У подножия «Формулы-1». О молодежных чемпионатах мирового автоспорта

Пути, ведущие в «королевские гонки», могут быть разными. «Формула-1» — это вершина мирового автоспорта, где в настоящее время 20 сильнейших пилотов планеты в составе 10 команд-участниц выясняют, кто из них самый быстрый и результативный. Это настоящая элита многочисленной армии автогонщиков, и уже даже само попадание в нее может быть мечтой любого начинающего гонять на карте мальчишки. Только для кого-то эти мечты сбываются, а кто-то так и будет долгие годы грезить об этом.

Борьба колесо в колесо на стартовом круге субботнего спринта

Попасть в эту элиту, как говорится, «с улицы» практически невозможно. Это еще на заре Больших призов в середине прошлого века можно было купить гоночную машину, нанять группу механиков и инженеров, и затем просто записаться для участия на том или ином Гран-при. Но и при этом нужно было не только уметь управлять купленной машиной, но и показывать время прохождения зачетного круга в квалификации не медленнее, чем на 7% от времени обладателя поула. Ведь не пройдя квалификацию, попасть на стартовое поле Гран-при было нельзя. А значит и вписать свое имя в историю, как участника Формулы-1, тоже было невозможно.

В настоящее время проводится множество различных чемпионатов, на которых молодежь может показать, на что она способна. И менеджеры команд Формулы-1 регулярно отслеживают эти соревнования, чтобы не пропустить восхождение какой-нибудь новой звезды, юного дарования, которое может оказаться весьма перспективным для уровня «королевских гонок». Наиболее приближенными к первой Формуле являются чемпионаты FIA Formula-3 и FIA Formula 2. Они проходят под эгидой FIA (Международной автомобильной Федерации). И хотя в качестве гонок сопровождения Формулы-1 подобные соревнования проводятся уже давно, несколько лет назад в FIA решили упорядочить эти чемпионаты, придав им особый статус и престижную значимость. Это заметно уже по названию серий.

За несколько минут до прогревочного круга, под патронажем механиков

В 2017-м году на базе GP-2 появился официальный чемпионат FIA Formula-2, а двумя годами позже на базе GP-3 и чемпионата Европы Формула-3 узаконил свое присутствие на Гран-при Формулы-1 в качестве гонки сопровождения и FIA Formula-3.

Что полезного?

В дальнейшем в наших материалах мы будем для краткости и ясности использовать названия Формула-2 и Формула-3, поскольку все это будет в привязке к Формуле-1. Ведь именно цель попадания в элиту мирового автоспорта ставят перед собой те пилоты, которые заявляются для участия в этих молодежных чемпионатах. Это что-то вроде отборочных турниров перед Олимпийскими играми. Но если там достаточно показать высокий результат, чтобы гарантировать себе участие в Олимпиаде, то в автоспорте все не так просто.

В третьем повороте стартового круга и жарко, и тесно

Можно стать чемпионом Формулы-2, так называемой последней самой близкой ступени к Большим призам, стать резервным или запасным гонщиком одной из команд Формулы-1, но затем так и не получить контракта на роль боевого пилота. И даже ни разу не выступить на Гран-при. Формула-1 — это манящая к себе сказка, особый мир, до которого даже прикоснуться для многих — это уже счастье. Но попав в эту сказку, нужно еще очень много счастливых случайностей, способных дать тебе право на то, чтобы ты был там своим.

А это уже почти реликвия — корреспондент «ЗН» с Хуан-Пабло Монтойя, бывшим гонщиком Формулы-1

И мало просто быть талантливым пилотом, нужно еще оказаться в нужное время и в нужном месте. А именно это происходит слишком редко, чтобы быть системой. Многие ждут своего звездного часа годами, так и не реализуя свою мечту. А кому-то просто везет по жизни, и раскрывая свой гоночный талант, он получает и нужную поддержку, и необходимые условия для дальнейшего развития.

За последние несколько лет система подготовки гонщиков для Формулы-1 через чемпионаты поддержки, как их называют в формульных кругах, стала довольно хорошо отлаженной. Настолько хорошо, что многие пилоты Формулы-2 могли бы сесть за руль болидов Больших призов и начать показывать хороший результат, позволяющий квалифицироваться на гонку на любом автодроме чемпионата. Но проблема в том, что свободных мест в элите автоспорта гораздо меньше, чем талантливой молодежи. Посудите сами, в конце прошлого года ни одна из команд Формулы-1 не подписала ни одного нового контракта на нынешний сезон. Весь пелотон остался неизменным.

На больших экранах вдоль трассы можно видеть события гонки

А ведь менеджерам Больших призов есть из кого выбирать. Но что удивительно, бывает, что берут в Формулу-1 хорошего пилота из Формулы-2, призера первенства, но даже не чемпиона. А обладатели чемпионского титула остаются не у дел. Потому что став чемпионом Формулы-3 или Формулы-2, гонщики не имеют право на следующий сезон оставаться в этом же чемпионате. Поэтому в этих молодежных сериях не может быть дважды и тем более трижды чемпионов. Получив титул, вынужден уйти.

Впрочем, пелотон Формулы-1 на сегодня по своей большей части состоит именно из выходцев молодежных серий сопровождения гоночных уик-эндов. Наиболее успешный из них — Оскар Пиастри. Он с одного сезона становился чемпионом Еврокубка Формула-Рено в 2019-м году, чемпионом Формула-3 в 2020-м и заработал титул в Формуле-2 в 2021-м году.

Команды тренируются прямо в паддоке возле своего мотохома

В 2022-м году он был целый сезон без гонок в роли резервного пилота команды «Альпине» в Формуле-1. А затем, пусть и со скандалом со своим бывшим работодателем, австралиец все же подписал контракт с «МакЛарен», где сейчас успешно выступает и идет пока на 5-м месте в общем зачете.

Победитель гонки в Австрии, пилот команды Invicta,  в Формуле-2 Фелиппе Бортолетто

Став вице-чемпионом Формулы-2 в 2018-м году, уже на следующий сезон подписал контракт с «МакЛарен» в Формуле-1 и Ландо Норрис. Сейчас британец занимает 2-е место в личном зачете, и он еще имеет возможность завоевать чемпионский титул в этом сезоне.

Но есть и менее удачливые в этом плане пилоты. Бразилец Фелипе Другович с 3-й попытки стал чемпионом Формулы-2 в 2022-м году. После этого он подписал контракт резервного гонщика команды «Астон Мартин», но до сих пор ему так и не предоставилось случая сесть за рубль болида в гонке.

Француз Тео Пуршер в сезон своего чемпионства в прошлом году (и тоже с 3-й попытки) в Формуле-2, был одновременно в резервных гонщиках «Альфа Ромео Заубер». Но в этом году вынужден был, чтобы не растерять свою гоночную форму, попробовать себя в ИндиКаре в США. Не сказать, чтобы успешно. Но пока с радаров менеджеров Формулы-1 он как-то ушел.

А вот Оливер Берман, в 2023-м году занявший лишь 4-е место в Формуле-2, весь прошлый сезон значился в резервных гонщиках команды «Хаас» и совмещал учебу в гоночной Академии «Феррари». Но 8 марта этого года ему выпала неожиданная честь заменить Карлоса Сайнса на Гран-при в Саудовской Аравии, поскольку испанцу потребовалась срочная операция по удалению аппендицита. Оливер отлично реализовал представившийся случай, и ему удалось финишировать 7-м в той сложной гонке. Да, это был болид итальянской скудерии, а не какой-то там «Уильямс». И тем не менее успешного 19-летнего британца не могли не заметить. На следующий сезон-2025 он уже имеет подписанный многолетний контракт боевого гонщика с командой «Хаас», которая работает в тесном сотрудничестве с «Феррари», используя итальянские моторы. Вот уж действительно повезло.

Корреспондент «ЗН» Ксения Русак вместе с будущей британской звездой Оливером Берманом

И еще одна неожиданность может случиться в ближайшие месяцы. В «Мерседес» собираются взять юное дарование Андреа Кими Антонелли, которому 25 августа только исполнится 18 лет. В свои 16 итальянец сходу выиграл итальянскую и немецкую Формулу-4. В этом сезоне его сразу же без подготовки отправили в Формулу-2 набираться опыта. Юноша — талантлив, ему прочат чемпионское будущее как у Макса Ферстаппена. Вот только пока особых результатов у Антонелли в Формуле-2 нет. Слава бежит впереди этого гонщика, как бы она ему не помешала потом, когда он основательно закрепится в Формуле-1.

Чемпионы Формулы-2, даже придя в Формулу-1 со своими молодежными чемпионскими титулами, не всегда бывают там успешными. Бельгиец Стоффель Вандорн, который в Формуле-2 (тогда еще она называлась GP2) стал в первом сезоне вице-чемпионом и выиграл титул во втором сезоне в 2016-м году, провел в Формуле-1 два сезона с командой «МакЛарен-Хонда». Увы, проиграв вчистую своему напарнику, опытному Фернандо Алонсо, во всех квалификациях и дважды завершив сезон на далеком 16-м месте, он ушел из чемпионата. Но это не помешало ему уже через год в сезоне 2019-2020 стать вице-чемпионом, а еще через пару лет и чемпионом Формулы-Е. На счету у бельгийца в его пост-формульной карьере еще есть одно 3-е и одно второе место в одной из самой престижных гонок на выносливость — 24 часа Ле Мана.

Гоночный уик-энд

В Формуле-3 и Формуле-2 гоночный уик-энд расписан строго по часам и минутам. В пятницу свободные заезды и квалификация. В субботу короткая спринтерская гонка без обязательного требования замены шин. На старт спринта первые 12 гонщиков в Формуле-3 и 10 в Формуле-2 выходят в реверсивном порядке. Это позволяет вносить некоторую интригу в эту короткую гонку, поскольку обладатель поула на воскресную главную гонку стартует 12-м (или 10-м в Ф-2). Соответственно призеры квалификации будут 11-м, 10-м и дальше по порядку. В Ф-2 это 9-й, 8-1, и т. д.

Тот пилот, который показал в квалификации 12-й результат в Ф3 или 10-й в Ф2 на какое-то время чувствует себя героем, потому что он будет стартовать в спринте с поула. И если на трассе трудно обгонять, то у него есть большие шансы победить в этом короткой субботней гонке.

Российско-итальянский гонщик Никита Бедрин в верхней точке австрийской трассы

Правда, за победу дают не 25 очков, как в главной воскресной гонке, а всего лишь 10, но сам факт подняться на вершину подиума и услышать гимн своей страны, многого стоит. А затем еще и традиционная процедура обливания шампанским. Это незабываемые мгновения в жизни любого автогонщика. Остальные очки начисляются по мере убывания за каждое зачетное место. В Ф3 с 1-го по 10-е. А в Ф2 как в спринте Формулы-1 — это 8 зачетных мест. За победу — 10 очков, второе место — 8, и далее 6, 5, 4, 3, 2, 1. За лучший круг и в основной гонке, и в спринте, если пилот набирает очки, добавляют еще по 1 баллу. И эксклюзив — это 2 очка за завоевание поула в квалификации.

Главная гонка для обеих этих молодежных серий проходит в воскресенье утром. Сначала соревнуются пилоты Формулы-3, затем выходят на старт их более опытные коллеги из Формулы-2. В это время на трибунах еще не так много зрителей, как будет потом к обеду, когда начнутся главные события Гран-при. Но это никоим образом не уменьшает гоночного азарта и мотивации пилотам гонок поддержки. Их баталии порой разгораются куда более жарко, чем у Формулы-1. Это и из-за недостатка опыта, а болиды ведь очень быстрые, и мощные моторы при неумелом использовании педали газа могут преподнести самые неожиданные сюрпризы, особенно в быстрых виражах, шиканах и на крутых поворотах. Это еще и из-за того, что машины практически все одинаковы. Одинаковая подвеска, одинаковый двигатель. Остаются в распоряжении инженеров лишь доступные настройки и умелое применение своих инженерных знаний. Именно в этих условиях индивидуальное мастерство гонщиков становится более заметным.

 Этот принцип организации чемпионатов гонок поддержки был положен во главу угла. Эдакая школа пилотского мастерства для будущих кандидатов в Формулу-1.

Настала очередь выезжать на трассу машине безопасности

Моторы и скорость

Спешу успокоить тех, кто считает, что машины в Формуле-3 и Формуле-2 слишком медленные по сравнению с болидами в Больших призах. В самой младшей серии используются шасси Dallara F3 2019. Двигатели V6 объемом 3,4 литра производства Mecachrome, безнаддувные с прямым впрыском топлива, имеют мощность 380 л. с. и способны разгонять эти машины с места до 100 км/ч за 3 секунды, максимальная скорость свыше 300 км/ч. Шины итальянского производителя «Пирелли» фактически того же типа, что и у Формулы-1.

Берн Майландер управляет сэйфети-каром и в Ф1, и в Ф2, и в Ф3  

В Формуле-2 используются шасси Dallara F2 2018. Двигатели Mecachrome за счет турбонаддува при таком же объеме в 3,4 л имеют мощность уже 620 л. с.

Плюсы и минусы

Впервые попав в паддок молодежных гонок поддержки, некоторое время не можешь отделаться от охватывающего тебя чувства эйфории. Вот оно, свершилось. Ты — рядом с гонщиками, можно потрогать болиды, сфотографировать их и сфотографироваться самому как на их фоне, так и с гонщиками. Пилоты Формулы-2 и Формулы-3 охотно фотографируются с теми, кто находится в паддоке. И даже на выходе из него, поскольку они по сравнению с гонщиками Формулы-1 все же обделены вниманием и публики, и прессы.

И лишь потом уже спустя некоторое время начинаешь отмечать для себя плюсы и минусы, также иные нюансы в организации этих чемпионатов.

Всего в одном материале рассказать невозможно, но учитывая планы по посещению Гран-при Формулы-2 и Формулы-3 и в этом сезоне, и в будущем, к этим моментам мы планируем возвращаться.

Фанаты жаждут снимков с Софией Флерш, она в Ф3 уже не первый сезон

В отличие от Больших призов питание для гонщиков и команд гонок сопровождения организовано в большой палатке, где по расписанию все встречаются и даже могут пообщаться. Конечно, в каждой команде рядом с их моторхомами имеются еще и собственные уголки по типу кофе-бар для приема приглашенных гостей, а также чтобы перекусить по-быстрому, если требуется много работы над машинами, и нет времени на большой обед.

Помимо этого имеется еще и гостевая палатка, которую как и в первом случае лучше называть «домик», хотя она и собирается из брезентовых материалов. На самом деле это действительно большой одноэтажный дом, который монтируют по приезду на трассу и очень быстро разбирают по окончании гонки, не дожидаясь финала Гран-при. В этом гостевом домике проводят время VIP и приглашенные в команду по гостевым пропускам болельщики, друзья и родственники пилотов, а также представители спонсоров. Там есть возможность выпить кофе, напитки, отведать разные вкусности типа печенек или пирожных. Не так, чтобы накушаться, но провести приятно время у телевизора, наблюдая оттуда за пилотами с чашечкой кофе, которым тебя угостят бесплатно. Это создает приятную атмосферу.

Болиды в закрытом парке после гонки ждут инспекции

Персонал столовой и гостевого домика работает на постоянной основе. И бывая на гонках, ты понимаешь, что тебя узнают. А если перебросишься пару слов с ними, обсуждая гонку или даже просто погоду, то можешь быть уверен, тебя вспомнят в следующий раз обязательно. Этот персонал путешествует по странам вместе с чемпионатом, и наблюдая за ними и их работой, лучше понимаешь, чем живет мир автоспорта в данном конкретном случае.

Для журналистов с недавних пор стали выделять отдельное бюро. Правда, аккредитованных представителей СМИ именно на Ф2 и Ф3 совсем мало. Об этих гонках пишут мало, и обычно это делают журналисты Формулы-1, которые стараются вести молодых звезд от начала их гоночных карьер. Естественно, что потом с гонщиками, которые попадают в Большие призы из молодежных серий, и с которыми ты уже делал интервью, будет гораздо проще общаться, как с давними знакомыми. Так сказать, знакомства с перспективой на будущее.

С точки зрения расписания проведения гоночного уик-энда молодежных серий, обращает на себя внимание то, что пилоты имеют минимальное количество времени на свободные заезды. Всего одна сессия в 45 минут. И потом 30-минутная квалификация. А ведь гонщиков в молодежных сериях много, и особенно тяжело новичкам Формулы-3. Без знания трассы, без наката часов за рулем малознакомых тебе болидов трудно не совершать даже небольших ошибок в пилотировании. А это потерянные 2-3 десятых долей секунды, которые могут зачастую отделять 10-е место от 1-го. Результаты здесь весьма плотные.

Слева направо — Петр Алешин, Ксения Русак, Никита Бедрин. Гран-при Австрии 2024 

Водитель машины безопасности на стартовой решетке в Шпильберге

В этом плане можно было бы привести здесь мнение Петра Алешина, известного российского менеджера и тренера по автоспорту, которое он всячески пытается донести до руководства FIA и этих молодежных серий:

«Одна тренировка и одна квалификация в Формуле-3 и Формуле-2 — это ущербный формат. Он вносит элемент лотереи в наш спорт и уменьшает безопасность проведения этих гонок. Я уверен, что при желании можно было бы вполне добавить и тренировку, и дать дополнительное время в квалификации. Формат всего гоночного уик-энда это позволяет. Это не приведет к значимому росту расходов, ведь и трасса, и все службы уже арендованы на эти дни».

Помимо этого Петр Михайлович ратует за то, чтобы гонки младших серий были доступны широкой публике. Это бы позволило больше привлекать спонсоров. А в нынешнем формате спонсоры по большей части своей недовольны. Аудитории Ф-3 и Ф2 по платной подписке смехотворно малы.

Нам довелось познакомиться с Петром Алешиным на Гран-при Австрии пару недель назад. Он был там в качестве менеджера российского гонщика Никиты Бедрина, который в этом сезоне выступает в Формуле-3 с итальянской лицензией. Алешин — человек далеко неравнодушный к проблемам российского автоспорта, до глубины души увлеченный автогонками, мечтающий об успехах российских гонщиков и делающий со своей стороны многое для того, чтобы эти мечты свершились. Большое интервью с Петром Михайловичем мы обязательно сделаем. Договорились, что встретимся с ним для этого на Гран-при Бельгии в Спа-Франкоршаме в конце этого месяца.

Гонщики Формулы-3 (слева Никита Бедрин) возвращаются в паддок сразу же после спринта в субботу

В Австрии на трассе в Шпильберге мы познакомились и с самим Никитой Бедриным. На сегодняшний день это единственный русскоязычный автогонщик, выступающий во время уик-эндов Формулы-1 в чемпионате Формула-3. Интервью с ним готовится к публикации.

Так очищают шины после заездов, они еще пригодятся

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter