Вот для себя всё пытаюсь сформулировать, почему белорусам так близок и Год качества, и «Знак качества». Вы удивитесь, но с моим старым знакомым Лявоном Вольским мы независимо друг от друга по разные стороны мяжы пришли к одному выводу: потому что «новая историческая общность людей советский народ» была.
Над этим термином, над той концепцией мы, помню, и смеялись, и ерничали, многие потом потоптались и ноги повытерли… Но оказалось, историческому факту, исторической общности на это наплевать и растереть.
Доказательство простое: с момента буржуазной контрреволюции (перестройки) прошло уже более 30 лет. Поколение прошло. А с учетом интернет-революции, так и два поколения. И все равно полно людей от Камчатки до Бреста, от казахов, белорусов, якутов, украинцев до «жестоких бурятов и чеченов», которые «свой своего» узнают по повадке. По взгляду. По одной фразе типа «Восток – дело тонкое!»
Вот и Лявон пишет: «Народ жыве ў Савецкім Саюзе. Дзіўна – дзяржавы даўно няма, а народ – савецкі народ – ёсьць. Мала таго, шэрагі людзей, якія выхоўваліся за савецкім часам, усё радзеюць, а на зьмену гэтым людзям прыходзяць новыя, маладзейшыя…
І гэтыя «савецкія людзі» – яны паўсюль аднолькавыя, што ў Рызе, што ў Вільні, што ў Бэрліне, што ў Нью-Ёрку, што ў Менску. Яны жывуць сярод нас, мы іх бачым, мы іх слухаем, мы разам зь імі глядзім старыя савецкія фільмы…»
Одни книги читали, одно кино смотрели, одни песни слушали – да, но не довольно ли трех десятков лет лихого капитализма, чтобы перестроиться? Оказалось, нет.
Оказалось, всех бывших советских людей одновременно выделяет и объединяет сходное чувство справедливости. Настолько глубокое, что никто не скажет, что она такое, многие даже забыли и жить-то по ней, но несправедливость каждый «советский» всегда видит. И видит ее, в общем, одинаково с другими! И даже неважно, беглый ты или государственник, патриот или не смог.
Белорусы, так случилось, более других сохранили в себе этот «советский строй». Ну или нам с Батькой повезло сильнее, чем остальным. Потому мы и такие… «со знаком качества».
* * *
На своих ошибках учимся не одни лишь мы, «советские люди» – вон и финны неожиданно не отстают! Министр финансов Финляндии Риикка Пурра вдруг заявила: «Сложные и непростые решения в экономической политике должны приниматься, даже если они не нравятся избирателям». В переводе с финского это означает, что за политические ошибки немногих будут отвечать все остальные финны своими падающими доходами. Своим ухудшающимся уровнем жизни. Своими кошельками и будущим своих детей.
«Наш долг только растет, дефицит становится все глубже, и в то же время даже базовые социальные и медицинские услуги не работают. У нас нет плательщиков, у нас нет денег», – объяснила недавно своим председатель Риикка на собрании партии «Истинные финны».
И Пурра даже обосновывает эту наступающую, прямо скажем, катастрофу: «Мы слишком долго жили не по средствам и привыкли к уровню жизни, которого не заслуживаем». И экономика финская, оказывается, больше не является «ни скандинавской, ни типичной для общества всеобщего благосостояния».
А всего-то и надо было продавшимся узким кружком «вступить» страну в НАТО, расплевавшись с Россией. С правопреемницей СССР, с хранительницей отношений «советского строя» – в том числе и на финской границе.
С тем соседом, на котором Финляндия как комар и насосалась после войны так, что полмира завидовало. Теперь весь мир будет на ее примере учиться, как в одночасье привлечь себе на голову «время непростых экономических решений».
* * *
Учатся все. «Я почти 20 лет проработал в органах безопасности и во внешней разведке», – напомнил Владимир Путин в интервью российскому журналисту. Но «по наивности своей» некоторое время и он полагал, что основы для конфронтации исчезли вместе со страной СССР. И чудеса, которые продолжал вытворять «так называемый цивилизованный мир… это инерция мышления и действий».
Реалии же («позднее я в этом на 100% убедился») таковы: «После распада Советского Союза (на Западе) считали, что нужно потерпеть – доразвалим и Россию». Собственно, вот с чем приходится иметь сейчас дело лидеру соседей, братьев, стратегических партнеров и союзников.
«Не, чаго б хто ні казаў, а беглыя вучацца. Асвойваюць новыя мэтады, новыя тэхналёгіі». Очень я люблю, когда люди меняются в лучшую сторону. Точнее, когда работают над собой.
Тот же Лявон Вольский – казалось бы, и годы, и образование, и бэкграунд, ну всё говорит против новых нейронных связей! Ан нет, читайте и восхищайтесь.
«Якія палітвязьні?! – пiша ён. – Чысьцейшай вады ўгалоўнікі, адбываюць заслужанае пакараньне. Калі хто ня ведаў, у нашым крышталёвым сасудзе ёсьць закон, і ён для ўсіх адзін. Парушыў закон – атрымай вырак! Вось яны й атрымалі! Так што адчапіцеся і ня лезьце са сваімі гейрапейскімі законамі ў наш праваслаўна-атэісцкі манастыр! А палітычнага перасьледу ў нашай дзяржаве няма і быць ня можа. Ён нават у законе не прапісаны».
Каково? Ведь может, когда хочет! Или это ушедшая способность к творчеству освободила место для фактов и их взаимосвязей, для мыслей – и те пусть пока робко и несмело, но появились?
«Улада вучыцца. Сталее. Вось відаць, што людзі (ў Беларусi) жывуць сваёй працай, а ня проста нудна й стомлена адпрацоўваюць нумар!» Прямо «браво». И даже хочется «бис».
Нуштош, лучше поздно, чем как в Финляндии, правда же?
А то ведь и правда накипело.