— Сфера образования — это государствообразующая отрасль. Да, она требует серьезных вложений. И мы вкладываем и будем вкладывать в нее средства. Если сегодня не будет образованной, воспитанной в своей стране молодежи, завтра не будет и страны… Я очень надеюсь на вас. Только учитель может провести внизу ту политику, которую я хочу, чтобы проводилась. Поэтому я говорил о том, что вы никого не должны бояться. Вы хозяева в этой стране. Как только дрогнете — всё, завтра готовьте лапти (плетку нам уже подготовили). Поэтому ни в коем случае не отступайте, никого не бойтесь. Как никогда важнейший вопрос — удержать страну в руках. Мы уже за эти годы если не поняли, то нащупали то, что нам нужно, что нужно для нашей страны. Давайте ее сохраним для наших детей. Это самая главная моя просьба.
«В этом ваша высочайшая ответственность!» О главной роли педагогов
Мероприятия такого формата, как Республиканский педсовет, на котором собралась, как скажет Александр Лукашенко, элита нашего педагогического общества, ценны тем, что это отличная возможность пообщаться друг с другом, перенять полезный опыт, обсудить новые идеи, предложения. А еще возможность встретиться с Президентом, прочувствовать политику, точку зрения белорусского лидера.Глава государства сделал акцент на важности открытого обсуждения проблем и перспектив отечественной системы образования, заметив, что лично для него это имеет большое значение еще и потому, что первые профессиональные шаги он делал, преподавая в школе историю:
— Образование — фундаментальная сфера нашей жизни, которая пронизывает абсолютно все отрасли и определяет, если хотите, развитие всей нации. И люди, работающие в этой сфере, должны быть безупречны. Вы — и воспитатели, и учителя, и преподаватели — закладываете ценностные ориентиры. И в этом ваша высочайшая ответственность!
Кто, если не вы, должен формировать у детей правильное восприятие мира, понимание всех процессов, происходящих в обществе и государстве.
Президент указал на то, что в работе педагогов нет мелочей:
— Любые нестыковки, недоработки приводят к тому, что штормит всю страну, от мала до велика. Вы помните, какой негативный резонанс в обществе вызвала в прошлом году история с подсчетами баллов за централизованный экзамен. Не знаю, правильно или нет, но меня информируют о том, что вы это еще не изжили до конца. Это мы изучим в ближайшее время.
Президент напомнил о своем фундаментальном требовании:
— Все должно быть честно, прозрачно. Если в вузе, в Минобразования много физиков и математиков, которые умеют создавать формулы и считать по ним, наверное, их надо в школу отправить, чтобы они слишком не умничали, создавая те или иные системы при подсчете этих баллов.
Всё должно быть ориентировано на учителя и среднего жителя нашей страны. Они должны понимать, как оценили эти баллы. Ученики должны понимать и родители.
Александр Лукашенко также указал на то, что в нынешнюю вступительную кампанию, несмотря на достаточно слаженную работу, люди жаловались на большие очереди при подаче документов:
— Сегодня вдруг возник вопрос со школьной формой. На ровном месте. Проблемы большой не вижу, но реагировать надо. Казалось бы, мелочь, но мелочей в нашей работе нет!
Сфера образования — это государствообразующая отрасль. Да, она требует серьезных вложений. И мы вкладываем и будем вкладывать в нее средства. Если сегодня не будет образованной, воспитанной в своей стране молодежи, завтра не будет и страны.
«Спрос растет»: о востребованности белорусских вузов у иностранных студентов
Немного о господдержке сферы образования. Факты на самом деле впечатляют. Только за последние три года на развитие системы образования направлено почти 30 миллиардов рублей. Построены и капитально отремонтированы 73 учреждения образования, еще девять возведут до конца года. Охват дошкольным образованием в стране практически стопроцентный. Там, где нет школы или детского сада, организован подвоз детей. Для этого значительно обновили автопарк, с 2022 года в школы поставили около 700 автобусов. Впрочем, заметил Президент, есть еще отдельные нарекания со стороны родителей. Александр Лукашенко поручил местным органам власти совместно с Минобразования еще раз вернуться к вопросу подвоза детей для обучения и раз и навсегда поставить в этом вопросе точку.По словам Президента, многое сделано для укрепления материально-технической базы учреждений образования, даже несмотря на санкции:
— Сегодня буквально все школы в стране имеют технические возможности для доступа к любым информационным образовательным ресурсам. Я уже не говорю о вузах и колледжах.
Практика использования дистанционных форм обучения будет расширяться настолько, насколько это нужно, и под контролем государства.
Еще один показатель высокого качества нашего образования — результаты школьников на международных олимпиадах, подчеркнул Александр Лукашенко:
— Только за последние три года они завоевали более 200 медалей. Особенно радуют победы по точным дисциплинам, которые являются базовыми при подготовке кадров для наукоемких и высокотехнологичных отраслей экономики.
Престиж наших вузов подтверждается ежегодным ростом числа иностранных студентов. Сегодня это свыше 30 тысяч человек более чем из 100 стран мира. И спрос на получение образования в Беларуси иностранцами постоянно увеличивается.
«Теперь соседям нужны наши дети»: о вызовах для белорусской системы образования
Глава государства обозначил, что отчасти санкционная политика заставила скорректировать планы развития отрасли. При этом мы быстро сориентировались, сохранили положительную динамику и нашли новые точки роста, стали активнее работать с Россией, Китаем, странами Глобального Юга.Радует и то, как меняется отношение общества к системе образования, обращает внимание Президент. И приводит конкретные цифры. Так, социологические опросы, которые провела Национальная академия наук, показывают, что более 73 процентов респондентов положительно оценивают работу школы.
И Администрация Президента фиксирует значительное снижение обращений граждан по вопросам образования. По сравнению с прошлым годом их количество сократилось на 43 процента (278 обращений). При этом, по сути, социально значимых проблем заявители не поднимали.По словам Александра Лукашенко, неудивительно, что на нас нарастает давление извне:
— Все попытки дискредитировать белорусскую систему образования мы видим. Но у меня возникает только один вопрос при этом: если мы так плохо учим, то зачем гоняться за нашими выпускниками? Зачем их тащить к себе? Ответ очевиден.
Молодые наши соседи — литовцы, латыши, поляки, эстонцы — уже давно ищут счастья в европах и за океаном. Теперь этим соседям и другим нужны наши дети. Для Беларуси это вызов. И именно система образования должна на него отвечать. Это императив. И одновременно направление для нашей с вами работы.
«Самым бескомпромиссным образом навести порядок в университетах»: о качестве вузовской подготовки
Согласимся, что в плане уровня, разнообразия образования нам есть чем гордиться. В принципе, у нас может быть достойно подготовлен специалист любого профиля. Но жизнь не стоит на месте. Появляются новые профессии, а традиционные наполняются новым технологическим содержанием. Поэтому процесс совершенствования качества образования, его неуклонного повышения должен быть постоянным и непрерывным. Президент сделал на этом особый акцент:— Вы видите, что данная тема не уходит и из моей повестки, Президента. Мы постоянно обсуждаем это на совещаниях по экономике, развитию науки, сельского хозяйства, региональной политике. Кстати, роль науки будет значительно усилена и увеличена буквально с будущего года.
Сверхидея, достижению которой подчинены все решения, принимаемые на таких совещаниях, — развитие прорывных технологий, открытие новых отраслей. Для этого нам нужны квалифицированные кадры, способные креативно мыслить, решать нестандартные задачи, перенимать передовой опыт и внедрять его в реальное производство и социальную сферу.Александр Лукашенко указал на то, что на государственном уровне пристальное внимание уделяется науке:
— Мы самым серьезным образом взялись за науку. Пытаемся практически на марше переориентировать работу Национальной академии наук, направить силы и знания на реализацию перспективных наукоемких процессов. И роль вузовской науки должна только возрастать. Она является ключевым элементом научного потенциала страны. Речь идет о расширении возможностей для способной молодежи реализовать себя в такой важной для нас сфере. И эти возможности не должны быть сконцентрированы только в столице. Я очень надеюсь, что вы меня услышали.
Глава государства сделал акцент на том, что ученым надо готовить смену, передавать свои знания талантливой и одаренной молодежи:
— Министр доложил об итогах проверки деятельности вузов и ректоров, проведенной по моему поручению. Но я вам скажу, что это только начало и отсидеться никому не получится.
Мы намерены самым бескомпромиссным образом навести порядок в университетах. Да, мы будем поддерживать наших преподавателей, руководство университетов и финансово, и материально. Но и спрос будет увеличиваться.В том числе в этих целях мной запланировано посещение ряда региональных и столичных учебных заведений. Я попрошу серьезно к этому подойти.
«Должной прозрачности и эффективности нет»: что не так с целевыми направлениями в вузы
В феврале этого года на встрече с ректорами вузов Глава государства говорил о необходимости пересмотра перечня специальностей в соответствии с потребностями экономики, обновления учебных программ, усиления практической составляющей обучения. На педсовете Александр Лукашенко вернулся к данной проблеме, дав понять, что ни в коем случае нельзя ее откладывать в долгий ящик:— Я не понимаю, почему вчерашнего дипломированного выпускника нужно доучивать? Кто в этом виноват? Вуз, который не дает нужных знаний, или работодатель, который не желает помогать в адаптации на первом рабочем месте? Что это такое? Такие подходы в современных условиях, когда предприятия нуждаются в подготовленных кадрах, — непозволительная роскошь.
С другой стороны, отметил Александр Лукашенко, руководителям учреждений образования, и в частности ректорам, надо быть более мобильными, понимать, какие факультеты, специальности и формы обучения необходимо вводить, а от чего надо отказываться.
Требует Президент разобраться и с целевыми направлениями:
— Вроде как система есть, но должной прозрачности и эффективности нет. Да, руководители предприятий отмечают, что уровень подготовки требуемых кадров зачастую оставляет желать лучшего, где-то не так и не тому научили.
Подумайте, может, стоит ввести практику предварительного распределения до окончания вуза, может, на третьем курсе, чтобы будущего молодого специалиста ориентировали на особенности работы конкретного предприятия. Этот вопрос надо серьезно проработать.
«С учетом интересов образования и реального сектора»: об обучении и закреплении молодых специалистов
Глава государства обозначил претензии к заказчикам кадров. По его мнению, именно они должны определить компетенции, которые нужны специалисту, и активно участвовать в разработке учебных программ и квалификационных требований. А вот инициаторами должны быть именно преподаватели вузов, убежден Александр Лукашенко:— Никакой инженер с производства или замдиректора, мастер к вам не придет и не скажет: «Давайте переработаем программу».
Вы (педагоги. — Прим. ред.) должны туда прийти и предложить. Обучение необходимо строить с учетом интересов образования и реального сектора.Заказчики кадров, подчеркивает Президент, особенно если дают абитуриенту целевое направление, должны его курировать весь период обучения:
— Это ваша зона ответственности. Как и последующее закрепление молодого специалиста.
«Это абсолютно недопустимо!»: о том, как нельзя относиться к выпускникам, работающим по распределению
Александр Лукашенко рассказал, что ему поступает информация о недопустимом отношении к выпускникам, которые прибыли по распределению. Зачастую их заставляют выполнять работу, вообще не требующую квалификации. Аналогичная ситуация с жильем, когда условия проживания только с большой натяжкой можно назвать удовлетворительными. В этой связи белорусский лидер напомнил, что в жилищной политике государства взят курс на преимущественное строительство арендного жилья:— Если вузу, школе, колледжу, заводу, фабрике нужны люди, мы им окажем поддержку в строительстве жилья. Они должны иметь возможность предложить тем людям, которые хотят у них работать, в том числе и жилье.А вот случаи, когда отдельные руководители предприятий каждые два года, а то и чаще, просят нового специалиста взамен отработавшего по распределению, необходимо искоренить, потребовал Александр Лукашенко:
— Это абсолютно недопустимо! Поручаю облисполкомам, Минскому горисполкому, Правительству еще раз вернуться к данному вопросу.
В ТЕМУ
В стране работает 49 учреждений высшего образования, в том числе семь частных, и 226 колледжей. В 2024 году выпущено 44,7 тысячи специалистов с высшим образованием, свыше 4 тысяч магистров, 49,2 тысячи специалистов и рабочих со средним специальным и профессионально-техническим образованием. Место работы по распределению получили 99 процентов выпускников.
«Нужно выпускать больше специалистов среднего звена»: о связке «колледж — вуз»
Еще одно важное требование Главы государства — более активно продвигать связку «колледж — вуз» и идти дальше по этому пути. По словам Президента, в наших колледжах на хорошем уровне организована практическая подготовка:— Я сам это видел, когда посещал такие учреждения образования. Конечно, кое-где еще нужно укреплять материальную базу и закупать современную технику. Вместо того чтобы создавать цеха в колледжах, надо идти на производство.
Отсюда поручение облисполкомам, Минскому горисполкому совместно с Минобразования, Минсельхозпродом, Минздравом, иными заинтересованными структурами принять конкретные меры по решению данного вопроса:
— Еще раз повторю. Нам сегодня нужно выпускать больше специалистов среднего звена и направлять на обучение в вуз только тех, кто закрепился в профессии. У таких людей и практика уже есть, и мотивация соответствующая. Они уже на зуб попробовали эту профессию.
«Нам брошен очередной серьезный вызов»: об опасном влиянии интернета
Образование и воспитание — два неразрывных процесса. Они идут в неделимой связке. Александр Лукашенко указывает на необходимость консолидации усилий различных государственных структур и общественности в воспитательной работе среди детей и молодежи:— Главное, на что я вас ориентирую, — здесь нет ответственности только одного министерства или ведомства.
И очень хорошо, что в последнее время военные и представители органов внутренних дел активно включились в идеологическую и воспитательную работу, помогают нашей школе.Хоть настоящие мужики начали туда заходить. Это очень правильно. Тема патриотического воспитания должна быть в надежных руках.
При этом Глава государства призвал не забывать про еще одного «воспитателя» наших детей, агрессивного и очень порой опасного:
— Это интернет.
Нам брошен очередной серьезный вызов. Мы все, педагоги, родители, правоохранительные органы, общественные объединения, лидеры мнений, должны быть максимально консолидированы.
Надо знать, достаточно ли мы делаем для формирования у детей навыков безопасного поведения в сети, понимания основ информационной гигиены. Необходимо проанализировать и усилить эту работу значительно.
«Учитель не должен заниматься барахлом, писать какие-то отчеты»: о дебюрократизации в системе образования
По оценке Александра Лукашенко, можно только приветствовать все, что делает школа в данном направлении:— Экскурсии, поисковая работа, военно-патриотические клубы и классы. Это отвлекает ребенка от ненужной интернет-среды, показывает, насколько интересной может быть реальная жизнь, какие возможности открыты для реализации каждого. Мы эту внеклассную работу видим. Она очень важна и требует много времени.
Однако непозволительно, если при этом учитель задавлен бессмысленной бюрократической писаниной, которую потом никто не читает. Просто стыдно об этом говорить.
И следом прямое поручение министру образования Андрею Иванцу:
— Я думаю, Андрей Иванович, вы после этого разговора примете радикальное решение.
Учитель не должен заниматься каким-то барахлом, писать какие-то отчеты, которые не нужны.Это утверждение Главы государства зал поддержал искренними аплодисментами. Проблема для педагогов действительно наболевшая. Александр Лукашенко напомнил, что неоднократно говорил о недопустимости таких подходов:
— Я больше на эту тему разговоров слышать не должен. Примите лично решение.
«Это будет самая лучшая профориентация»: о трудовом воспитании
Важнейшая сторона внеклассной работы — трудовое воспитание. Президент предлагает обратить более пристальное внимание на советский опыт трудового воспитания и адаптировать его к сегодняшним реалиям:— Подумайте, как нам возродить трудовую практику для школьников. Пусть они увидят, насколько сегодня шагнула вперед сфера реального производства, обновленного на современных технологиях. Пусть посмотрят на специалистов, которые там работают, пообщаются с ними. Познакомятся с условиями труда, современной техникой и оборудованием, на котором они работают. Это будет самая лучшая профориентация.
«В жизни пригодится»: о пользе занятий физкультурой и спортом
И как человек, который дружен со спортом, и как отец Александр Лукашенко, конечно же, не мог обойти вниманием тему здорового образа жизни:— Мое отношение к физической культуре и здоровому образу жизни вы хорошо знаете. Меня крайне возмущает, что в отдельных школах уроки физкультуры стали фактически необязательными. Да и в вузах тоже. Хочешь — приходи на занятие, хочешь — нет. Так какая тогда у молодежи будет мотивация заниматься спортом? Здесь надо навести самый серьезный порядок. Потому что физкультура и спорт — это прежде всего здоровье наших детей. А еще дисциплина и воспитание характера, что всегда в жизни пригодится.
«Учитель был и остается опорой государства»
Обращаясь к участникам педсовета, Глава государства подчеркнул:— Учитель был и остается опорой государства. Известно, с каким уважением я отношусь к вашему труду. Вопросы социальной поддержки учителей, укрепления положительного имиджа педагога и школы — приоритетное направление нашей политики.
И работа в этой сфере будет продолжена, пообещал белорусский лидер. В частности, к 2025 году будет выравнена заработная плата работников образования со средней по стране. Кроме того, Александр Лукашенко напомнил, что в республике начали возводить дома для учителей. В Минском районе на днях вручат ключи жильцам первого такого дома. Планируется аналогичное строительство и в Брестской области. Президент считает, что, возможно, стоит подумать о целевой программе строительства жилья для работников социальной сферы во всех регионах.
Возвращаясь к работе педагогов в классах, Глава государства обращает внимание, что сегодня в школы приходят дети новой технологической эпохи:
— Те, кто с пеленок держит в руках гаджет. Это данность. И вы еще вчера должны были подумать, с какими методиками, программами, с каким букварем будете входить в класс к таким ученикам.
Помимо этого, не стоит забывать, что настоящий учитель должен уметь работать не только с детьми, но и с их родителями, которые сегодня тоже другие: или самоустранившиеся, или излишне требовательные, хотят, чтобы школа сделала из их чада нового Эйнштейна. Но авторитетный педагог сумеет сделать их всех союзниками в образовательном процессе, убежден Александр Лукашенко:
— Сегодня перед отечественной системой образования, как и перед всей страной, стоят самые серьезные задачи. И то, как они будут решены, зависит буквально от каждого из нас. Но у меня нет сомнений, что мы с ними справимся.
Мастер — звучит почетно
Предложение из зала. В стране регулярно проводится конкурс «Учитель года». Очень красивое и полезное мероприятие. В нем принимают участие лучшие педагоги страны. Их методики тиражируются и популяризируются. Прекрасный инструмент для содействия росту авторитета педагогов. Но сегодня немало говорится и о важности рабочих специальностей. В их освоении ключевую роль играют мастера производственного обучения — порой обладатели редких специальностей и уникальных навыков. Среди них тоже проводится конкурс, но не такой статусный, как учительский. Может, уровень и этого мероприятия соответствующим образом поднять? Александр Лукашенко не исключает такую возможность, но с решением спешить не стал:— На первый взгляд, дельное предложение, но мы его изучим. Имейте в виду, что учитель года — это и мастер-учитель. Поэтому если мы введем конкурс мастеров и поднимем его статус — так у нас профессий тысячи. Придут и скажут: мы тоже хотим. Но мы изучим. Это один из приоритетов. Коль у нас не хватает рабочих специальностей, особенно мастеров, может быть, этот шаг надо сделать. Мы изучим и публично озвучим ответ на эту тему.
«Человек должен быть по-настоящему образованным»
Учитель русского языка и литературы Дятловской средней школы № 3 Светлана Урбан подняла неоднозначный вопрос. Она заметила, что сегодня в старших классах организовано профильное обучение, когда ребята на повышенном уровне изучают те предметы, которые им будут необходимы во время учебы в вузах. На старшеклассниках лежит большая нагрузка, и они часто задают вопрос: зачем им такое большое количество предметов, может, стоит предоставить им возможность выбирать только те дисциплины, которые будут необходимы для дальнейшего изучения?
— Если вы, Светлана, в этом убеждены, то я думаю, что так оно и должно быть, ибо мы превратимся в тех американцев, с которых иногда смеемся, — ответил Александр Лукашенко. — Они знают свой город (относительно). Ладно, они не знают, где Беларусь. Они не знают, что такое Россия, где она, что она самая огромная страна… Пандемия очень обнажила в американском обществе эти недостатки общего образования. Поэтому вы абсолютно правы. Человек должен быть по-настоящему образованным. Вы этот вопрос задали — я его вообще первый раз слышу. Я думал, у нас нет такой проблемы. А коль они появились, надо на корню это уничтожать.
Наша школа должна давать если уж не огромные, обширные познания мира, то достаточные для того, чтобы жить в обществе и общаться с другими.
Президент обозначил ключевые направления, по которым будет проводиться донастройка системы образования
Пожалуй, все суверенные годы мы кропотливо выстраивали национальную систему образования. В чем-то экспериментировали. Были в свое время и сторонники привнесения в нее западных традиций. Не прижились. Но теперь можно констатировать однозначно: конструкция возведена, она состоялась, и время коренных трансформаций должно остаться в прошлом. Глава государства подчеркнул:
— Мы реформировали образование много лет подряд. Потеряли уже счет реформам, запутали людей. Существенных изменений, как я уже обещал, в системе больше не будет. Мы не можем каждый год окунать педагогическую общественность, власть, самих себя в реформирование, переналадку и строительство нового в системе образования.
Не будем делать, потому что уже немало сделано. Надо остановиться, поработать, сделать соответствующие выводы о том, что мы с вами создали. Там, где нужна будет дошлифовка, мы это сделаем. Дошлифовка всегда нужна будет. Все узкие места мы видим.
Исходя из изученного объема материалов, Президент обозначил ключевые направления дошлифовки системы образования.
Первое. Престиж профессии. Учитель — это святое!
Александр Лукашенко заявил:— Без престижа, без подъема авторитета учителя, руководства школы нечего говорить о перспективности образования.
Учитель должен быть больше чем святым человеком в школе.Поэтому надо сделать максимум в этом плане, и прежде всего вы должны это сделать. Вы должны этого захотеть, а мы должны оказать всяческую поддержку.
Учитель — человек Президента.Поэтому 50 процентов вашей нагрузки — это моя нагрузка. Все, что касается темы неблагополучных семей, условий жизни социально уязвимых детей, профилактической и организационной работы, — бросить учителя один на один с этими вопросами мы никому не позволим. Никуда не годится, что прокуроры и госконтроль чаще ходят по отдельным школам, чем начальники «от образования».
На этом месте зал снова взорвался аплодисментами. Александр Лукашенко обратил внимание на то, что престиж любой профессии предполагает и достойный заработок:
— По зарплатам мы впервые в истории приблизились к средней по стране. Никогда такого не было. Здесь арифметика проста: вы готовите конкурентоспособных специалистов, экономика растет — растут и ваши доходы.
Второе. Патриотизм — фундамент образования
В этом направлении сделано немало, подчеркнул Президент:
— Мы можем говорить о конкретных результатах: фиксируем высокие конкурсы на военные специальности, видим, как растет интерес молодежи к поисковой работе, студотрядовскому движению, как снижается число выпускников школ, уезжающих учиться за границу. Работу надо продолжать. Тем более здесь вранья немало.
И надо помнить: патриота может воспитать, как я говорил, только патриот.
Третье. Таланты должны оставаться в нашей стране
Президент убежден, что работу со способными детьми в школах и вузах необходимо усилить, цель одна — они должны жить и работать в своей стране:
— Таланты должны оставаться в нашей стране!
В Беларуси в следующей пятилетке создадим образовательный хаб мирового образца, не хуже Гарварда.Например, на базе одного из факультетов БГУ построим самый современный кампус и организуем по полному фабричному циклу высшую школу по какой-то специальности, по другим направлениям и так далее.
Четвертое. Профессии будущего
Александр Лукашенко отметил, что в стране слабо ведется работа в направлении развития специальностей, которые находятся на стыке нескольких дисциплин:— Например, телемедицина, агрокибернетика, биохакинг. Но будем помнить, что искусственный интеллект не заменит вас, живого учителя. Особенно в воспитании навыков адаптивности и нацеленности на будущее.
Пятое. Экспорт
Президент акцентирует:
— Для нас важнейший экономический показатель — экспорт. Это вопрос жизни нашей страны. Экспорт — бренд Беларуси как страны с открытой экономикой. Потенциал экспорта услуг образования используем недостаточно. Почти не готовим специалистов с навыками внешней коммуникации, умеющих толкаться локтями на жестких внешних рынках. А должны. Прямо со школьной скамьи.
Подводя итог, Александр Лукашенко подчеркнул принципиальный момент:
— При всех донастройках и инновациях неизменным остается базовый подход к белорусской системе: это непременно равный доступ к получению образования. Это святое!
«Как никогда важнейший вопрос — удержать страну в руках»
Завершая Республиканский педсовет, Глава государства поблагодарил всех его участников и подчеркнул:— Я очень надеюсь на вас. Только учитель может провести внизу ту политику, которую я хочу, чтобы проводилась. Поэтому я говорил о том, что вы никого не должны бояться. Вы хозяева в этой стране. Как только дрогнете — всё, завтра готовьте лапти (плетку нам уже подготовили). Поэтому ни в коем случае не отступайте, никого не бойтесь.Александр Лукашенко также попросил педагогов не бояться обращаться с проблемами по всей вертикали власти, пообещав поддержку, и еще раз акцентировал:
— Как никогда важнейший вопрос — удержать страну в руках. Нам никогда наши дети, внуки не простят, если мы обвалим страну и бросим и ее. Мы должны сохранить эти земли для наших детей. Без вас это невозможно. Поэтому я осуществляю определенное давление на педагогическую общественность, чтобы выдержать, чтобы устоять.
Белорусский лидер напомнил, как несколько лет назад говорил о том, что независимость дорого стоит, но мы выбрали быть независимыми и сегодня обязаны сохранить эти земли для наших детей:
— Мы уже за эти годы если не поняли, то нащупали то, что нам нужно, что нужно для нашей страны. Давайте ее сохраним для наших детей. Это самая главная моя просьба. Для того чтобы сохранить, будьте жесткими, жестокими, если нужно, в школе, чтобы чувствовали, что учитель — святое.
Особенности ситуации вокруг Беларуси, повышение престижа рабочих профессий, экспорт образовательных услуг и встряска вузов. О чем говорили участники Республиканского педагогического совета и к чему призвал Президент
Вузы и школы готовы к учебному году
Министр образования Андрей Иванец, начиная свой доклад, обратился к Президенту:— В августе 2021 года на Республиканском педагогическом совете вы сказали, что перезагрузка системы образования является вопросом государственной важности. Это и стало основой в деле дальнейшего совершенствования национальной модели образования, которая отвечает не только современным, но, самое главное, и перспективным потребностям общества и государства.
По мнению министра, школа — фундамент образования. В этом направлении проведена работа над ошибками.
Уже в мае все школы знали свои нарушения — их, к слову, было около 11 тысяч. Но главное, что все проблемы решены и на данный момент паспорта готовности получили все учреждения среднего образования.— Еще один вопрос — система сдачи экзаменов, — подчеркнул Андрей Иванец. — Второй год выпускники одиннадцатых классов сдают централизованный экзамен. Сегодня это прозрачная и понятная система, которая совмещена со вступительной кампанией и принята как родителями, так и учащимися. Мы можем сказать, что тогда было принято правильное решение. Кроме того, хотел бы отметить, что мы видим не только конкретного ученика, но и работу учителя.
Министр углубил тему, отметив, что с учетом важности подготовки квалифицированных кадров для экономики страны в новом формате проводится профориентационная работа с участием заказчиков кадров и родителей школьников:
— С прошлого года открыли инженерные классы. Возрождаем престиж рабочих профессий, второй год подряд увеличиваем наборы в колледжи, растут проходные баллы, которые не уступают вузам. Практически половина выпускников девятых классов получает профессию в колледже. Созданы все условия для осознанного выбора будущей профессии. Выполняется поручение по повышению качества национальных учебных пособий. К 1 сентября этого года переиздано 24 учебных пособия. Прошло успешную апробацию и с 1 сентября внедряется новое учебное пособие — «История Беларуси в контексте всемирной истории».
— Работа проведена принципиально, недостатков выявлено немало.
Приведены в соответствие с образовательными стандартами около 1,5 тысячи учебных программ, планов, учебно-методических комплексов. Исключено дублирование учебного материала, наводится порядок с распределением и перераспределением выпускников. Работе каждого ректора дана принципиальная оценка.О качестве и востребованности нашего образования говорит рост экспорта образовательных услуг, убежден Андрей Иванец:
— Мы принимаем меры по расширению экспорта образовательных услуг, в том числе в Китай, страны Африки, Азии. Только за шесть месяцев текущего года рост составил 112 процентов по отрасли (в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. — Прим. ред.). И это говорит о востребованности нашего образования. Но при этом мы не самоуспокаиваемся, резервы еще есть.
Вернуть уважение к учителям
После доклада министра Александр Лукашенко сразу же задал тон предстоящему разговору, сознательно обострив тематику обсуждения. Белорусский лидер категорически не приемлет формализма и бюрократизма в работе, а потому потребовал от Андрея Иванца озвучить проблемные моменты, которые не были названы в докладе:— Сложилось впечатление, что нет проблем. Хотелось бы, чтобы вы перечислили эти проблемы. Перечислите, чтобы услышала педагогическая общественность.
Андрей Иванец отметил, что одна из важнейших задач — это воспитание на всех уровнях образования настоящего гражданина и патриота:
— Вторая задача — возвращение престижа и сакраментального смысла профессии учителя. Необходимо вернуть то уважение и статус в обществе в отношении учителя, которые были. Третье — нужно понимать, что молодые люди — это не трудовой ресурс, а человеческий капитал. Поэтому процесс обучения необходимо рассматривать не через призму подготовки узкого специалиста для отрасли или предприятия, а в целом готовить учащегося к будущему развитию страны.
«Темнить и приукрашивать не надо»
Президент напомнил министру крылатую фразу и спросил, насколько выполнено одно из его поручений:— Помните, я сказал, что школа — это храм и, переступая порог этого храма, ты должен отдавать себе отчет (прежде всего ученик). Это поручение выполнено? Школьники приходят в школу с трепетом, понимают, куда они пришли? Или на перемене дым столбом стоит? Есть это в школе или нет?
Андрей Иванец отметил, что за последние годы достигнуты серьезные результаты:
— Дисциплина и порядок обеспечиваются на хорошем и высоком уровне. И важно обращать внимание не только на учащихся, но и на педагогов, которые были бы авторитетом для ребят.
Александр Лукашенко предостерег Министерство образования от попыток что-то умолчать и скрыть ту или иную проблему:
— У меня достаточно рычагов, форм и методов, чтобы достаточно глубоко изучить проблему.
Глава государства обозначил несколько проблемных моментов, которые не прозвучали в докладе министра. Например, в нынешнем году сложился определенный недобор в вузы, особенно по аграрному и инженерно-техническому профилю:
— То, что нам крайне сегодня надо. Кушать все хотят. Человека надо накормить, одеть. А это — сельское хозяйство. А как завтра кормиться будем, во что одеваться будем? Все от земли. Почему здесь у нас недобор? Вы даже словом не обмолвились. А инженеры… Как мы без инженеров завтра жить будем? Юристы и историки ни электромобили не создадут, ни атомную станцию не построят. То есть нужны прежде всего они — инженеры. А где они? А вы не сказали, что это проблема. Я просто экспромтом называю то, на что мы должны обращать внимание.
НЮАНСЫ
По итогам приема в 12 вузах вакантными остались 837 бюджетных мест, из них 531 — в сельскохозяйственных вузах. План приема на бюджет выполнен на 97,3 процента.
Еще один аспект — трудовое воспитание. Министр докладывал, что в этом плане работа выстроена и у многих школ есть приусадебные участки. Однако Александр Лукашенко заметил, что такая практика есть далеко не во всех школах.
— Да, мы достигли небывалых высот, никто об этом не думал 20 лет назад, что мы можем достичь этих высот, — отметил Президент. — Но если мы не увидим, что у нас формируются проблемы долгосрочного порядка, рухнем в ту же бездну, в которой были после распада Советского Союза. Мы это должны видеть. И не надо это ретушировать, не надо это скрывать.
Мы с вами в одной лодке, и деваться нам некуда. Темнить, врать или приукрашивать ситуацию не надо. Ситуация вокруг очень сложная. Никогда вокруг Беларуси не было такой сложности, как сейчас. И страну надо удержать. И все хотим быть суверенными и независимыми. А как ее удержать — надо думать всем. И быть готовыми к этому. И все начинается с нас — учителей.
«Я хочу почувствовать нерв нашего учительства»
Глава государства чуть позже объяснит, почему он столь жестко начал этот педсовет. Давайте откровенно. Мы порой действительно отрываемся от реальности. Лето. Припекает солнце. По улицам ходят доброжелательные, улыбчивые люди. Жизнь течет своим чередом, размеренно и мирно. Говорят, санкции. А где они? В магазинах изобилие товаров. Цены не заоблачные. Зарплаты даже подрастают. Экономика не просто справляется, но и показывает рост. А между тем давление на Беларусь не только не ослабевает, но и усиливается. Президент напомнил об установках, которые давал Правительству при введении против Беларуси санкций:— Помните, в то время как нас пугали санкциями, начали их вводить, я собрал руководителей верхнего уровня, членов Правительства, сказал всем публично, вы это слышали: санкций для нас нет. Забудьте. Потому что если бы я начал ныть и говорить «санкции, санкции, санкции», то Андрей Иванович (Иванец, министр образования. — Прим. ред.) вообще бы ничего не делал, сложил бы руки и оправдывал бы свою бездеятельность санкциями.
Президент уточнил, что в данном случае он имеет в виду всех министров, и продолжил:
— Надо работать и развивать страну. Прошло время, и все подумали, что и санкций нет. Есть! Жесточайшие санкции, тяжелейшие времена.Нам приходится не просто произвести (произвести мы научились), а продать это. У нас открытая экономика. Мы больше 50 процентов, до 60, продаем того, что производим. Для чего продаем? Для того, чтобы жить. Деньги надо заработать… Меньше половины мы потребляем, открытая экономика. Мы страдаем очень серьезно. Все страны с открытой экономикой очень страдают от этих санкций. Я это говорю к тому, чтобы вы поняли, что мы живем в сложнейшее время.
Глава государства уточнил, что он имеет в виду не только то, что происходит на юге у наших границ, но и то, что замышляет против Беларуси Запад. Президенту по разным каналам в настоящее время поступают самые разные предложения. Александр Лукашенко рассказал об этом откровенно:
— Нам сейчас советуют, подкидывают со стороны (на меня все это выливается): «Давай тут отступи, там освободи». Начиная отсюда и заканчивая: «Да плюнь ты на эту Россию, да отвернись ты от этой России. Давай будешь воевать с Украиной против России. А к той границе мы войска НАТО под Смоленск заведем». Доходит и до этого. Мне сегодня вносят предложения со всех сторон, которые мы принять не можем на 99 процентов. Поэтому я хочу, чтобы вы поняли, в какой мы обстановке, в какой ситуации живем. Это все, что я вам могу сказать. И столько же я сказать сегодня не могу. Нам надо в этой ситуации страну, махину эту («маленькая» Беларусь, она не такая маленькая, когда занимаешься ею в целом), вот эту всю экономику надо развернуть с Запада на Восток. Надо обеспечить, чтобы тебя приняли на Востоке. Слава богу, у нас это получается, но это тяжелейшая работа. Я хочу, чтобы вы понимали, что страна живет в очень тяжелый период.
На этом фоне Александр Лукашенко нацелил участников Республиканского педсовета:
— Сделайте свое дело, а я буду делать свое дело вместе со своими коллегами в Правительстве, высшими должностными лицами… Поэтому я хочу от вас услышать правду. Я хочу почувствовать нерв нашего учительства с учетом той реальной обстановки, которая сегодня складывается.
«Мы хозяева в своей стране»: о чем должны помнить все учителя
Обращаясь к участникам педсовета, Александр Лукашенко подчеркнул, что большинству присутствующих, нынешнему поколению, предстоит определять будущее Беларуси:— Это вы завтра возьмете ее на руки и понесете. Вам надо будет решать вопросы и границы, и войны, и мира, и сельского хозяйства, и промышленности. Я хочу, чтобы вы прониклись: это вам надо будет делать. Но сегодня, если мы с вами не сделаем — будет как в Украине. Опять я вас не пугаю, я вас просто предупреждаю.Глава государства напомнил, как аналогично предупреждал белорусов о возможных последствиях в период пандемии коронавируса, когда наша страна выбрала свой путь, хотя критики за это раздавалось немало. Белорусский лидер в таких вопросах всегда принципиален, поскольку живет ими:
— Я вижу, что будет завтра. Я вижу, что может быть. Нам надо не просто обратить внимание, нам надо спохватиться и взяться за наших детей, чтобы они в школу приходили как в храм, чтобы у них дрожь по телу шла, как когда-то после войны было. Люди все это ценили.
Белорусский лидер акцентирует, что пенять только на молодежь не надо, она такая, какие мы, современное поколение:
— Наша молодежь умная для того, чтобы понять и воспринимать то, что мы говорим. Только врать ей не надо, что она такая идеальная. Надо вбить в голову нашей молодежи, чтобы они понимали: без труда ничего быть не может.В связи с этим Президент упомянул и тех, кто не занят в экономике, — откровенно говоря, бездельников, при этом на рынке труда достаточно предложений:
— У нас слишком много демократии — хочу работаю, хочу не работаю. Я вам хочу прямо задать вопрос: вам что, приятно, если вы вкалываете, а кто-то ни черта не делает, живет лучше вас? Это нормально, хорошо?
Александр Лукашенко доносит очень важный посыл до каждого в зале:
— Мы хозяева в этой стране. Мы с вами выстояли в 2020 году. И мы должны быть хозяевами, мы никого не должны бояться. Мы не должны бояться стать членом избирательной комиссии, еще где-то… Это же власть в ваших руках. Кому вы ее отдаете? «А там Президент все решит…» Я не могу за вас решить то, что вы должны решить. Поэтому не надо никого бояться.Будете бояться — будете в очередной раз под плеткой ходить. Будущее в ваших руках. Поэтому берите власть в этой стране и действуйте. Мое дело — вас направить и подсказать, а вы — вперед, вперед, вперед.
«Вот на этой земле ваши корни»: об уехавших из страны
Еще один очень важный момент, на который Глава государства как педагог обращает внимание, — взаимосвязь между воспитанием детей в школах, обучением и их последующей судьбой и ролью в жизни родной страны:— Посмотрите, кто сегодня гвалтом кричит, что он бедный, нищий и у него чего-то не хватает. Посмотрите, как он учился в школе. Одни бедолаги мучаются, корячатся получить высшее образование, стремятся к чему-то — ну просто молодцы. А он в школу шалтай-болтай ходил, ему наплевать было на учителя, директора. Мы должны принимать меры. Не ждите указаний никаких.
Опять же показательный пример — беглые, уехавшие из страны после 2020 года, которые стали понимать бесперспективность своего поступка и просятся обратно в Беларусь, поскольку поняли, что там никому не нужны и могут претендовать разве что на низкоквалифицированные рабочие места:
— Учитель, врач — посудомойкой. Кто им даст хорошие места, лучшие в этих странах? Там своих хватает.
Кроме того, обращает внимание Александр Лукашенко, конкуренция на рынке труда за границей усилилась также и за счет украинцев, спасающихся от боевых действий. Белорусский лидер напомнил, что у нас создана специальная комиссия, которая рассматривает вопросы о возможности возвращения:
— Идите туда. Конечно же, берем. Свои же люди… Может быть, умнее стали. Вы им расскажите и сами поймите: вот на этой земле ваши корни.При этом в стране, как и раньше, будет проводиться политика на поддержание дисциплины и порядка, подчеркнул Глава государства.
Образование невозможно без воспитания
На педсовете поднимались вопросы воспитания в школах. Директор Лошницкой гимназии Борисовского района Юлия Саматыго отметила, что в учреждении, которым она руководит, акцент сделан на воспитательном потенциале урока:
— Материал отбирается таким образом, чтобы представить детям образцы нравственности и духовности, гражданственности и патриотизма. Создано целостное воспитательное пространство. Мы ушли от эпизодических внеклассных воспитательных занятий. Особое внимание уделяется государственной символике, патриотическим акциям, в которых принимают участие все ученики.
Юлия Саматыго.
Директор рассказала, что в Лошницкой гимназии обучаются 354 ребенка. С ними работают 40 педагогов, причем треть из них — выпускники гимназии. Но учреждение работает не только на себя:
— Квалифицированные кадры необходимы всем. Чтобы воспитать их, ведется ранняя профориентационная работа, открываются классы профнаправленности, есть целевая подготовка. На территории Борисовского района особой популярностью пользуются классы аграрной, педагогической, инженерной, военно-патриотической направленности.
По просьбе Президента директор гимназии уточнила: из 21 выпускника этого года в вузы поступили 20 человек. Причем 40 процентов из них стали студентами на условиях целевой подготовки. Четверо будут учиться на инженеров, двое — на аграриев.
Это важнейшее звено: о задаче сохранить профтехобразование
Разговор продолжили об уровне среднего специального и профессионально-технического образования. Колледжи сталкиваются с рядом проблем, в их числе вопрос престижа рабочих профессий. Однако педагоги стараются разрушать стереотипы, говоря о том, что учащиеся с низким средним баллом в школе могут быть вполне успешны в рабочей профессии. У директора Минского государственного колледжа инновационных строительных технологий им. Н. М. Жижеля Инессы Кузьминой Глава государства поинтересовался, верно ли в свое время приняли решение предоставлять профессионально-техническое образование в колледжах. Вопрос отнюдь не праздный. Белорусский лидер подчеркивает:— Мы ни в коем случае не должны уничтожить профессионально-техническое образование.
Инесса Кузьмина.
Президент обозначил, что наша страна после распада Советского Союза сохранила профтехобразование, хотя проблема нехватки рабочих профессий сегодня все равно существует. Привел и такой пример. На одном из саммитов лидеров ЕАЭС прозвучала просьба об оказании помощи в подготовке квалифицированных рабочих кадров:
— На что Путин ответил: «Вы знаете, у нас еще большая проблема». Говорит: «Если вам что-то и поможет (конечно, не в том объеме, что вы хотели бы), это только Беларусь. Они сохранили профессионально-техническое образование. А мы его после распада Советского Союза разрушили»… У нас есть база, и мы можем на этой базе подготовить больше рабочих рук, мастеров, прорабов. Это важнейшее звено.
Александр Лукашенко убежден, что колледжи дают отличную базу для дальнейшего поступления в вузы, а кроме того, оттуда выходят по-настоящему влюбленные в профессию люди:
— Их не надо агитировать. Они, если аграрии, или агрономы, или зоотехники, или экономисты, — они уже не уйдут в другую профессию. Поэтому нам очень важно эту середину — между школой и вузом — обязательно сохранить. Обязательно!Президент поставил задачу перед руководителями колледжей определиться с заказчиками кадров, особо отметив, что для качественного профессионально-технического обучения вовсе не обязательно создавать «филиал» современного цеха. Гораздо эффективнее наладить сотрудничество с конкретным предприятием, строительной или сельскохозяйственной организацией и проводить обучение на местах. В свою очередь, поручение Правительству — обратить внимание на эту проблему и принять необходимые решения.
Директор колледжа предлагает на государственном уровне продолжить формирование имиджа человека труда:
— Нужно привлечь внимание популярных блогеров, распространять информацию об оплате труда и перспективах. Также предлагаю возвратить День профессионально-технического и среднего специального образования, который мы будем праздновать 2 октября. Это еще один шаг к повышению престижа рабочих профессий.
Зажечь глаза студентов инновациями
Среди важных вопросов, обсуждаемых на Республиканском педсовете, — образовательное, научное и инновационное взаимодействие вузов с заказчиками кадров. Опытом Гомельского государственного технического университета в этой сфере поделился ректор Артур Путято:— Работа университета ведется по принципу золотого треугольника — взаимодействия образования, науки и производства.
Вуз готовит специалистов по широкому спектру специальностей: металлургия, машиностроение, робототехника, нефтегазоразработка и другие. При этом акцент делается на практических навыках и знаниях применительно к конкретным предприятиям. В настоящее время университет имеет 14 договоров о взаимодействии с организациями — заказчиками кадров. Вместе с ними учебные программы создаются, а также адаптируются к требованиям предприятия, его технологиям производства и оборудованию.
Артур Путято.
Практические занятия для студентов проводятся на таких предприятиях, как «Гомсельмаш», Гомельский завод литья и нормалей, «СтанкоГомель» и других. При этом будущие специалисты получают не только навыки работы, но и материал для курсовых, дипломных проектов, а также зарабатывают деньги в студотрядах. Проходят стажировку, повышают квалификацию и преподаватели.
Ректор университета отметил важность для качественного образования развития материально-технической базы:
— Зажечь глаза студентов инновациями — вот благоприятнейшая почва для эффективного обучения специалистов. Подготовка инженера — непростой процесс, требующий немало вложений. Но это формирование будущего Беларуси.
Руководитель вуза не мог не отметить, что в университете в этом году имеется недобор. Но есть нюанс: на 100 мест было увеличено число приема, свободными остались 20 из них. Выход, по его мнению, в более интенсивной работе над профориентацией.
Уход от формализма и личная позиция
Затронули также тему идеологической и воспитательной работы. Ольга Буденис, заместитель декана по воспитательной работе филологического факультета Гродненского государственного университета имени Янки Купалы, подчеркнула: в университете формируется зрелая личность с четкой гражданской позицией, а педагоги должны студентам в этом направлении помогать.
— Наша задача — формирование у студентов гордости за страну, гражданственности и патриотизма, — обозначила Ольга Буденис.
Ольга Буденис.
Спикер посетовала, что молодежь много времени проводит в интернете:
— Это факт, но живой диалог важен. Подготовка и участие в университетских мероприятиях объединяют всех. Например, в нашем вузе есть фестиваль театральных постановок, созданы школы просвещения, после обучения в которых студенты становятся лидерами мнений.
Ольга Буденис подчеркнула, что педагогам важно демонстрировать личную и гражданскую позицию:
— Нужно отойти от назидания, вовлечь ребят в практическую деятельность. В этом плане хочу привести пример проекта «Геноцид белорусского народа: память и боль Гродненской земли». Наши студенты работают в архивах с реальными материалами. Для ребят вопрос сохранения исторической памяти не простые слова.
Замдекана резюмировала: важно организовать идеологическую работу с коллективом, чтобы педагоги понимали, что несут ответственность за качество обучения и формирование патриотизма у студентов.
Президент прокомментировал задержание Павла Дурова
В ходе педсовета Александр Лукашенко коснулся резонансной темы, которую сейчас обсуждают во всем мире, — задержание во Франции предпринимателя и создателя мессенджера Telegram Павла Дурова.Президент упомянул об этом в контексте образования, поскольку отдельные представители молодежи считают, что где-то на Западе, например во Франции, лучше, чем на Родине:
— Видели вчера во Франции, как лучше. И я их не осуждаю. Они правильно поступают. Дуровы — не Дуровы… Виноват — иди отвечай. Только к нам зачем предъявлять претензии, когда мы начинаем себя защищать такими же методами, как они?
Белорусский лидер рассказал, что несколько лет назад в разговоре с Владимиром Путиным речь зашла о звонке Эммануэля Макрона. Тот высказал упреки в адрес Александра Лукашенко за то, что в нашей стране есть «политзаключенные». Между тем Франция тогда сама была охвачена акциями протестов «желтых жилетов»:
— Помните, они мочили там, не глядя на то, женщина — не женщина. И Путин рассказывает: «А я ему говорю: Эммануэль, ты посмотри, что во Франции творится. Вы же, говорит, без разбору бьете всех там — женщин и прочих, а ты упрекаешь Лукашенко. А он говорит: так у нас же демократия, нам это можно. А у него (в Беларуси. — Прим. ред.) там диктатура». Знаете, «демократия» — это можно женщину головой о стенку, кровь хлещет во все стороны. В Америке можно там чернокожего задушить, и ничего не будет. А сегодня Дурова арестовали. Поэтому я хочу, чтобы вы вот это (суть западной демократии. — Прим. ред.) прочувствовали и вложили в голову нашим школьникам.
«Это настоящий подарок!»
Александру Лукашенко подарили обновленное учебное пособие по философии и новый учебник истории.Внимание
Президента к качеству учебников и учебных пособий всегда было самым
пристальным. Особые требования белорусский лидер не единожды озвучивал к
пособиям для студентов по философии, которые своей сложностью просто
отталкивали от науки. Оценка была самая неудовлетворительная: «Это
просто ужас!» А потому и требование озвучено предельно конкретное —
изложить все доступным для восприятия языком.
Завершая педсовет, Андрей Иванец заявил, что после критики Главы государства учебное пособие по философии было полностью переработано. Обновленный образец вручили Президенту.
— И вы не раз подчеркивали, что учебник по истории в первую очередь должен быть образцом. Мы постарались первый такой образец сделать, — добавил министр.
— Это настоящий подарок! Спасибо вам большое, не зря пришел, — принял презент Александр Лукашенко.
Завершая педсовет, Андрей Иванец заявил, что после критики Главы государства учебное пособие по философии было полностью переработано. Обновленный образец вручили Президенту.
— И вы не раз подчеркивали, что учебник по истории в первую очередь должен быть образцом. Мы постарались первый такой образец сделать, — добавил министр.
— Это настоящий подарок! Спасибо вам большое, не зря пришел, — принял презент Александр Лукашенко.
Говорят участники Республиканского педсовета
Юрий Волков, директор школы № 6 города Могилева:
— Александр Григорьевич сказал: «Учитель — это человек Президента». Это свидетельствует о том, что весь педагогический коллектив страны нашел поддержку со стороны Главы государства, Правительства. Уверен, система образования в целом будет стремиться к новым высотам, а те немногие родители, которые недооценивали работу учителей, пересмотрят свою позицию. Ведь школа должна работать в тесном взаимодействии с семьей. Ребенку сложно стать успешным без сотрудничества педагога и родителя. Для достижения общих целей, чтобы страна развивалась и двигалась вперед, мы должны идти рука об руку.
— Я сам выпускник системы профессионального образования, 16 лет работаю в заведении, в котором когда-то обучался. Сегодня замечаю, что актуальным стал вопрос кадрового потенциала мастеров производственного обучения. Это та когорта педагогических работников, которая в последнее время недооценивается. Александр Григорьевич всегда очень четко слышит граждан. Уверен, что запрос по поддержке статуса мастера производственного обучения он тоже взял на карандаш.
— На совещании была затронута важная тема воспитания детей. Когда родители и педагоги на одной волне, проще выстраивать эту работу. Мы отчетливо видим, с кем из наших воспитанников дома занимаются. Такие детки обычно активные, сразу идут на контакт, любят играть, с интересом воспринимают все новое. А вот малыши, которым в семье уделяется недостаточно внимания, как правило, тихие и даже замкнутые, на занятиях стесняются отвечать, работать. С ними приходится усиленно заниматься, чтобы восполнить пробелы.
ЦИФРЫ
В этом году построено три детских сада на 650 мест — в Ошмянах, Бобруйске и деревне Копище. До конца года запланировано открытие еще девяти учреждений дошкольного образования на 2120 мест.
Ведется строительство семи школ на 6910 мест, из них шесть школ — за счет бюджета и одна — за счет средств инвестора. Планируется ввод в эксплуатацию к началу учебного года четырех школ на 3820 мест: в Витебске, Солигорске, деревне Копище и Минске. Процент готовности составляет от 80 до 100. Также до конца года запланирован ввод еще трех школ на 3090 мест.
ФАКТЫ
В рамках завершения перехода на новые принципы организации школьного питания проводятся подготовительные работы по совершенствованию материальной базы столовых. В 2023/24 учебном году на такую организацию питания перешли 2123 школы, с 1 сентября перейдут оставшиеся 506.
СПРАВОЧНО
Вступительная кампания в вузы проведена на основании поставленных Главой государства задач по созданию равных и прозрачных условий для поступления мотивированных, одаренных и подготовленных абитуриентов. В 2024 году план приема в вузы составил 50,6 тысячи человек, из них 31,4 тысячи за счет средств бюджета и 19,2 тысячи человек на платную форму обучения.
Увеличение набора за счет республиканского бюджета на 3,1 тысячи человек на востребованные экономикой специальности (педагогические, медицинские, инженерные, сельскохозяйственные) обусловлено увеличением количества выпускников школ (в 2024 году — 55,4 тысячи, в 2023 году — 53 тысячи), а также повышением привлекательности обучения в вузах Беларуси.
КСТАТИ
С 1 сентября планируется осуществлять подвоз к школе более 57 тысяч обучающихся. В этих целях будет задействовано около 1,6 тысячи школьных автобусов.