Запад бесится, потому что Беларусь не позволила поставить себя на колени
О чем говорят результаты исследования «Беларусь. Мнение о будущем»
Это масштабное исследование уже вызвало широкий резонанс — и в экспертных кругах, и в белорусском обществе в целом. В рамках социологического обеспечения республиканского референдума с 15 ноября по 4 декабря 2021 года социологическим консорциумом Института социологии НАН Беларуси совместно с Аналитическим центром EcooM было проведено большое социологическое исследование «Беларусь. Мнение о будущем». Изначально оно планировалось как закрытое, но Президент поручил обнародовать его результаты. В опросе приняли участие 10 217 респондентов из числа экономически занятого населения страны, трудящегося на почти 350 предприятиях и организациях различных сфер и форм собственности по всей Беларуси.
О чем свидетельствуют полученные социологические данные, как их «читать», какие выводы можно сделать по результатам проведенного исследования — об этом мы спросили профессиональных социологов, историков, философов, правоведов. Участие в разговоре приняли директор Института социологии НАН Беларуси Николай Мысливец, первый проректор Белорусской государственной академии искусств Светлана Винокурова, заведующий отделом социологии госуправления Института социологии НАН Беларуси Николай Щёкин, доцент кафедры конституционного права юридического факультета БГУ Алла Шавцова, ведущий научный сотрудник Центра социологических и политических исследований БГУ Александр Посталовский и российский социолог Евгений Копатько.
Результаты исследования подтверждают правильность курса, избранного нашей страной
Надежный инструмент
С. Винокурова: Это уникальный социологический проект. Масштабное исследование, отличительная особенность которого — не только в объеме выборки, но и в цели — услышать как можно большее количество респондентов. Еще одной особенностью стал характер исследования: оно позволяет проследить устойчивость взглядов и мнений, поскольку выбранный срез отражает всю палитру человеческих отношений.
Крайне важно отметить содержательную часть данного исследования. Это очень важные и серьезные вопросы, связанные с такими явлениями, как доверие наших граждан к Главе государства и властным структурам, к армии и правоохранительным органам, к церкви как к социальному институту, к санкциям. А также отношение Беларуси к дружественной нам России и оценка гражданами иных аспектов позволили сформировать комплексную картину и увидеть за ростом доверия граждан и иными показателями серьезный процесс осмысления и переосмысления многих ключевых позиций в обществе.
При этом выявленный разброс мнений по некоторым вопросам требует дополнительных исследований.
Но очевидным является то, что сделанное нашей страной за четверть века независимости говорит о колоссальных достижениях государства и общества. А вот подбрасываемые нам коллективным Западом альтернативные ценности, кризис духовности, конфликтность не находят понимания в обществе, наша страна в этом плане заметно стоит особняком. Беларусь — это белая фигура на шахматной доске Бжезинского.
Мы проводим собственную и самостоятельную политику, активную и наступательную. И потому и отношение к нам, и внимание — не только доброжелательное. Но результаты исследования подтверждают правильность курса, избранного нашей страной. Они же говорят и о том, как непросто дается нам его реализация. Необходима работа с населением, укрепление на перспективу достигнутых позитивных сдвигов в обществе. Необходимо концентрироваться на конструктиве — и с уверенностью смотреть в будущее.
Уникальность результатов
Н. Мысливец: Столь масштабные исследования проводятся в целом нечасто, так как существующие технологии позволяют обеспечить репрезентативность получаемой информации при условии выборки в пределах 1000 с небольшим человек. Но при данном исследовании была сформирована выборка стратифицированная (по региону проживания и типу населенного пункта) и многоступенчатая, генеральную совокупность составило экономически занятое население. В процессе выборки осуществлялся контроль по возрасту и по полу.Исследование репрезентативно, данные опубликованы, и в обществе уже вторую неделю идет их широкое обсуждение, что свидетельствует о высоком интересе к такого рода информации, позволяющей определить направления, по которым стоит работать и социологам, и белорусскому государству. Уверен, что полученная информация, безусловно, будет служить основой для принятия и управленческих решений — как тактических, так и стратегических, осуществлять их планирование.
Кроме того, эти знания имеют еще ярко выраженный формирующий характер. Результаты данного исследования, если говорить об уникальности, состоят в том числе в выходе на уровни интерпретации, использования и применения полученных результатов в практической деятельности и органов государственного управления, и системы образования, и для средств массовой информации это серьезный источник. Да и для каждого — хороший повод задуматься и узнать что-то новое для себя.
Николай МЫСЛИВЕЦ:
— Подобного рода исследования, пусть не десятитысячные, проводятся Институтом социологии НАН постоянно. Ежемесячно проводятся мониторинги. Но столь масштабные с точки зрения числа респондентов — нечасто. При этом такая масштабная работа была проведена оперативно, а результаты исследования оказались весьма резонансны. И хотя опрос завершился и у нас есть пища для размышлений, очень важно, чтобы мы на основании этого определили все дальнейшие практические шаги. Социологи и дальше будут продолжать заниматься мониторингом ситуации. Но и социологам и не социологам, политикам и управленцам важно реализовать результаты этой работы в своей деятельности.
Николай ЩЁКИН:
— Ценность этого исследования еще и в том, что оно фактически обнулило те негативные напластования, которые были. По большому счету, сегодня оно открывает новую, чистую страницу для формирования иной парадигмы и обновленного мировоззрения. Мы четко увидели в этом проекте: нация наша повзрослела. И начала себя совершенно по-другому оценивать. Мне кажется, это исследование поможет всему белорусскому обществу взглянуть на себя со стороны. Результаты показали, что общество требует формирования новой национальной идеи и определения своей исторической роли, и продемонстрировали глубинное ощущение белорусами себя нацией.
Александр ПОСТАЛОВСКИЙ:
— Социология — это еще и форма обратной связи между обществом и государством. Такие исследования приобретают характер традиции в канун значимых для государства событий. Государство, общественность, экспертно-аналитические круги прибегают именно к изучению общественного мнения. То есть прежде чем принимать кардинальные для страны решения, все тщательно изучается, выясняется мнение людей. Уверен, такие опросы дадут важную пищу для размышлений в экспертном сообществе.
Светлана ВИНОКУРОВА:
— Самый важный результат этого исследования в том, что с его помощью мы стали лучше понимать современное общество и в большей степени с уверенностью можем смотреть в будущее. Но предстоит большая работа. И по выстраиванию новых прогнозов, и по корректировке наших представлений о будущем. И самое главное — о том, что нужно делать. Ведь социология решений не принимает, она только подсказывает, в каком направлении нужно двигаться, понимая и действуя на рациональном уровне, опираясь, как положено, на научный результат.
ВАЖНО ЗНАТЬ
Один из смыслов столь большой выборочной совокупности заключался еще и в том, чтобы через участвующих в опросе респондентов дополнительно обеспечить информирование более широких кругов общества. Более широкого круга лиц, заинтересованных в том, чтобы знать о происходящих в обществе процессах и принимать в них участие.
ФАКТ
Социологические исследования — это надежный инструмент, который позволяет выявлять мнения и настроения людей, их оценки происходящего и планы на бaудущее, объективно увидеть картину социальной действительности. Иногда даже говорят, что социологи знают людей лучше, чем сами люди. И то, что изначально закрытое исследование приобрело публичный характер, свидетельствует о стремлении власти поддерживать и развивать диалог с населением, о готовности услышать людей и тем самым углубить понимание ситуации, которая сложилась в белорусском обществе.
Единение вокруг национального лидера
Президент для подавляющего большинства белорусов является символом исторической справедливости и реальных поступков, нацеленных на благо народа и его единство
Надежная система управления
Н. Щёкин: Первое: для понимания наших читателей, подобные опросы проводятся на постоянной основе — дабы не возникло сомнений в профессионализме их организаторов. Второе: абстрагируясь от некоторых деталей, следует отметить, что в целом результаты соцопроса показали единство белорусского народа и его единение вокруг национального лидера — Президента страны. То, что свыше 72 процентов поддерживают Главу государства — после полутора лет беспрецедентного давления, санкций, угроз извне на Беларусь! — является феноменальным результатом.
Считаю, опрос показал и очень важный аспект доверия граждан власти и в целом системе государственного управления.
70,6 процента доверия армии, 62,5 процента — правоохранительным органам в поствыборный период говорят о том, что власти на всех уровнях продемонстрировали хороший потенциал и эффективность при решении вопросов с пандемией, кризисом с беженцами, а кроме того, граждане увидели действенные меры силовиков в поствыборный период, благодаря которым сохранились мир и спокойствие.
Результаты соцопроса вполне логичны и адекватны времени. Кстати, это говорит о том, что граждане готовы противостоять угрозам — под руководством Президента, вместе с силовыми структурами.
Хотел бы особое внимание обратить еще — нечасто такое бывает — на высокую степень доверия граждан к церкви. То есть мы наблюдаем тенденцию устойчивого запроса на духовную составляющую. Почему обращаю внимание именно на этот момент? Сейчас практически во всех странах мира отмечается нравственный упадок людей с одновременной целенаправленной попыткой перекодирования наций с целью изменить культурный код и подогнать его под сомнительные ценностные шаблоны западного мира либо (то, что мы уже наблюдаем во многих европейских странах) — ползучая этническая чистка целых регионов: бывшей Югославии, Украины и других. В этой связи вполне логичной выглядит поддержка населения Главы государства в вопросах сохранения традиционных ценностей. К слову, это прописано в проекте Конституции. Уверен, такую позицию можно связывать и с поддержкой проекта Основного Закона.
Знаковые маркеры
А. Шавцова: Я бы отметила знаковые маркеры, которые расставило исследование «Беларусь. Мнение о будущем» в отношении многих ценностей, имеющихся в обществе и государстве. С одной стороны, эти маркеры подвели черту под имеющимися достижениями, а с другой — обозначили для нас и программу-минимум, и программу-максимум.
Первое, на что хочу обратить внимание: у нас произошло абсолютное единение ценностей, предлагаемых государством в своей многовекторной государственной политике, и тех, которые общество обозначило для себя в качестве самых важных.
В девяностые я писала диссертацию по теме государственного суверенитета Беларуси. И анализировала, каким образом экономика связана с политикой. То есть какие ресурсы и возможности у нас есть для того, чтобы мы стали не псевдосуверенными, не с какими-то оговорками, а действительно самостоятельной страной. Тогда я для себя сделала выборку государств, в сравнении с которыми можно проанализировать перспективы экономического развития. В мое поле зрения попали в том числе Польша и Чехословакия.
Во-первых, это сопредельные государства, а во-вторых, экономическое развитие в этих странах на тот момент было сопоставимо с нашим. Я обратила внимание на то, что Польша в одно время вышла из кризиса на уровень выше нашего. Но при этом мы забываем говорить о том, за счет каких колоссальных потерь это удалось сделать. Начиная с 1989 и по 1998 год в Польше был масштабный глобальный кризис, практически обнищание. И многие проблемы современной Польши — следствие вынужденного попрошайничества и сформировавшихся тогда комплексов и обидок.
Белорусское руководство в этом смысле уберегло свой народ от такого надлома.
У нас с 1995-го обсуждался вопрос реформы местных Советов, и он был открытым. Я знаю, что под руководством Академии управления при Президенте проводилась масштабная исследовательская работа. Поднимались такие вопросы: каким должно быть местное самоуправление, есть ли необходимость реформы в соответствии с этим административно-территориальным делением, надо ли нам укрупнять их, объединять? Сегодня я совершенно уверенно могу сказать — благодаря этому соцопросу местные Советы, сколько бы на них оппозиция под руководством политических лидеров 90-х годов тогда ни шикала, сохранили свою роль.
Современное социологическое исследование показывает, что эта система позволила нам выйти из социального, экономического и даже в какой-то степени политического кризиса. Потому что народ привык к этой системе, для народа она была удобна. И главный термин «аванс доверия» здесь вообще нельзя использовать. Нет «аванса доверия»! Люди сегодня, здесь и сейчас доверяют местным Советам и исполкомам. Поэтому тот уровень доверия, который они продемонстрировали сегодня, для многих является ответом: в какую сторону нужно реформировать эту ветвь власти и нужно ли вообще.
ФАКТ
♦ Президент для подавляющего большинства стал символом исторической справедливости и реальных поступков, нацеленных на благо народа и его единство. Более того, все ответы говорят о том, что именно в лице Александра Лукашенко люди видят гаранта своей безопасности и не отделяют судьбу страны от его судьбы. Можно говорить о том, что Президента воспринимают как историческую личность в контексте реализации своей цивилизационной миссии.
♦ 1995 год для нас стал рубежом, когда мы вышли на оптимистические показатели. Этот год стал знаковым для нас еще и потому, что был принят указ Президента о реформе органов местного самоуправления. Она позволила эффективно решать проблемы населения на местах. И сейчас и тогда местные Советы депутатов — это наиболее приближенное к населению звено органов государственной власти.
Мы знаем, кто мы и чего хотим
Более половины респондентов положительно относятся к проведению референдума
Проект Конституции Беларуси должен отразить в себе основные тенденции, заложенные в социологическом исследовании
Н. Щёкин: Конечно, для всех нас сегодня наиболее актуален вопрос проведения референдума и голосования по проекту Конституции, а также роли Всебелорусского народного собрания. Социологи и эксперты понимают всю деликатность этого вопроса и его контекстуальность — временную, историческую, политическую. Более половины респондентов положительно относятся к проведению референдума. С учетом оказываемого на нас извне информационного давления и того, что сама идея референдума была запущена относительно недавно, это большой процент — и я уверен, что он вырастет. Это хороший сигнал власти к продолжению работы в данном направлении.
Высокий процент доверия Всебелорусскому народному собранию — это запрос на стабильность, политическую прежде всего, на эволюционное поступательное движение нашего общества и государства — и, опять-таки, это корреляция с уровнем доверия к Главе государства. Это очень хорошая тенденция.
Думаю, мало кто мог спрогнозировать и цифры по доверию государственным служащим — 57,3 процента, местным органам власти — 56,8 процента и ЦИК — 52,9 процента. Мы знаем, что всегда были нарекания к местной вертикали власти. В этой связи радует высокая степень доверия Парламенту — 56,4 процента, что свидетельствует о серьезной работе на местах и решении проблем людей.
А тот факт, что после попытки государственного переворота свыше 52 процентов белорусов доверяют Центризбиркому, обнуляет все потуги беглых и их зарубежных финансистов, больше года твердивших о якобы имевших место фальсификациях и едва ли не повальном недоверии к ЦИК. В целом итоги исследования «Беларусь. Мнение о будущем» в динамике выявленных тенденций подтвердили выборы прошлого года.
Ценность и результаты
Н. Щёкин: При проекте и корректировке проекта новой Конституции, я думаю, результаты этого исследования будут учтены. Потому что речь идет о перераспределении ряда полномочий. И структурно-функциональная роль Конституции должна отразить настроения общества, его желания. Ведь как в первые годы независимости воспринималась власть? Есть председатель райисполкома, есть начальники РУВД — а дальше никого не знаем, только Президента. И как тут не вспомнить слова Отто Бисмарка, что изнуряет не работа, изнуряет ответственность.
Еще один важный аспект: мы увидели результаты исследования по ценностям — а это единое прочтение проблем и решений этих проблем. Оно дает нам возможность выработать механизмы для реализации и принятия управленческих решений, планов, проектов. Это тоже очень важно. Да, социологическое исследование состоялось, будет в следующем году еще одно — скорее всего, перед референдумом. Но самоуспокаиваться нельзя. Вроде бы сейчас ряд цифр неплохой, однако есть позиции, которые меня как гражданина настораживают. Потому что очень высокий процент тех, кто не ответил. Потому что тот процент, который отнесся негативно к некоторым вещам, коррелирует с той прослойкой, которая в прошлом году голосовала «против». И это, кстати, доказательство того, что таковых не более 8—10 процентов. Но это повод для всей нашей вертикали власти, системы госуправления и всех кадров, чтобы работать, увидеть эти болевые точки и «пустые поля», которые необходимо заполнять.
Благодаря полученным данным опроса само белорусское общество себя почувствовало. Сейчас главное, чтобы и вертикаль почувствовала это общество, поняла, с какими проблемами оно сталкивается. А проект Конституции должен включить в себя основные тенденции, которые заложены в этом социологическом исследовании.
Сохранить социальные гарантии
С. Винокурова: По Конституции хотелось бы остановиться на количественных показателях. Потому что социологическое исследование все-таки измеряется в цифрах и процентах. И иногда кажется, что позитивным будет, если все или почти все поддержат — 80 процентов, 90 процентов. А у нас есть разные вопросы, и по той же Конституции о необходимости ее изменения высказались только 58 процентов. То есть практически 50 на 50. Поэтому хотела обратить внимание: вопрос — в содержательном качестве вопроса. Посмотрите, какой высокий процент поддержки Главы государства, сохранения социальных гарантий — там под сто процентов, ведь это важно для человека. А вот Конституция — вопрос скорее профессиональной сферы, поэтому в широких кругах и цифры могут быть не такие высокие по сравнению с социальными гарантиями.
И в рамках той же Конституции хорошо видно, что за сохранение гарантий, за мир, за спокойствие выступают почти все опрошенные. А в плане необходимости изменений Основного Закона как такового человек может какие-либо детали и не взвесить. Поэтому количественные показатели в данном случае не всегда отражают проблемы, которые есть. И при интерпретации нужно учитывать уровень правовой грамотности респондентов.
А. Шавцова: Полученный по вопросу о Конституции процент меня очень порадовал, потому что если оценивать недавние события, то можно вспомнить, что оппозиция постоянно «тянула на себя одеяло» и утверждала, что инициатива по изменению Конституции принадлежит именно ей. А ведь на самом деле об этом в Беларуси говорилось уже лет восемь — в контексте избирательной системы: нужно ли ее реформировать, переходить от мажоритарной системы к пропорциональной. Людей же эти частности зачастую не волнуют, им важна практическая сторона.
Но что порадовало — возрос авторитет Всебелорусского народного собрания. И если раньше Парламент занимал лидирующую позицию, то теперь ВНС вышло на более высокий уровень. Чем это обусловлено? Тем, что и СМИ активно поработали, и большой аванс доверия к этому органу сегодня. И самое главное, сегодня много говорится о том, что его статус будет теперь постоянным, он будет закреплен на конституционном уровне и этот орган будет отражать волеизъявление народа. То есть закладывается стратегия на годы вперед. Поэтому и референдум не столь остро, не стопроцентно востребован респондентами. Люди живут своей жизнью, их в меньшей степени волнует это перераспределение.
Евгений КОПАТЬКО:
— В Беларуси за годы независимости сложилось общество, важнейшим достижением которого является подлинный, а не декларируемый суверенитет. Я твердо убежден, что никакие споры ни к чему хорошему не приводят, они только убеждают человека в своей правоте, ожесточают людей и делают их позиции еще более непримиримыми. Диалог строится все-таки по другим принципам. Подавляющее большинство белорусов, я уверен, сделали правильные выводы из прошлого года: об этом свидетельствуют те позитивные оценки, которые были зафиксированы по результатам проведенного масштабного социологического исследования.
Алла ШАВЦОВА:
— Обратите внимание: почти на второй позиции по доверию и авторитету после Президента стоит армия. И это при том, что долгие годы отношение к армии у нас было спокойным, ровным. Армии оказывалась государственная поддержка, но никогда публично не обозначали ее на очень высоком уровне, не возносили на пьедестал. Но за последние два года мнение об армии и МВД заслуженно изменилось в лучшую сторону, потому что они проявили себя как фундамент защиты, буфер, который позволяет гражданам существовать в нормальных условиях.
ФАКТ
Исследование показало, что у людей нет потребности в кардинальном изменении Конституции. Белорусов устраивают заложенные в Основной Закон механизмы, устраивает лидирующая роль национального лидера — Главы государства — в том виде, в котором она сегодня есть. Их устраивает и расклад компетенций, заложенный в механизм реализации власти. Это мы видим по показателям доверия к Правительству и Парламенту.
Никто нас не хочет видеть сильными и самостоятельными. Но мы будем!
Взросление белорусской нации
Н. Щёкин: Символично, что в Год народного единства 34,4 процента респондентов поддерживают новый праздник — День народного единства. Кому-то эта цифра может показаться небольшой, но на самом деле это феноменально много: во-первых, с учетом информационно-психологического давления извне, во-вторых, в связи с тем, что самому празднику пока лишь несколько месяцев.
Мы хорошо понимаем, что все новое всегда с трудом входит в нашу жизнь. Поэтому (думаю, со мной согласятся) с учетом того, что сам праздник установлен несколько месяцев назад, а он уже воспринимается как символ единения, эти цифры весьма показательны в своей перспективе и динамике. И то, что более четверти белорусов возлагают на себя ответственность за качество жизни, говорит о взрослении белорусской нации.
А еще для меня как философа это исследование показало, что белорусское общество не оказалось, к счастью, политически «перегретым». Это очень важно: наше общество рассчитывает прежде всего на собственные силы, самокритично оценивает свои действия. А органами власти и управления проведена колоссальная работа для сохранения, закрепления и развития этих положительных тенденций.
Интеграция и суверенитет. Противоречия здесь выискивают только враги Беларуси и России
Е. Копатько: Хотел бы обратить внимание на сам процесс подготовки этого исследования. Для меня наиболее ценной и актуальной была тема белорусско-российских отношений, поскольку мне весьма близок треугольник Украина — Россия — Беларусь.
Социологическое исследование — это инструмент, позволяющий оценить ситуацию и выступающий в каком-то смысле посредником между властью и обществом. Для меня весьма интересна тема отношений Беларуси и России — диалог и ускорившаяся интеграция. И потому очень важное наблюдение, сделанное в ходе этого исследования, — о том, что белорусы очень хорошо относятся к россиянам. Это очень важно. Я всегда привожу такой пример: до войны у Украины были тоже очень хорошие отношения с Россией, большинство украинских граждан считали Россию братской страной и дружественным государством. Но после начала известных событий в Украине ситуация резко поменялась с точностью до наоборот.
Данные, выявленные исследованием «Беларусь. Мнение о будущем», видятся чрезвычайно важными. Причем как для белорусского общества, так и для российского. При этом еще одно из главных наблюдений по результатам этого исследования: для белорусов очень важен суверенитет.
Я анализирую крайнюю встречу Александра Григорьевича Лукашенко и Владимира Владимировича Путина, на которой говорилось о том, что мы возьмем лучшее от того, что было в ЕС, и от того, что было в Советском Союзе. Мне кажется, это крайне интересная задумка. И если будет воля у наших народов и их политического руководства, на геополитической карте мира появится движение, которое создает возможности, а не проблемы.
К вопросу антибелорусских санкций
Е. Копатько: Бывают ситуации, когда шаги, направленные против государства, поддерживаются какой-то частью общества. И здесь и строится линия раскола. Люди, занятые в госсекторе, придерживаются такой позиции в меньшей степени, а вот среди самозанятых, либо активно не участвующих в хозяйственной деятельности, либо участвующих в деятельности, связанной с Западом, такой процент может быть и выше.
Логика такой позиции, на мой взгляд, заключается в следующем: люди готовы идти на издержки (как они думают), считая: пусть будет плохо государству, зато изменится система. Я такие рассуждения слышал в различных странах: мол, я готов голосовать за что угодно, но чтобы действующая система сломалась. Однако когда человек делегирует полномочия другим, чтобы те решали его проблемы, то проблемы эти решаются совсем не так, как этот человек того хочет. И совершенно не в его интересах.
Еще момент: многие люди, предлагающие то или иное радикальное решение, не думают, что это в конечном итоге коснется их самих.
«Беларусь. Мнение о будущем». Это говорим мы!
Н. Мысливец: Мы получили результаты, обсуждаем их сейчас. Но, на мой взгляд, это лишь промежуточный этап. Это своего рода запятая. Потому что дальше принципиально важно задуматься, что с этим делать и как с этим жить. Безусловно, интересна та коммуникация, которая существует в разных средах.
Важно проанализировать, что происходит, и определиться, чего мы достигли, где мы находимся. Но мини-результаты, которые, в частности демонстрируют то, что помимо позитивного отношения и доверия к существующим институтам власти, помимо высокой степени удовлетворенности различными сферами нашей жизни мы видим, что есть процент тех, которые затруднились ответить на какие-то вопросы, есть неопределившиеся. Абсолютно закономерно будет продолжать работу с этими категориями людей в разных форматах.
Ученые это делают в виде подобного рода круглых столов и конференций, в виде опубликованных статей, публикаций в прессе. А специалисты из числа тех, кто обеспечивает управленческие функции, должны четко представить себе, с какими вопросами следует идти в трудовые коллективы, работать в местной прессе. О чем следует доносить информацию людям на селе и в городе. Не останавливаться на этом — принципиально важный момент. Инструмент — это способ получения новой информации, но очень важно разумно эту информацию применить для того, чтобы конструктивный, консолидирующий и созидательный ее потенциал не замер на этой точке. Мы — в начале большого пути.
Консолидация нашего народа как раз и заключается в том, что мы не делим людей по национальному признаку.
Это только у бэчебэнутых башни посносило, а общество в целом не оказалось политически «перегретым».