На что Александр Васильевич, улыбнувшись про себя, снисходительно отвечал примерно так: то есть вам, городским, нужны интернет, строгий трудовой распорядок с выходными, освещенный тротуар и высокий уровень бытовых удобств, а нам, крестьянам, достаточно свежего воздуха и запаха аммиака вместо любого парфюма?! И вкалывать от темна до темна, а то еще и ночью семь дней в неделю?..
После я понял, что в «Рогознянском» на деле сравняли сельские условия жизни с городскими. Благодаря, конечно, неимоверным усилиям руководителя! И мало того: хозяйство прежде всего через наведение порядка в головах, сердцах и на рабочих местах вышло в число лидеров в области. И в производственных показателях, и в социальных, и по зарплате в том числе…
Это лучшее для меня доказательство: нет ничего невозможного в сельском хозяйстве. Таких или почти таких примеров в Беларуси знаю десятки и сотни. Более чем уверен, что сегодня и в «Рогознянском» набранный несколькими годами раньше разгон продолжается (моего гениального визави Александра Семенюка, увы, нет в живых…), потому что трудовой коллектив, один раз убедившись в преимуществах правильно и дальновидно выстроенного рабочего процесса, нельзя никому сбить с пути.
Но согласитесь, есть еще хозяйства, в которых так и не выбились на подобный продуктивный большак. Факт не новый: на всех семенюков не хватает! Так вот, их руководители и по сегодняшний день думают, что цветы с фермами несовместимы, что механизатора wi-fi только отвлекает от работы, а благоустройство территорий и качество жизни для любой, в принципе, деревни не в коня корм. И они не притворяются и уж тем более не делают это назло — просто так устроен их образ мышления.
Не знаю, можно ли так сказать, хотя почему бы и нет: с этого года подобный «образ» должен окончательно и повсеместно стать моветоном, ну а если по большому счету, то критерием оценки кадров в сельском хозяйстве. По инициативе Президента! Александр Лукашенко постепенно, но решительно и бесповоротно шел сам и вел наше общество к пониманию важнейшего экономического, социального и, если хотите, морального показателя: качество. Насколько я могу предполагать, в концепции Главы государства этот подход в переводе на простой язык может звучать так: если раньше, на определенной стадии развития нашей суверенной Беларуси, достаточно было думать, работать, вести себя удовлетворительно, еще вчера и сегодня — хорошо, то завтра — только отлично! Во всем: в любом производстве, организации процессов и управлении ими, в кадровой расстановке, государственной и личной гражданской идеологии, в отношении друг к другу, к месту, где трудимся и живем.
Боюсь быть навязчивым и даже занудным, но начиная с 1 января руководителям всех уровней, да и нам с вами, уважаемые соотечественники, не лишне будет вместе с календарем 2025 года поставить на своих рабочих столах своеобразный метроном качества. И вот эту цитату из Новогоднего обращения Президента к белорусскому народу: «Следующая пятилетка в нашей стране будет пятилеткой качества. Каждый ее год мы посвятим одному важнейшему направлению. Начнем с Года благоустройства страны. Целью благоустройства нашей Беларуси станет повышение качества жизни людей».
А еще вот эту: «Главе Администрации я поручил подготовить два указа: первый указ о пятилетке качества и второй указ — о благоустройстве нашей страны. По-моему, я впервые указами буду детально поручать разбираться в этих вопросах. Будем откровенны, Год качества у нас прошел — мы вроде бы его и не заметили. Да, надо покритиковать СМИ, что они мало внимания уделяли. Но жизнь не предлагала СМИ эти вопросы, вот в чем проблема. Поэтому есть определенная белорусская формальность: як-небудзь будзе. Не будзе як-небудзь, будзе як трэба», — подчеркнул Александр Лукашенко 3 января на встрече с доверенными лицами.
Исходя даже из этих поручений Президента, метроном не следует убирать с глаз и остальные четыре года пятилетки. Если кто-то, не дай бог, не привыкнет раз и навсегда с первого года…
Смотрите, как точно Главой государства выбрано время для решительного качественного рывка: создана надлежащая база, белорусы доказали прежде всего себе и заодно всему миру, что мы вполне самодостаточны в экономике, что даже в условиях несправедливо навязанных нам западных санкций страна уверенно обеспечивает внутренние рынки и активно наращивает экспортный потенциал. Не надо далеко ходить, возьмем наше сельское хозяйство — полное изобилие продовольствия, активнейшее импортозамещение, и при этом приближаемся к девяти миллиардам долларов продаж в более чем сто зарубежных стран.
Самое время переплавить количество в качество. Замечу при этом: наивысшее и повсеместное качество. Потому что практически вся продукция, что производится в белорусском АПК, высоко котируется на всех рынках. Но достигли ли мы исключительного совершенства? Не везде и не всегда. И может быть, важное решение Президента в меньшей степени касается выпуска широкой линейки наших брендов продовольствия, а в большей — углубления его ассортимента, дальнейшей диверсификации рынков. И при этом одна из главных целей новации — дальнейшая организация жизни самих производителей, всех сельчан, высокий качественный уровень социальных стандартов. От качественного транспортного обслуживания в глубинке, такого же торгового, медицинского, бытового сервиса до тех же цветов на фермах и кафельных душевых в мехмастерских, благоустройства сельских территорий проживания и работы.
Именно — благоустройства! Президент объективно разбил будущую пятилетку качества на составляющие ее адресные годы. И первый из них, 2025‑й, судя по всему, будет Годом благоустройства (подождем соответствующих указов). Опять же, очень верная расстановка сил и грамотное вложение инвестиций. Да, есть что еще «вылизывать» до блеска в больших и малых городах, но, согласитесь, в деревнях и даже в агрогородках в этом направлении работы хватит всем: и государству, и органам местного самоуправления, и самим сельчанам. Только такими, объединенными усилиями, несомненно, можно добиться еще более колоссального успеха.
Неоднократно доказано на разных этапах развития суверенной Беларуси: вместе мы сила, которой подвластно многое, если не всё. Которую не одолеть ни, увы, еще присущему нам бюрократизму и бытующей местами безынициативности, ни гавкающим в наш адрес из интернет-подворотен беглым, ни только раззадоривающим нас западным санкциям.
…А цветы на современнейших молочно-товарных комплексах, даже простых фермах и wi-fi в комфортных механизированных мастерских не дань моде, а такой же белорусский бренд эффективного и качественного производства. Это дань времени, которое выбрало нас.
mikhovich@sb.by