Прямые торговые ограничения, логистика и расчеты не позволили в 2022 году и первом квартале 2023 года обеспечить положительный экономический рост. Об этом сообщил первый заместитель Премьер-министра Николай Снопков в рамках традиционного ежегодного отчета Правительства перед Национальным собранием во время совместного заседания палат Национального собрания.
— Ключевой риск, с которым столкнулась экономика, – проседание экспорта. По оценкам, прямые торговые санкции распространялись на 16 млрд долларов экспорта Беларуси. Для купирования указанного риска в течение 2022 года осуществлялась переориентация экспортных потоков, поиск путей доставки критических импортных товаров.
Николай Снопков особо отметил, что правительство еженедельно контролировало выполнение поставленных задач по экспорту и производству по более чем 40 товарам (около 30 процентов экспорта товаров страны) и 70 крупнейшим предприятиям. Был и организован мониторинг поставок на рынки России, КНР, иных дружественных стран.
— Антисанкционной группой и оперативно-ситуационным штабом выработано около 1000 точечных и отраслевых решений. Цель – обеспечение бесперебойной работы субъектов хозяйствования и наращивание экспорта. В ответ на санкции приняты решения по запрету вывоза технологического оборудования, также по ограничению права продажи акций и долей иностранных компаний, собственники которых из недружественных стран. Приняты и решения по ограничению вывоза продовольствия (сахара, муки, круп, овощей и фруктов) в целях защиты и насыщения потребительского рынка. Кроме того, организованы поставки критического импорта из Китая.
По его словам, совместно с Парламентом оперативно отработана правовая основа, позволяющая применять ответные меры на недружественные действия отдельных стран и сохранять стабильность внутри страны.
— В результате удалось более чем на 80 процентов компенсировать потери на рынках стран Запада и Украины поставками в дружественные страны: из 10 млрд. долларов переориентировали 8,3 млрд. долларов.