Земля — национальное богатство и наш ценнейший ресурс, распоряжаться которым следует бережно, грамотно и эффективно. История развития человечества не раз доказывала, что земельный вопрос — тонкий, многогранный и очень чувствительный. Именно из-за него на планете начиналось большинство войн и конфликтов. «Справедливые базовые правила распоряжения землей — это фундамент стабильности в обществе» — слова Главы государства на февральском совещании по вопросам совершенствования земельных отношений как нельзя более точно отражают суть государственной политики в этом вопросе. Очередной этап ее развития — подписанный Президентом закон, излагающий в новой редакции Кодекс о земле.
Итак, в чем суть новшеств? Если сформулировать коротко, то основными принципами в земельных отношениях станут простота и удобство для людей, которые поспособствуют решению типовых проблем граждан и развитию сельских территорий. Главное остается незыблемым: изъять и предоставить земельные участки из сельскохозяйственных земель, лесного фонда либо перевести такие земли в иные категории по-прежнему можно будет только с согласия Президента.
А вот решение менее глобальных вопросов землепользования передается на местный уровень. Это во многом избавит от формализма и бюрократической волокиты, от которой страдают простые люди. К примеру, облисполкомы наделяются правом определять населенные пункты и иные территории, где земельные участки будут предоставляться без проведения аукциона. Но это правило не затрагивает Минск и областные центры. С восьми до пяти лет сокращается срок, в течение которого граждане, получившие земельные участки как состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, не вправе распоряжаться такими участками и расположенными на них объектами недвижимости.
Мы спросили у экспертов, как новый документ отразится на земельных отношениях и каких результатов ждать от его вступления в силу.
Дмитрий МАТУСЕВИЧ, председатель Государственного комитета по имуществу:
— Часть законодательных изменений в сфере землепользования вступит в силу уже с 1 сентября. Хочется выделить три ключевых блока, которые упростят жизнь наших граждан.
Во-первых, земельная амнистия должна разрешить многолетние накопившиеся проблемы нарушений земельного законодательства.Теперь эти вопросы сможет решать местная власть, если нарушения носят незначительный характер и лежат в действующих границах населенных пунктов. Исполкомы смогут принимать решения исходя из действующих норм и правил. Конечно, если кто-то «залезет» на центральную площадь города, то такую «самоволку» не узаконят. Но многие нарушения носят незначительный характер, не влияют на безопасность и другие важные моменты, поэтому могут быть узаконены.
Второй компонент, который также очень важен, — возможность выкупить землю с применением льготного коэффициента. В Минске, областных центрах и Минском районе он равен 0,8, в остальных регионах — 0,5.Видим: спрос со стороны граждан на землю растет. С другой стороны, иногда эта земля стоит слишком дорого. Поэтому законодатель предусмотрел возможность льготного выкупа.
В-третьих, в части размеров участков произойдут следующие изменения. В столице максимальный размер участка — 0,15 гектара.Но есть ряд деревень и сельских населенных пунктов, которые относительно недавно вошли в столицу, и у граждан там участки больше. Такие прецеденты есть в ряде населенных пунктов, формально уже находящихся в черте Минска, — речь о бывших деревнях и хуторах. Поэтому предусмотрена отдельная мера — разрешен размер до 0,3 гектара.
На периферии можно будет получить до 1 гектара для строительства и обслуживания жилого дома.
Что касается личного подсобного хозяйства, то в действующем законодательстве имелись ограничения. Можно было получить участок площадью до 4 гектаров, но с учетом, что человек должен был там прописаться. Также вычитались размеры земельных участков, которые находились в другом виде пользования. Теперь 4 гектара доступны безо всяких ограничений. Для фермеров остается 100 гектаров — этой площади достаточно для развития хозяйства. Если есть необходимость в больших угодьях, то, наверное, таким гражданам стоит приобретать уже сельскохозяйственные предприятия.
С 1 января начинает действовать новый земельный кодекс. В нем прописаны нормы по слиянию и разделению земельных участков, по изменению их целевого назначения, по вопросам, которые касаются выделения дополнительного земельного участка. Принятие решений по этим вопросам во многом будет завязано на местную власть. Но на местах смогут принимать решения (это четко прописано) только при соблюдении всех норм: санитарных, пожарных, эпидемиологических, экологических и других. Гражданин обращается в исполком, и его вопрос рассматривается при необходимости самым широким кругом специалистов. Решение принимается фактически коллегиально, что является дополнительной страховкой от каких-либо злоупотреблений.
Сергей КРАВЦОВ, заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по аграрной политике:
— Более десяти лет Кодекс о земле не менялся. И у нас на выездных совещаниях, приемах граждан часто поднимались вопросы по земельным отношениям. Президент неоднократно говорил: «Заберите у меня полномочия, которые нужно передать на местный уровень власти». Теперь по новому кодексу местные органы власти будут принимать решения по тем земельным участкам, по которым раньше мог дать добро только Глава государства.
Документ предусматривает разные формы собственности, слияние, деление земельных участков, их размер. Например, раньше размер земельного участка для обслуживания жилого дома в сельском населенном пункте был до 25 соток, сейчас гектар. По кадастровой оценке можно выкупить земли, которые находятся рядом и не обрабатываются.
Добавлю, что у нас 22 тысячи земельных участков не востребованы. Все они уже отсканированы, их можно увидеть на геопортале земельно-информационной системы.
Анна ПРИКОТА, первый заместитель начальника главного управления землеустройства Гомельского облисполкома:
— Плюсов в новом документе много. Прежде всего граждане смогут более свободно распоряжаться своими земельными участками. У них появится больше возможностей. А для государства основной плюс — земля будет использоваться эффективнее.
У облисполкомов появится право определять территории, где земельные участки станут предоставляться гражданам без аукциона. Сейчас у нас действует норма, по которой земельные участки в пригороде Гомеля предоставляются исключительно по результатам аукционов. Хотя в пригородной зоне есть населенные пункты, не востребованные у граждан, и необходимость проходить через аукцион не прибавляет спроса. Теперь же будет гораздо проще завладеть земельным участком.
Также в новом Кодексе о земле появились нормы, которых не было раньше. Одна из них — возможность раздела земельного участка при условии соблюдения градостроительных и санитарных норм. Приведу пример. В некоторых сельских населенных пунктах у граждан есть большие по площади земельные участки — 25 соток для строительства и обслуживания жилого дома. Люди хотят, предположим, чтобы рядом построились дети, которые состоят на учете нуждающихся. И по новому кодексу теперь можно решить две проблемы: во-первых, эффективно использовать землю, а во-вторых, удовлетворить потребности граждан в земельных участках.
Другая норма касается изменения целевого назначения земельного участка до завершения строительства объекта. Сейчас это запрещено. Например, земельный участок предоставляется для строительства торгового объекта, но человек купил его с аукциона и решил, что ему там нужен, допустим, объект общепита. Теперь заинтересованное лицо должно обратиться в исполком, и при условии соблюдения градостроительных, архитектурных и санитарных норм ему может быть разрешено изменение целевого назначения земельного участка.
Таким образом, по новому Кодексу о земле многие процедуры можно будет провести быстрее и проще.
Khlystun@sb.by
volchkov@sb.by
statkevich@sb.by