформирование мобильных соединений и системы их руководства. Первым шагом стала реорганизация командования мобильных сил и соединений, прямое подчинение мобильных бригад Генеральному штабу ВС и создание в оперативном управлении отдела сил специальных операций. Потом прошли еще два года «теории и практики», и наконец в августе 2007 года было объявлено об образовании Сил специальных операций (ССО). В их состав вошли две бригады мобильных сил (38–я и 103–я) и 5–я бригада специального назначения. Для оптимизации управления этими соединениями, руководства их подготовкой, решения различных вопросов их строительства, развития, обеспечения, координации действий и т.д. тогда же было сформировано командование сил специальных операций (КССО), подчиняющееся непосредственно Генеральному штабу. Командующим назначен генерал–майор Люциан Суринт. Настоящим экзаменом для реформированной «десантуры» стали оперативно–стратегические учения «Осень–2008» и «Запад–2009». На этих учениях Силы специальных операций обеспечивали своевременное обнаружение и противодействие террористическим и десантно–диверсионным силам условного противника, отрабатывали взаимодействие с подразделениями территориальной обороны, другими войсками и воинскими формированиями.
Как служба?
СЕГОДНЯ мобильные бригады, составляющие основу ССО, рассматриваются как специальные войска, способные вести высокоманевренные, скрытные боевые действия специфическими (нетрадиционными) способами, малыми подразделениями в сочетании с активным ведением разведки, но с широким использованием штатной бронетехники, тяжелого вооружения. «Тяжелый спецназ» предназначен и для выполнения антитеррористических, контрдиверсионных задач на своей территории и разведывательных, специальных и организационных задач в регионах временно захваченных противником.
Состав, структура и численность мобильных бригад практически однотипны, различается разве что боевая техника отдельных мобильных батальонов. 38–я гвардейская отдельная мобильная бригада, например, имеет на вооружении бронетранспортеры БТР–80, а 103–я гвардейская отдельная мобильная бригада — боевые машины десанта БМД–1.
Боевая подготовка мобильных подразделений сегодня осуществляется на учебно–материальной базе соединений и воинских частей ССО. При этом в ходе подготовки широко используется опыт участия вооруженных сил РФ и сил специальных операций других стран в современных конфликтах. Обучение десантников, насколько это возможно, максимально приближено к реальным условиям современных боевых действий, идет постоянный поиск новых технологий в учебном процессе. Одно из новшеств — курс психологических тренингов. По мнению специалистов, его внедрение в войсках ССО значительно повышает качество обучения десантников. В основе методики, которую уже испытали в 38–й бригаде, лежит серия эмоционально–волевых тренингов. В комплексе с боевой учебой и физической закалкой они формируют устойчивость психики солдата к стрессовым ситуациям. Эта технология была разработана в войсках при поддержке специалистов Центра психологических и социальных исследований, преподавателей Военной академии.
Один из элементов психотренинга — специализированная огневая полоса, максимально имитирующая условия реального боя. Преодолев дистанцию несколько раз, солдат привыкает к огню, взрывам и грохоту выстрелов. Кроме того, бойца настраивают на выполнение боевого задания и готовят к преодолению возможных трудностей.
Что завтра?
АНАЛИЗ развития вооруженных сил различных государств, опыта военных конфликтов последних десятилетий и проведенных у нас учений, определил, что ССО выступают одним из основных элементов стратегического сдерживания. Исходя из этого, Силам специальных операций уделяется особое внимание. К примеру, до конца 2010 года на базе полигона 103–й гвардейской отдельной мобильной бригады Лосвидово планируется создание учебного центра подготовки ССО. В Военной академии для подготовки офицеров управления подразделениями Сил специальных операций создан факультет военной разведки. Среди специальностей, предлагаемых курсантам для поступления на факультет, — не только «Управление подразделениями сил специальных операций», но и «Телекоммуникационные системы», направление «Телекоммуникационные системы (радиоконтроль и противодействие)».
В бригадах ССО идет плановое перевооружение стрелковым оружием (белорусского и российского производства), отечественными оптическими прицелами, автомобильной техникой, поставляются радиосредства и средства РЭБ (переносные рации, сканеры, радары) собственного и иностранного производства.
...Традиции маргеловской «крылатой пехоты» в Беларуси чтятся и хранятся. Нынешние Силы специальных операций сохранили боевой дух прежних ВДВ. Ведь десант — это больше, чем род войск. Это — братство, основанное на мужестве, отваге и чести, со своими трепетно оберегаемыми реликвиями, неписаными законами и героями. «Десантура» — это состояние души. И пафос здесь уместен.
Олег ГРЕБЕННИКОВ
Фото Юрия МАКАРЧУКА и из архива брестских десантников
СПЕЦНАЗ ИЮЛЬ 2010 г.