Участники ликвидации последствий аварии на ЧАЭС рассказали о службе в зоне отселения

26 апреля 1986 года весь мир содрогнулся от новости про аварию на АЭС, которая случилась в маленьком украинском городе Чернобыль, расположенном в семи километрах от границы с Беларусью. Участие в ликвидации последствий этой катастрофы принимали медики, сотрудники МЧС, военнослужащие и милиционеры.

Опасные командировки

Спустя три месяца после аварии в зоне отселения оказался сержант Андрей Бурак, служивший в войсковой части 3214 в должности начальника радиостанции. Вместе с коллегами он попал в деревню Киров Наровлянского района.


– От деревни до реактора – около 80 километров, – вспоминает Андрей Бурак. – Там мы жили на протяжении всей командировки, которая длилась две недели.

В связи с радиационным загрязнением после катастрофы жители были переселены на чистую территорию, а на плечи прибывших военных и милиционеров легла нелегкая задача – охранять местность от мародеров. Важно было не допустить, чтобы оставленное в брошенных домах имущество попало в руки злоумышленников, ведь в противном случае оно могло оказаться в квартире любого гражданина и нанести непоправимый вред здоровью.

– Расположились мы в школе, ее приспособили под казарму для личного состава. Наша задача была охранять общественный порядок. В запретную зону пытались проникнуть бывшие жители этих мест и мародеры. Сложнее всего было общаться с теми, кто вынужденно покинул свой дом и хотел вернуться. Приходилось терпеливо рассказывать им об опасности нахождения в зараженной местности, – рассказывает Андрей Бурак.

Осенью 1986 года была еще одна командировка в зону отселения – уже в деревню Савичи Брагинского района. Задачи стояли те же. 22-летний Андрей Иванович вместе с товарищами стойко переносил все тяготы службы, выполняя свой долг перед Родиной.

Время, проведенное на загрязненной территории, повлияло на здоровье Андрея Бурака. Он перенес операцию на щитовидке, но справился с болезнью и прослужил во внутренних войсках до пенсии.

Сегодня Андрей Бурак работает водителем отделения тылового обеспечения Первомайского РУВД г. Минска и делится с действующими сотрудниками своими воспоминаниями. С теми, кто прошел невидимые жернова мирного атома, ветеран по сей день каждый год встречается в церкви в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» в Минске.

«Увидел зарево, но не придал этому значение»

В апреле 1986 года милиционер Октябрьского РУВД Андрей Капылович отправился с будущей женой в отпуск к родителям на Полесье. Первые тревожные сигналы о случившемся он увидел там, находясь в Мозыре. Тогда он еще не знал, что его минские коллеги уже выбыли в зону, чтобы обеспечивать охрану общественного порядка и помогать людям централизованно уезжать в безопасное место.

Прогуливаясь по деревне в день аварии, молодой прапорщик с девушкой обратили внимание на неестественного цвета зарево, окрасившее небо:

– Мы не придали этому значение, решили, что на нефтеперерабатывающем заводе что-то случилось. Спустя несколько дней узнали о случившемся. Практически сразу же вернулись в Минск, первые милицейские команды ликвидаторов уже отправлялись в Хойникский, Брагинский районы.

Однако сам Андрей Капылович отправился туда только в 1987 году. Его вместе с коллегами поселили в деревне Савичи, которая к приезду милиционеров была уже расселена. Попав в 30-километровую зону отчуждения в Хойникском районе, прапорщик милиции патрулировал деревни, из которых отселяли жителей:

– В нашу задачу входила охрана общественного порядка и задержание мародеров. В основном любители поживиться чужими вещами приходили из соседней страны. Они забирали из брошенных домов телевизоры, холодильники и даже пытались угнать трактор. Однажды мои коллеги патрулировали одну из деревень и попросили оказать им помощь. Все жители были напуганы, даже собака в доме забилась в угол и завыла. Кто-то даже с топором ходил. Прибыв туда, мы обнаружили только следы, судя по всему, в деревню наведывались волки.

Несмотря на то, что практически вся деревня была расселена, старожилы остались в своих домах. Это были две пожилые бабушки, которые сначала уехали, но вскоре вернулись домой:

– С ними невозможно было бороться. Они говорили: «Тут мы родились, наши дети… куда нам ехать? Мы все равно вернемся!» Так как магазин закрылся, мы с коллегами носили бабулям хлеб и молоко из столовой.

Андрей Капылович пробыл в зоне отчуждения месяц, после чего вернулся в столицу и продолжил службу в Октябрьском РУВД, в запас вышел с должности инспектора ДПС ОГАИ.

Фото из личных архивов героев.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter