Расчет на упрощение
Цифровой рубль в Беларуси уже не миф, а реальная цель, и интерес к нему ожидается повышенный. Это, по сути, безнал с функционалом наличных средств, который будет использоваться не как средство для сбережений, а инструмент для расчетов. Новинка позволит улучшить условия для бизнеса и качество финансовых услуг, оказываемых населению.
Цифровые банковские операции в состоянии не только перевести белорусскую финансовую систему на более высокий технологический уровень, но и упростить внутренние и внешние расчеты. Идет подготовка к запуску пилотного проекта: в Нацбанке подготовили и утвердили концепцию, согласно которой такой рубль можно запустить в финансовый оборот. Поскольку это новая форма денег, то потребуются изменения в законодательстве, отметил Павел Каллаур. Это касается Гражданского, Банковского, Налогового, Бюджетного кодексов, а также ряда других законов. Возможно, потребуется нормативный акт для проведения соответствующего эксперимента на узком круге участников: имеются в виду как банки, так и физические лица, которые будут задействованы.
Глобальный тренд
Сегодня мы говорим о новой форме денег, являющейся на данном этапе магистральным трендом в мировой финансовой системе, считает доктор экономических наук, заведующая кафедрой менеджмента, технологий бизнеса и устойчивого развития Белорусского государственного технологического университета Ирина Новикова. Сейчас более 80 центробанков других стран работают над проектами по внедрению цифровой валюты в своих государствах. В их числе практически все наши торговые партнеры.
Теория не успевает за практикой
Безопасность проведения финансовых расчетов в цифровой форме — одна из важнейших сторон концепции внедрения этой технологии в Беларуси. Надо понимать, что в этой сфере сегодня сложилась парадоксальная ситуация: теория не успевает за практикой реализации этой концепции. Именно поэтому новая финансовая инфраструктура требует вдумчивых и неспешных решений, ведь речь идет об экономической безопасности страны и ее граждан.
Любые разбалансировки здесь неприемлемы — национальные регуляторы проводят разработку и тестирование нового вида валюты очень осторожно. Китай тоже не стал исключением, когда начал заниматься этим вопросом в 2014 году, а к проектной реализации приблизился лишь спустя шесть лет — в 2020-м, и только в 2021 году перешел на более высокие темпы для тестирования новой системы.
Дело в том, что технологии очень быстро меняют реальность. Даже финсистему, разрабатываемую сейчас в условиях появления квантовых компьютеров, мы будем вынуждены через определенное время менять. Наша задача — создать такую инфраструктуру платежей, которая станет способна функционировать к моменту появления квантовых компьютеров, ориентировочно к 2030 году, считает кандидат экономических наук Виталий Криштоносов. В противном случае у мошенников может появиться инструментарий для взлома любых кодов. Китай уже сегодня занимается адаптацией цифрового юаня к технологиям будущего, чтобы эффективно противостоять злоумышленникам.
Сегодня речь пока не идет об использовании цифровой валюты физическими лицами — приоритет отдается в первую очередь взаиморасчетам с нашими торговыми партнерами, отмечает Ирина Новикова. И надо быть готовыми к тому моменту, когда подобные системы будут введены другими государствами. Соответствие высоким стандартам позволит без проблем интегрироваться в общую цепочку, в которой все элементы смогут хорошо стыковаться между собой. Это требует принятия комплексных мер, в том числе и на уровне законодательства. Очевидно, что старый финансовый мир, где господствовал SWIFT, постепенно уходит. Но новый готов принять к себе только тех, кто будет соответствовать современным технологиям.
Технологии прорыва
Существует несколько моделей функционирования цифровых валют в финансовой системе, отмечает Виталий Криштоносов. Одна из них предусматривает циркуляцию таких денег между центральным и коммерческим банками. В этом случае для населения не будет иметь значения, как они расплачиваются между собой и какую форму имеет цифровая инфраструктура. Другая модель, которую выбрал, в частности, Китай, более сложная. Она предусматривает замену наличных денег, и это прорывная революционная технология, так как позволяет государству в лице главного регулятора полностью отслеживать абсолютно все финансовые потоки страны.
Прорывной характер такой системы состоит в том, что она полностью исключает функционирование серых рынков и связанные с этим коррупцию и мошенничество, включая неуплату налогов. Например, на момент реализации проекта внедрения цифровых финансов в Китае в 2021 году была предпринята попытка так называемого отмывания денег, которая провалилась с треском, — механизмы контроля находятся на высочайшем уровне.
Единый кошелек
Для успешного старта проекта по внедрению цифровой валюты необходимо подготовить и протестировать соответствующую платежную инфраструктуру. Например, Центробанк России проводит пилотное тестирование с 2021 года и вплоть до 2024-го продолжит поэтапное введение новых сегментов финансового рынка, которые будут тестироваться под цифровой рубль. Механизм его использования похож на уже существующие способы, но есть важные отличия, приводит ТАСС слова директора Департамента национальной платежной системы ЦБ России Аллы Бакиной: «Цифровой кошелек у гражданина или компании будет один, а доступ к нему — через любой банк, в котором он или она обслуживается. Традиционные безналичные счета у вас, например, в каждом банке отдельные, и если вы меняете банк, то вам сначала нужно открыть счет в новом банке, затем перевести туда свои деньги, а потом закрыть счет в старом банке. С цифровым кошельком делать этого не придется».
shamko@sb.by