Многодневная гонка по дорогам Брестчины глазами велогонщика

"Тур де Брест" с изнанки

Пять дней длился чемпионат Беларуси по велоспорту на шоссе на призы “Сельской газеты”. Все это время наш корреспондентский десант с расстояния в несколько десятков метров наблюдал за тем, как гонщики преодолевают километр за километром на пути к финишу. Мы вскрикивали, когда кто-то падал, останавливались, если гонщики прокалывали колеса, и даже помогали отставшим из-за поломок спортсменам нагонять уехавшую вперед группу. Это были пять дней, наполненных непередаваемыми эмоциями — от панического страха в тот момент, когда наша машина выходила на обгон и мчалась буквально в метре от пелотона, до искренней радости, которую мы разделяли на каждом этапе с победителями. Накануне старта мы попросили гонщика национальной сборной Евгения Ахраменко вести собственные дневники. В них он рассказал о том, что чувствуют спортсмены, преодолевая километры трассы, как погода влияет на результаты, чем страшны завалы и о многом другом.

Иногда в завалах гонщики получают серьезные травмы.

Среда. 1-й этап.

Брест — д. Дмитровичи, 140 км

Кажется, я уже потерял шансы на лидерство в генеральной классификации: 9 минут отставания от лидера после первого этапа — это серьезно. Получилось так: вскоре после начала гонки шесть человек ушли в отрыв, а я оказался далековато от них и не смог догнать. Вроде и висел на просвете, метрах в 15—20, но то ли из-за усталости, то ли из-за того, что долго по шоссе не ездил, не смог сделать рывок и остался в общей группе. Присмотрелся к конкурентам. Бронислав Самойлов и Сергей Попок — очень опытные ребята. В принципе, они — главные конкуренты. Константин Клименков тоже серьезный парень. У них большой накат и скорости другие. Я же специализируюсь на треке, но на равнине могу показать неплохой результат.

Сегодня было жарковато, что-то около 26 градусов. Хотя это не предел: мы стартовали и в 40-градусную жару. У меня тогда было несколько шлемов и все, как назло, закрытые. В них есть по три отверстия, но туда даже воды не получается залить, чтобы остудиться. Спасались тем, что брали у механика из польской команды лед, засыпали себе за спину — мгновенно таял. Если брать мою личную статистику, то получается, что лучше всего я выступаю в гонках в сложных погодных условиях — я из тех, кто может потерпеть. Помню, в прошлом году в Москве у нас гонка проходила при температуре около нуля градусов. Шел проливной дождь, местами снег. А этап — 100 километров. До финиша доехало около половины из стартовавших. Люди сходили с дистанции из-за того, что переохлаждались, падали, получали обморожения. Я финишировал восьмым. На финише нас сфотографировали. Когда этот снимок увидели мои знакомые, сказали, что я лет на 40 выгляжу!

Четверг. 2-й этап.

Беловежская пуща, 141 км

Гонка прошла хорошо. Все работали ровно, никто не атаковал и не уходил в отрыв, финишировали массово. Большинство гонщиков настраиваются на завтрашнюю индивидуальную гонку, и я тоже, поэтому старался ехать аккуратно и не тратить силы впустую.

Сегодня у нас был первый участок гравийной дороги. Небольшой, метров 300. Сразу начались проколы. Для нас это привычное дело. Такое было и у меня: от напарника отлетел камень, а я даже не заметил, увидел только, что колесо спустило. Остановился, быстро подъехала наша машина, заменили колесо — поехал дальше. Группа ехала ровно, поэтому догнать было легко. А вообще в таких гонках, если происходит закол или другие технические неполадки, правилами разрешается “сесть” за машину своей команды и догнать группу. На следующем этапе обещают долгий участок гравийки. А еще, по прогнозу, дождь. Если будет сильный, гравийку отменят — будет грязно и опасно. Кстати, в некоторых странах асфальт перед гонками моют с мылом. Тоже страшно: если притормаживаешь на спуске на такой трассе, начинает заносить. У нас такого явно не будет — в Беларуси дороги чистые. А вот в России иногда проедешься и на финише весь черный стоишь. Форма у большинства команд светлая, маркая. После таких гонок просто берешь и выбрасываешь ее — понимаешь, что не отстирается.

Бананы, зефир, вафли — привычная еда спортсменов во время гонки.

После гонки почувствовал усталость. Обычно после долгих заездов мы идем ужинать и отдыхать. Но сегодня вечером мы с ребятами устроили себе культурную программу — пошли в Беловежскую пущу. Покормили немного зубров и лошадей, посмотрели на рысей и других животных. Понравилось, отвлеклись немного.

Пятница. 3-й этап.

Индивидуальная гонка.

4-й этап.

Беловежская пуща — Пружаны, 124 км

Сегодня было два этапа. Сначала — индивидуальная гонка, или “разделка”. Стартовали утром, было прохладно — около 14 градусов. Когда ехал в одну сторону, чувствовал себя хорошо, а на обратном пути был небольшой подъем, в который пришлось ехать против ветра, — сложновато. После гонки пообедали и поехали в сторону Пружан — еще около 120 километров. Минчане снова контролировали ситуацию, никому не давали атаковать. Когда пелотон едет настолько ровно, начинаешь даже замерзать временами. При такой погоде проще тем, кто едет впереди, — они гонят на высоком пульсе, им тепло в отличие от тех, кто позади.

Во время четвертого этапа ребята попали в завал. Это всегда неприятно. Особенно когда видишь, что несколько человек упали, а сделать ничего не можешь и просто летишь в них. Сегодня упали человек 5—6. Один из парней — Владислав Дубовский — сломал ключицу, его забрали на “скорой”. Говорят, что в начале октября у него свадьба. Сочувствую, переломы — это неприятно, но от них никто не застрахован. Кстати, это еще не жесткий завал: бывали случаи, когда спортсмены падали на спусках и разбивались. А здесь уже после финиша ребята рассказывали, что Влада соперники сильно толкнули головой. Такое было и днем ранее, но тогда он чудом не упал. Плохо, что у нас на республиканских соревнованиях гонщиков не всегда наказывают за грубость, а бывает такое, что “бодаются” головой и машут руками — очень нагло ездят. Раньше случалось, что гонщики прямо на дороге останавливались и дрались.

Когда я собирался на многодневку, тоже думал о том, что у меня до свадьбы две недели. Прекрасно понимал, что случиться может все что угодно. Упасть можно по-разному: и на скорости 50—60 километров в час, и при 20—30 километрах в час. Обычно на маленькой скорости гонщики получают более серьезные травмы — падая на большой скорости, они просто “скользят” по асфальту и отделываются ссадинами. На прошлом чемпионате на призы “Сельской газеты” я тоже упал — “подбросило” на “лежачем полицейском”. Встал, посмотрел, что велосипед в порядке, поехал дальше.

Кстати, завалы — это одна из причин, по которой гонщики бреют ноги, — раны проще обрабатывать, если волос нет. Плюс это аэродинамика в индивидуальных гонках. Ну и эстетика, что уж.

Суббота. 5-й этап.

Пружаны — Белоозерск, 160 км

Сегодня был самый длинный этап — 160 километров от Пружан до Белоозерска. В принципе, расстояние терпимое — иногда на гонках и по 200 проезжаем. Изначально мы отпустили ребят в отрыв и только ближе к финишу нагнали их. После окончания поужинали и спать — завтра ранний старт.

Кстати, о питании. На наших костюмах на спине есть специальные карманы. Там мы везем еду — бананы, зефир, венские вафли. Иногда, если нужно что-то посерьезнее, — спортивное питание. Но это дорого, да и проверенное найти не так просто. А зефир и бананы — это быстрый сахар. Когда на дороге чувствуешь, что начинаешь “плыть”, съедаешь их, уровень глюкозы повышается и сразу чувствуешь себя бодрее.

На последнем этапе многодневки Евгений сделал подарок невесте в день рождения — победил.

Воскресенье. 6-й этап.

Белоозерск — Береза, 116 км

Со старта гонки началась нервная работа, соперники атаковали. Шла борьба за зеленую майку самого активного гонщика, поэтому некоторые спортсмены пытались уйти в отрыв. Сначала это удалось троим-четверым парням, их отпустили на небольшое расстояние. Потом стали работать гонщики “Минска” и я. Когда начались серьезные атаки, пришлось включиться и потерпеть. Во второй половине гонки судьи ошиблись с поворотом, нас развернули и направили по другому маршруту, из-за этого мы немного потеряли свое преимущество и основная “пачка” гонщиков “висела” за нами секундах в 40—50. Уже когда въехали в Березу, понимали, что победителем станет один из четверых спортсменов, которые шли впереди и среди которых был я. Обычно спринтеры начинают “рвать” метров за 300—350 до финиша, а я пошел ва-банк — ускорился метров за 800. Когда увидел, что меня уже никто не сможет догнать, победно поднял руки и проехал финишную черту.

Думал, что к концу веломногодневки будет тяжело, все-таки накапливается усталость. Но все вышло наоборот: сложно было вначале, когда был без наката на шоссе, а к концу чемпионата чувствовал, что сил еще хватает. К тому же в тот день, когда у нас был последний этап, у моей невесты был день рождения. Ехал по дороге и думал о том, как классно было бы сделать ей подарок. Получилось!

Сразу после награждения поехали по домам. Некоторые гонщики на следующий день отправлялись в Румынию, а я — готовиться к свадьбе. Большую не закатывали, отметили в тихом семейном кругу.

past@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter