Акцент на малый бизнес: как в регионах с проблемной ситуацией в сфере занятости создают новые рабочие места

Труду все области покорны

В ряде регионах ситуация на рынке труда оставляет желать лучшего. Специалисты различных министерств и ведомств признают: ее нужно менять. Правительство уже определило на этот год перечень территорий с напряженной ситуацией на рынке труда. В нем 48 районов и городов страны.

Что происходит на местах, на какие преференции могут рассчитывать безработные и какую помощь в трудоустройстве им сейчас оказывает частный бизнес — подробности узнавали корреспонденты «Рэспублікі».

Как предприниматели помогают бороться с безработицей

Еще недавно Ганцевичский район занимал верхние строчки странового рейтинга административных единиц с самым высоким уровнем безработицы. В местной службе занятости было зарегистрировано 190 человек. Теперь на бирже труда не так многолюдно — всего 67 соискателей. Уровень безработицы с 2016 года снизился почти втрое. Ситуацию удалось изменить во многом благодаря развитию малого и среднего бизнеса. В прошлом году Республиканская конфедерация предпринимательства даже признала Ганцевичский район лучшим для ведения бизнеса среди районов с населением до 50 тысяч человек. Корреспондент «Рэспублікі» отправился на место, чтобы увидеть положение дел собственными глазами.

В производственном цехе ООО «Супермайк». 
Фото Геннадия ПОПЛАВСКОГО

Трудолюбивые и предприимчивые

Ганцевичи — город небольшой, тихий. На центральной площади — неизменный Ильич.

На местном вокзале пассажирская круговерть. Житель Ганцевичей Владимир Ковалевич ждет поезд на Барановичи. Разговорились о насущном:

— С работой в нашем районе туго. Градообразующих предприятий как таковых нет, сельхозпредприятия тоже показателями не блещут — земли у нас бедные, кругом леса да болота. Я всю жизнь строителем проработал. В 2007 году пришлось уволиться, а найти оплачиваемое место в Ганцевичах не удалось. Стал, как и многие местные мужики, на заработки в Россию ездить. Но сейчас и там таких денег не платят, как раньше. Вот работаю в Барановичах на строительстве частного дома. Семью содержать надо, детей учить. Кручусь, в общем. А в Ганцевичах найти зарплату хотя бы в 500 рублей практически невозможно.

Полешуки — народ трудолюбивый. Многие работают на себя.

Председатель Ганцевичского райисполкома Владимир Белов озвучивает цифры:

Владимир Белов.

— На Ганцевщине сегодня работают 112 частных предприятий и 450 ИП. В сфере малого бизнеса занято 16 процентов трудоспособного населения района. Однако эти 16 процентов обеспечивают 30 процентов налоговых поступлений в местный бюджет и 90 — экспорта. Более того, на малый бизнес приходится 99 процентов экспорта услуг.

В прошлом году на территории района открылись 10 новых частных предприятий, получили работу 76 человек. Средняя зарплата за январь — 672 рубля. Это на 26 процентов больше, чем в январе 2017 года. Руководитель района отмечает: помимо новых рабочих мест, Ганцевичам нужно подтянуть инфраструктуру. Например, городу не хватает спортивного комплекса, бассейна. Требует ремонта стадион. Местный бюджет не позволяет навести порядок — Ганцевичский район дотируется больше чем на 50 процентов. Надежды на улучшение ситуации здесь связывают именно с инвестициями и развитием предпринимательства.

«Модуль» надежды

Долгое время одним из символов промышленности района было ОАО «Модуль», которое занимается производством предызолированных труб. Девять лет назад на предприятии завершилась модернизация, привлечено около 19 млрд неденоминированных рублей кредитов. А дальше начались финансовые неурядицы. Валютные кредиты оказались неподъемными, долги превысили 100 млрд рублей. В феврале 2016 года определением экономического суда Брестской области принято решение об открытии ликвидационного производства. Предприятие продали как имущественный комплекс, а вскоре на его базе зарегистрировали новое юрлицо — ОАО «Завод «Модуль». Контрольный пакет акций принадлежит Брестскому областному ЖКХ, также один из учредителей — ОАО «Барановичигазстрой». Предприятие готово увеличить свою долю, инвестировать в «Модуль» около 2 млн долларов, нарастить объемы производства. Районные власти рассчитывают, что вскоре «Модуль» прочно станет на ноги, район получит больше налоговых поступлений и новые рабочие места.

Но все же главная ставка — на малый бизнес, а развитию предпринимательства — особое внимание.

Заместитель председателя Ганцевичского райисполкома Артур Григорян отмечает:

— За пять лет в этой сфере создано около тысячи рабочих мест, но мы рассчитываем на большее. Поэтому райисполком оказывает всяческую поддержку тем, кто развивает бизнес на Ганцевщине.

Лес — звучит прибыльно

Больше 60 процентов территории Ганцевичского района занимают леса. Почти два десятка компаний — деревоперерабатывающие. Крупнейшее из них и к тому же основной экспортер — ООО «Ганцевичидревстрой», которое находится в деревне Колония. Директор предприятия Александр Шульга рассказал, что в компании занято почти 100 человек. За прошлый год здесь создали восемь новых рабочих мест.

На границе Брестской и Минской областей работает ООО «ВудПлейс». Учредители фирмы — братья Захарчени. Еще 8 лет назад они ездили на заработки в Россию. Теперь дают работу односельчанам. Начинали как ничем не примечательный цех по распиловке древесины, сейчас производят дома из клееного бруса. За пять лет небольшая фирма выросла с пяти сотрудников до 45. Производство загружено на 100 процентов. Есть собственное архитектурное бюро и офис в Минске. Свои дома компания возводит по всей стране. Через месяц-полтора планирует получить сертификат ЕС и начнет поставлять домокомплекты во Францию.

Илья Захарченя признается — вести бизнес на селе не так-то просто:

— Взять хотя бы дорогу. Гравийка, ведущая из Чудина в Солигорский район, разбита и требует капитального ремонта. Недавно на этом участке один из лесовозов потерял колесо. С кадрами на селе тоже возникают трудности. У нас установлено современное европейское оборудование. Чтобы изготовить клееный брус, нужно сделать 23 операции. Это сложный процесс, который требует соответствующей подготовки и внимательного отношения.

Швеи здесь в дефиците

Заместитель председателя райисполкома Артур Григорян отмечает: раньше у безработицы в Ганцевичском районе было женское лицо. Ситуация изменилась, когда в райцентре появилось несколько швейных предприятий. Директор ООО «Горск» Андрей Сухаренко рассказал, что сейчас предприятие столкнулось даже с кадровым дефицитом. «Горск» готов взять на работу 10 швей или учеников, но найти людей не могут. Такая же проблема и у компании «Супермайк», которая работает с 2013 года.

Коммерческий директор
Иван Набешко.


— Открывая швейное производство в Ганцевичах, мы понимали, что здесь нас ожидает дефицит квалифицированных кадров, — признает руководитель ООО «Супермайк» Иван Набешко. — Но, с другой стороны, учитывалось и то, что тех же швей можно подготовить за несколько месяцев непосредственно на предприятии. И полученные навыки они, скорее всего, будут применять у нас, а не уйдут работать в другую фирму, как нередко случается в Бресте или Барановичах.

Первоначально на швейном производстве работало около семидесяти человек, которые трудились в две смены. Почти половина сотрудников добирались на работу в Ганцевичи из близлежащих деревень. По словам Ивана Набешко, многие из них оказались психологически не готовы к требованиям, предъявляемым на современном швейном производстве:

— У швей оплата сдельная: сколько пошил — столько и заработал. При этом нормы выработки и оплата у нас такие же, как в Бресте или Барановичах. Но некоторые по старой советской привычке думали, что устроятся к нам на работу и будут получать фиксированную зарплату вне зависимости от результатов труда. Тогда мы стали приглашать на работу специалистов из Барановичей, где уже сформировались целые династии швейников, чтобы людям было на кого равняться и у кого учиться. В результате такого интенсивного производственного обучения значительно увеличилась производительность труда: 35 человек делали тот же объем работы, что до этого 70.

Сейчас в компании работают 45 сотрудников. «Супермайк» готов трудоустроить еще 20, но найти специалистов проблематично. Фирма по-прежнему готова обучать швей, несмотря на сопутствующие издержки. Требования к их квалификации очень высокие. Иван Набешко отмечает: предприятию приходится работать по стандартам известных производителей. До сентября прошлого года «Супермайк» сотрудничал с известным российским брендом одежды «Твое». Ежемесячно в Смоленск из Ганцевичей отправляли около 45 тысяч единиц трикотажных изделий:

— В сентябре на фабрике «Твое» в России случился пожар, и мы перестали получать давальческое сырье. Из-за этого форсмажора пришлось искать новых партнеров. Благодаря содействию Ганцевичского райисполкома мы наладили сотрудничество с Mark Formelle, а сейчас в число наших партнеров входит и другой известный производитель трикотажных изделий — «Світанак». Планов у нас много, а все трудности, уверен, временные.

p.losich@gmail.com

Почему экономически развитый город оказался регионом со сложной ситуацией на рынке труда, и как безработным там помогают найти место по душе

Лида — второй по величине город в области. Численность населения впервые за долгие годы превысила стотысячный рубеж. Почему самый промышленно развитый регион Гродненщины никак не может избавиться от звания самого сложного с точки зрения безработицы? Ответ на этот вопрос искала корреспондент «Рэспублікі».

Зарплатный момент

Город Лида расположен как раз на полпути между Гродно и Минском. На заработки за границу отсюда едут немногие. Здесь хватает стабильно работающих промышленных предприятий. Район интересен и для инвестора. Только в прошлом году за счет открытия новых производств создано более 500 рабочих мест. В центре города на первых этажах зданий можно увидеть немало частных фирм — парикмахерских, фотоателье, бутиков.

О чем же на самом деле говорят цифры, ставящие район в колонку лидеров страны по количеству безработных? В начале января там зарегистрировано 498 безработных. К середине марта их стало 456. Или 0,8 процента от экономически активного населения. При этом большинство неработающих, а если точнее 395 человек — это горожане.

Помощь в поиске работы можно получить в местном центре занятости. Именно сюда обратилась Виктория Карлюк. Многодетная мама в свое время отучилась на экономиста. По специальности не работала: семья, дети. Сейчас младшей дочке 5 лет, среднему сыну — 7, старшему — 10.

Виктория Карлюк ничуть не жалеет, что переучилась на повара. 

— После выхода из декрета встал вопрос трудоустройства, — вспоминает Вика. — Без опыта никуда не брали. Поэтому обратилась в центр занятости. Там предложили переучиться на парикмахера, повара или штукатура. Выбрала повара, потому что готовить люблю. Училась полгода в ПТУ. После окончания курсов предложили работу в детском саду. Работаю уже почти полгода. Все устраивает. Только вот зарплата небольшая — 250 рублей.

Куда пристроить грузчика без прав?

Начальник управления по труду, занятости и социальной защите Лидского райисполкома Андрей Мимиш подчеркивает, что переучивание безработных — это лишь одна из составляющих проделанной работы:

Андрей Мимиш. 
— В прошлом году многие этим спекулировали. Но мы не можем отказать человеку, если он не работает и хочет получить новую профессию. Единицы из тех, кого мы переучили за государственный счет, обратились к нам за трудоустройством. В Лиде много предприятий. Но на большинстве из них установлено новейшее оборудование. А к нам приходят трудоустраиваться люди с базовым или средним образованием, не имеющие профессиональных навыков. В данных реалиях даже многие рабочие профессии перестают существовать. К примеру, на предприятие требуется грузчик с правами автопогрузчика или удостоверением стропальщика. Получается, та категория работников, которая раньше работала простыми грузчиками, ныне попросту не востребована. Их можно устроить только на оплачиваемые общественные работы. Но здесь наблюдается ярко выраженная сезонность.

По статистике, на рынке имеются 623 вакансии, 411 из которых относятся к категории рабочих. Напряженность на рынке труда (количество безработных на одну вакансию) по сравнению с началом года снизилась — с 0,9 до 0,7 процента.

Кто же нужен Лидскому району? В этом плане он неоригинален. Как и во многих других регионах, здесь требуются высококвалифицированные специалисты: средний медперсонал, ветврачи, агрономы, водители, трактористы, токари, доярки, электрогазосварщики. Хватает в этом списке и руководящих должностей, вплоть до директоров новых предприятий.

Для контраста нарисуем социально-демографический портрет безработного лидчанина. Здесь тоже ничего исключительного: это 42-летний мужчина, имеющий среднее специальное образование, длительно неработающий. В ряде случаев имеющий проблемы со здоровьем на фоне злоупотребления спиртными напитками. В справке от нарколога четко прописано: запрещены подъемы тяжести, наклоны, работа на высоте. Какому работодателю нужны такие работники? Вопрос сложный.

Бизнес или переселение

Много ли среди безработных желающих взять свою судьбу в собственные руки?

— Как правило, мы всегда сами предлагаем людям обратить внимание на возможность получения безналичной субсидии для открытия собственного дела, — говорит Андрей Мимиш. — Безусловно, не всем. Смотрим на человека, оцениваем его возможности с учетом образования, возраста, наличия предпринимательской жилки, его собственных пожеланий. Помогаем написать бизнес-план. Некоторые, кстати, спотыкаются уже на этом этапе. Приходил вот недавно кузнец, который при подготовке этого документа просчитал, что работать в этой сфере на себя ему будет невыгодно, и вовсе отказался от затеи. А всего за прошлый год из 47 жителей Лиды, которые обратились к нам за получением субсидии, ее получил только 21 человек. С начала нынешнего года в наличии уже есть пять подготовленных бизнес-планов. Чаще всего люди открывают небольшое дело в сфере услуг. Бывают и плохие прецеденты: недобросовестные граждане, которые получают деньги, покупают инструменты и перепродают их с целью наживы.

Многим ли удается держаться на плаву? Судя по тому, что в Лиде зарегистрировано более 5 тыс. ИП, в этой сфере не все так плохо. Многие работают в розничной торговле, оказывают услуги по ремонту одежды, автомобилей, открывают точки общепита, заняты в сфере развлечений. Андрей Мимиш предлагает пообщаться с новоиспеченным директором салона красоты.

Мария Емельянова много лет работала парикмахером и решила, что пришло время создать свое дело:

— Обратилась в центр занятости за помощью. Написала бизнес-план. Для этого ходила на курсы ИП. До этого долгое время подыскивала помещение. Реально начала работать только через полгода после того, как зарегистрировалась. Много времени заняли ремонт, всевозможные согласования. Помогла поддержка родителей. Решающим шагом стал тот факт, что сын отучился на парикмахера. Он берет на себя мужскую половину клиентов, я отвечаю за прически наших милых дам.

Хозяйка салона красоты Мария Емельянова конкуренции не боится.

Лидчанка настроена очень решительно. Полученные в центре занятости деньги в основном потратила на ремонт. А еще приобрела огнетушитель, зеркала, кассовый аппарат, шкафчики, тумбы в туалетную комнату, различные инструменты. Помощь неплохая. В полную силу салон красоты работает всего два месяца. Парикмахерских в Лиде много, но конкуренции Мария не боится.

Вакансии в Лиде можно присмотреть на сайте bizlida.by. Многие работодатели сами подбирают себе работников. Желающие трудиться не обделены наличием информации. Вывод из вышесказанного прост: кто хочет работать, тот найдет работу.

tanula.k@mail.ru

Фото автора

КОМПЕТЕНТНО

Олег ТОКУН, начальник управления политики занятости Минтруда и социальной защиты:

— В перечень территорий с напряженной ситуацией на рынке труда в этом году вошли 6 городов и 42 района страны. Проблемные города и районы определялись на основании административных данных, ведомственной отчетности и официальной статистической информации. Рейтинг населенных пунктов формировался исходя из многих показателей, характеризующих рынок труда. Учитывались уровень зарегистрированной безработицы, число безработных, которые ищут работу более 12 месяцев, а также отношение численности безработных к количеству вакансий и отношение числа принятых работников к числу уволенных.

Но немалую долю при подсчете рейтинга занимают ситуация движения рабочей силы, прием и увольнение работников, наличие вынужденной неполной занятости. То есть доля работников организаций, которые работали в режиме вынужденной неполной занятости или находились в целодневном простое. И если в список попали крупные города, например Бобруйск или Витебск, это означает, что предприятия в них работают неритмично — с простоями или с увольнениями, превышающими количество набранных работников. То есть в городе могут возникнуть проблемы с трудоустройством. И это сигнал местным органам власти. Если населенный пункт или район попал в перечень, то нужно искать причину. И соответственно реагировать на ситуацию.

В списке — 6 городов. Самый проблемный из них — Новополоцк. Причины — вынужденная неполная занятость и соотношение принятых работников к уволенным. В режиме неполной занятости в прошлом году работали 10,6 процента от списочной численности работников, а с предприятий людей увольняли чаще на 16,2 процента, чем принимали. Кроме того, в течение года и больше не смогли найти работу 6,5 процента безработных от всех официально зарегистрированных в Новополоцке.

На втором месте — Барановичи. Каждый десятый работник вынужденно работал неполную неделю. Больше 10 процентов сталкивались с целодневными простоями. Это высокий показатель. В Бресте, например, он составил 1,1 процента, в Витебске — 3,8. Кстати, Витебск на третьем месте. За ним в списке идут Бобруйск, Брест, Пинск.

Что касается районов, то самый проблемный — Лоевский. Уровень зарегистрированной безработицы там 0,7 процента. При этом 9,1 процента от всех безработных больше года не могут найти работу, а 6,7 процента от списочной численности работников трудились в режиме вынужденной неполной занятости. Вторым «безработным» районом (к слову, довольно продолжительное время) стал Молодечненский. Идем дальше по списку. Оршанский, Поставский, Лидский, Жлобинский, Полоцкий, Слуцкий, Кобринский, Лунинецкий и Миорский. Хотя в последнем уровень зарегистрированной безработицы составлял на начало этого года 0,2 процента от экономически активного населения. Хуже всего ситуация с вынужденной неполной занятостью в Шарковщинском, Добрушском и Оршанском районах.

Перечень напряженных территорий составлен по результатам 2017 года, и утверждаться он будет ежегодно. Впрочем, ситуация на рынке труда меняется едва ли не каждый месяц.

Сегодня, например, проще всего найти работу на предприятиях Гомельского, Могилевского, Ветковского, Шкловского, Жабинковского, Кормянского, Стародорожского, Островецкого и Ельского районов.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter