Татьяна КОНСТАНТИНОВА.
Ноты под градом пуль
Партизанские песни — особое явление в музыкальной культуре Беларуси. В отличие от песен ВОВ, которые создавались как в военное время, так и на протяжении последующих десятилетий, создание партизанских песен ограничено периодом существования самого движения. Если песни ВОВ — это преимущественно профессиональное композиторское и поэтическое творчество, то партизанские в большинстве своем относятся к области любительского творчества, зачастую — безымянного.Создание партизанских песен было повсеместным и массовым на территории нашей страны. Это и не случайно, поскольку за время войны было организовано 1108 партизанских отрядов. К осени 1942 года с легкой руки партийных комитетов стало приобретать организованные формы партизанское творческое движение — ансамбли, струнные и даже «джаз-оркестры». Во что трудно поверить, ведь джаз в Советском Союзе считался оплотом империализма. Видимо, в военное время на эти идеологические условности закрывали глаза — музыка вне рамок. Выступления партизанских ансамблей обычно начинались зачитыванием сводки Совинформбюро. После этого выступал партизанский хор, солисты исполняли песни, частушки, пляски.
Напевы партизанских песен разнообразны по происхождению и по стилистике. В некоторых из них использованы традиционные народные мелодии, которые сочетаются с новым текстом. «Мы йшлі на дзела ночкай цёмнай» создана на напев шахтерской песни о коногоне «Вот мчится партия шахтеров», «Пінская партызанская» — на видоизмененный напев известной народной песни «Пасею гурочкі». В ряде партизанских песен использованы мелодии популярных советских массовых произведений, например «Священная война», «По долинам и по взгорьям».
Концертная афиша ансамбля 760-го партизанского отряда.
Большинство партизанских песен — гимны-маршы. В них преобладают героическая тематика, патриотический пафос. Очень распространенными в партизанской среде были частушки, сатирически высмеивающие гитлеровцев и их приспешников либо воспевающие удаль и бравость партизан. Целый ряд партизанских песен по музыкальному языку близок лирической песне крестьянской традиции. Отдельные напевы уже ближе к жанрам городского романса, советской массовой песни.Песня слышится
Материалы Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны хранят имена более полусотни самодеятельных поэтов-песенников. Что касается создателей напевов, их известно около двадцати.
Вилейский агитотряд имени М. ГОРЬКОГО.
Большая часть авторов мелодий партизанских песен не знала нот. Нонсенс, но факт. Возникший в сознании напев исполнялся автором сольно, подхватывался его друзьями, участниками художественного ансамбля, а затем и местным населением. Партизанские песни передавались из уст в уста как настоящее народное творчество, с годами меняя музыкальный рисунок. Именно так и живет в поколениях одна из наиболее известных песен партизанской войны — «Песня о Лавском бое», автор ее слов и музыки Павел Липило. Произведение возникло под сильнейшим впечатлением события 3 декабря 1942 года у села Лавы Копыльского района Минской области. 18 комсомольцев героически погибли в неравном бою, прикрывая отход партизанского госпиталя. По словам самого Павла Липило, он не знал покоя, пока не родилась песня. Она стала его единственным творческим опытом:
Запевайте песню боевую
О делах недавних прошлых дней,
Как сражались за землю родную,
Изгоняя немцев-палачей!
Однако некоторые авторы партизанских песен все же были связаны с музыкальной деятельностью. Михаил Быкадоров возглавлял ансамбль в составе 760-го партизанского отряда имени Березовского. Он играл на баяне, аккомпанируя пению и танцам, а также исполнял импровизации в стиле попурри на темы песен советских композиторов. Сочинял марши, песни, частушки, часть из которых впоследствии им же была записана нотами. Вот строки его «Марша белорусских партизан»:
В огне войны мы волю закалили,
Фашистский гад не раз был нами бит.
Во имя Родины немало дел свершили,
И жажда мщения в крови у нас горит.
В бой, партизаны,
Нас Родина взрастила,
Нас партия ведет!
Другая яркая фигура в плеяде авторов военных лет — Александр Вешев, руководитель агитбригады при Главном штабе соединений Минской области. Он с детства освоил игру на гитаре, балалайке, баяне и скрипке. Работая после окончания школы на одном из ленинградских заводов, он поступил на вечерние музыкальные курсы по классу скрипки. С 1938 года служил на пограничной заставе в Житковичах, в 1941 году пришел в партизанский отряд. Агитбригаду Александр Вешев возглавил в 1943 году. Погиб в апреле 1944 года. Суровостью, мужественностью отличается созданная им песня-гимн «Прозвучат партизанские песни»:
Прозвучат партизанские песни,
Пролетят сквозь туманы и мглу.
Нет для нас ныне более чести,
Чем сражаться с врагами в тылу.
Не будет фашизма,
родная Отчизна,
Вот клятва тебе боевая!
Ни крови, ни жизни,
родная Отчизна,
Не жаль для тебя, дорогая!
Усилиями этномузыкологов, фольклористов в архиве Института искусствоведения, этнографии и фольклора Национальной академии наук Беларуси, а также в фоноархиве этномузыки Белорусской государственной академии музыки собрано огромное количество аудиозаписей партизанских песен. Удивительно, но эти песни до сих пор живут в народе, хотя прошло уже 74 года после окончания войны.
ikras@sb.by