— Давайте по порядку, в чем суть нововведений?
— Поскольку Минэкономики является ключевым регулятором социально-экономического развития, то есть по своей сути — экономическим штабом Правительства, для нас все более очевидным становилось то обстоятельство, что эффективность национальной экономики зависит от уровня конкурентоспособности субъектов хозяйствования. В свою очередь, разбирая конкретные ситуации, касающиеся финансово-экономического положения того или иного предприятия, мы видели, что многие проблемы в его деятельности являются производными от непродуманных управленческих решений топ-менеджмента госкомпаний. Игнорировать пробелы в знаниях нельзя, ведь в нашем случае это чревато с точки экономической безопасности страны, потому что государственный сектор в Беларуси — тот становой хребет, который обеспечивает социальную стабильность и экономический рост.
— Как эта проблема решается применительно к управленческой деятельности в сфере бизнеса — частного и государственного?
— Должен сказать, что в экономически развитых странах для решения этой проблемы сделано немало. Причем ключевая роль здесь отводится системе бизнес-образования, которая объединяет совокупность бизнес-школ, где осуществляется реализация образовательных программ для высшего и среднего управленческого персонала компаний — программ МВА («мастер бизнес-администрирования») и их производных. Надо сказать, что наличие степени МВА выступает своего рода знаком качества для управленцев-профессионалов.
— Что было сделано Минэкономики по подготовке квалифицированных управленческих кадров для национальной экономики?
— Прежде всего хочу сказать, что с 1996 года программы МВА начали реализовываться в нашей стране. Однако с 1996 по 2014 год удалось пройти подготовку по ним около 1,2 тысячи слушателям, то есть в среднем по 63 человека в год. Очевидно, что это не то количество, которое необходимо для национальной экономики.
Поэтому с 2014 года Министерство экономики начало последовательно реализовывать курс на институционализацию сферы бизнес-образования как особого направления образовательной деятельности, находящегося на стыке высшего и дополнительного образования взрослых, на ее интеграцию в образовательное пространство нашей страны. Цель проста: создать систему организации массовой подготовки управленческих кадров новой формации, опирающуюся на передовой опыт.
— Какой результат ожидается от появления бизнес-школ, получивших соответствующий статус?
— Во-первых, появится полноценная конкурентная среда, когда и учреждения образования, и бизнес-школы начнут конкурировать за слушателей, в равной степени желающих получить и компетенции топ-менеджера, и диплом о переподготовке гособразца. С одной стороны, это будет стимулировать повышение качества подготовки, с другой — рост численности учреждений образования, в которых начнут реализовываться программы МВА.
Во-вторых, в ближайшие полгода-год статус бизнес-школы имеют предпосылки получить около 5—7 организаций, которые давно работают на рынке и у них соответствующий опыт и потенциал. Следовательно, можно рассчитывать, что с 2023 года численность слушателей данных программ составит как минимум от 300 человек ежегодно и будет иметь тенденцию к росту. При этом заметно вырастет количество слушателей, являющихся представителями топ-менеджмента госсектора, что, если смотреть объективно, поспособствует повышению уровня конкурентоспособности и эффективности госкомпаний.
В-третьих, возрастет инновационная активность как самой сферы бизнес-образования, так и всех звеньев национальной экономики (там, куда придут выпускники программ МВА). Это прежде всего крупные и средние субъекты хозяйствования, которых у нас сегодня более 3,5 тысячи человек.
Очевидно, что все перечисленное будет способствовать повышению устойчивости субъектов национальной экономики в условиях геополитической турбулентности.
— Это краткосрочная перспектива. А как вам видится ситуация через три года, к 2025-му?
— Предполагаю, что к 2025 году численность бизнес-школ не превысит десяти, дополнительно программы МВА станут реализовываться еще в одном-двух вузах (помимо нынешних двух), ежегодное количество слушателей профильных программ достигнет 500 человек. Общий объем рынка бизнес-образования с сегодняшних 7 миллионов долларов вырастет до 10—12, в том числе за счет роста экспортного потенциала бизнес-школ и учреждений образования, реализующих программы МВА. Возможно, появятся одна или две специализированные бизнес-школы, которые станут заниматься подготовкой профессиональных менеджеров для IT-бизнеса. Не исключаю также возникновение корпоративных бизнес-школ на базе учебных центров крупных производственных компаний.
Марина НИКОЛАЕВА.