Перспективы для экономического, социального и культурного развития: какие цифровые проекты реализуются в ЕАЭС

Цифра на повестке

На площадке XXIХ Международного форума «ТИБО-2023» состоится очередной, V Евразийский цифровой форум. Его тематика охватит широкий спектр вопросов — от международного опыта интеграции и гармонизации цифровых рынков до цифрового технического регулирования ЕАЭС. Форум призван содействовать поэтапному формированию единого евразийского цифрового рыночного пространства, гармонизации национальных стратегий цифровой трансформации государств — членов Евразийского экономического союза. В работе пленарной сессии примут участие представители госорганов стран интеграционного объединения, международных организаций, бизнеса, научных сообществ, лидеры мнений. Об ожиданиях от форума и реализации цифровой повестки в ЕАЭС поговорили с министром по внутренним рынкам, информатизации, информационно-коммуникационным технологиям ЕЭК Варосом Симоняном.

КОЛЛАЖ ИВАНА ГАЙДУКА

Встретимся на «ТИБО»

— Варос Арутюнович, можно ли говорить о том, что Евразийский цифровой форум «EADF-2023» становится центральным цифровым событием региона? Какие вопросы планируется обсудить в этом году?

— Безусловно, Евразийский цифровой форум по праву можно назвать центральным международным мероприятием на полях «ТИБО». В ходе деловых мероприятий форума эксперты разных стран, представители государственных структур и бизнес-сообществ обсудят глобальные тенденции развития ИКТ, представят инновационные разработки в сфере IТ-технологий, а также возможности их эффективного применения в различных сферах деятельности.

Тематике цифровой трансформации внутренних рынков ЕАЭС будет посвящена отдельная сессия форума, в рамках которой участники обсудят вопросы практики применения цифровых технологий на внутренних рынках с учетом интеграционных задач, цифровой трансформации в сферах государственных закупок и техрегулирования, перспективы общего биржевого пространства в ЕАЭС.

— Каких практических результатов вы ожидаете от проведения форума?

— Форум — отличная площадка для поиска точек соприкосновения и баланса интересов государственных органов, возможностей бизнеса и запросов конечного потребителя, выявления наиболее актуальных и первоочередных сфер, в которых применение цифровых решений позволит обеспечить максимальную эффективность и создаст ­условия для безбарьерного функционирования внутреннего рынка.

Мы планируем не просто обсудить текущие вопросы и существующие проблемы обеспечения четырех свобод в рамках ЕАЭС, но и выработать решения на перспективу в непосредственной связке развития внутренних рынков с цифровой повесткой ЕАЭС, с повышением эффективности цифровых механизмов для устранения действующих и упреждения новых препятствий на внутреннем рынке союза.

Отвечать на современные вызовы

— Какие преимущества и вызовы представляет цифровизация для экономического развития стран ЕАЭС?

— Сегодня цифровые технологии являются неотъемлемой частью интеграции, активная цифровизация всех сфер экономики, внедрение новых IТ-технологий ведут к размыванию границ и открывают новые перспективы для экономического, социального и культурного развития ЕАЭС, а также для роста региональной и глобальной конкурентоспособности.

Мы рассматриваем цифровую трансформацию в рамках ЕАЭС, с одной стороны, как инструмент устранения препятствий, повышения прозрачности и прослеживаемости во взаимной торговле, формирования пространства доверия, в то же время, с другой стороны, понимаем, что различный уровень оцифровки движения товаров и услуг в государствах-членах, рассинхронизация готовности и скорости достижения общих целей и задач могут способствовать появлению новых цифровых барьеров.

— Какую работу ведет ЕЭК для ускорения процесса цифровизации в Союзе?

— В последние годы с учетом международного опыта рассмотрены существующие национальные цифровые инициативы государств — членов ЕАЭС и оценены потенциальные экономические эффекты, получение которых возможно при развитии цифрового пространства ЕАЭС.

Реализация цифровой повестки и создание цифрового пространства ЕАЭС позволят достичь синергетического эффекта от реализации национальных цифровых повесток. Ожидается, что в ближайшее время совместно с государствами-членами будет обеспечено определенное переформатирование цифровой повестки, что придаст ей дополнительный импульс при рассмотрении и реализации цифровых инициатив, которые будут способствовать всеобщему экономическому росту, увеличению занятости в отрасли ИКТ и в ЕАЭС в целом, а также повышению производительности в приоритетных областях.

Технологии на завтра

— Сейчас во всем мире говорят про использование искусственного интеллекта. Как вы относитесь к таким технологиям? Могут ли в перспективе они использоваться в работе комиссии?

— Действительно, технологии с использованием искусственного интеллекта все глубже проникают не только в сферу промышленности, IТ или науку, но и в нашу с вами повседневную жизнь и, что немаловажно, стремительно развиваются. Сегодня, как мы знаем, ведутся различные дискуссии на мировых и международных площадках о возможностях искусственного интеллекта и угрозах его неконтролируемого развития. Есть позиции за и против, аргументируются как положительные стороны, так и существующие риски.

С учетом специфики работы нашего блока мы уделяем большое внимание тем современным IТ-решениям, которые может открыть искусственный интеллект в целом для развития внутреннего рынка и обеспечения четырех свобод, например, такие как прослеживаемость и биометрия.

ИИ может стать помощником и в работе по устранению и упреждению препятствий на внутреннем рынке ЕАЭС. Например, в настоящее время мы анализируем возможности искусственного интеллекта для организации мониторинга национального законодательства государств-членов на предмет соответствия праву союза, проведения горизонтального анализа принимаемых государствами-членами мер. Конечно, для достижения подобных целей потребуется определенное время, так как основная сложность в работе с искусственным интеллектом — это правильная постановка задач и его обучение.

— Какие меры принимаются в ЕАЭС для защиты данных при трансграничном информационном обмене?

— В текущих геополитических условиях этому компоненту уделяется особое внимание. Комиссия совместно со странами ведет активную работу по созданию защищенной сети передачи данных и совместной разработке государств — членов ЕАЭС специализированных средств криптографической защиты информации.

Активизирована работа по развитию трансграничного пространства доверия, в результате чего в текущем году планируется ввести в промышленную эксплуатацию службу доверенной третьей стороны, которая необходима для ввода в действие юридически значимого межгосударственного электронного документооборота и развитию информационного обмена в ЕАЭС.

Важность указанной работы отметил в своем Послании главам государств — членов ЕАЭС по случаю председательствования в органах ЕАЭС Президент России Владимир Путин, а также на прошедшем форуме «Digital Алматы» все главы правительств стран — участниц ЕАЭС отметили необходимость развития трансграничного пространства доверия.

Эта работа требует вовлечения всех заинтересованных органов государств-членов, в том числе органов, отвечающих за вопросы безо­пасности. Это фундамент и насущная необходимость для развития евразийской интеграции не только в формате G2G, но и с участием бизнеса государств — членов ЕАЭС.

В данном контексте комиссией разработан проект правил признания электронной цифровой подписи (электронной подписи) в электронном документе и обеспечения юридической силы электронных документов при трансграничном информационном взаимодействии юридических лиц (хозяйствующих субъектов) с органами государственной власти государств — членов Евразийского экономического союза и Евразийской экономической комиссией с использованием службы доверенной третьей стороны, которые послужат универсальным механизмом для оказания межгосударственных услуг в электронном виде.

sichevich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter