Изобретатель языка
Герман снял всего шесть картин («Седьмой спутник» — совместно с Григорием Ароновым), но при этом каждая становилась событием в кинематографическом мире и влияла на развитие киноискусства. Он изобретал собственный киноязык, в котором сочетались подлинность атмосферы, внимание к деталям и уникальные актерские работы. Алексей Юрьевич как никто умел воссоздавать на экране дух времени и эпохи.Родился Алексей Герман в 1938 году в Ленинграде в семье известного писателя Юрия Германа. Хотел поступать в медицинский институт, но по совету отца пошел в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК) (мастерская Григория Козинцева, руководитель курса — Александр Музиль), который окончил в 1960-м. Два года работал в Смоленском драматическом театре, а с 1961 по 1964 год — в Ленинградском Большом драматическом театре у Георгия Товстоногова.
В тени мастера
«Георгий Александрович мне доверял, — вспоминал Герман. — Я даже был сопостановщиком на «Поднятой целине». Там играли Лавров, Луспекаев, Доронина… Тем не менее я ушел от Товстоногова, хотя он полтора часа меня уговаривал остаться. Но у меня хватило ума понять, что я рискую стать его «клоном». И тогда я погибну как режиссер. Короче, я ушел из театра в кино. Работал на картине «Рабочий поселок» у замечательного человека и режиссера Владимира Яковлевича Венгерова».На киностудии «Ленфильм» Герман стал работать вторым режиссером с 1964 года. В качестве постановщика впервые выступил в фильме «Седьмой спутник», снятом в 1967-м вместе с Григорием Ароновым по повести Бориса Лавренева. А в 1968-м решил приступить к экранизации повести братьев Стругацких «Трудно быть богом» — спустя четыре года после выхода книги. Но тогда по разным причинам не сложилось.
«Трудно быть богом».
Проверка характера
В 1971 году поставил свой первый самостоятельный фильм «Проверка на дорогах». В основу сценария Эдуарда Володарского была положена повесть Юрия Германа «Операция «С Новым годом!». Картина пролежала на полке 15 лет и вышла на экран только во время перестройки. Тогда в профессии Алексей Герман остался благодаря помощи Георгия Товстоногова, Григория Козинцева и Константина Симонова, предложившего ему экранизировать собственную повесть «Двадцать дней без войны» из цикла «Из записок Лопатина».
«Проверка на дорогах». |
«Двадцать дней без войны». |
Модернизм, хаос, абсурд
В 1990-е Алексей Герман снял предельно необычную картину «Хрусталев, машину!», обострив свою и без того непростую режиссерскую манеру. Фильм, как утверждал сам режиссер, был посвящен его семье, почти у каждого из персонажей — свой прототип. Сценарий Герман написал вместе с супругой Светланой Кармалитой. В ленте много слоев, недосказанностей, намеков. Модернизм, хаос, абсурд переплетаются в забористый коктейль на грани, а порой и за гранью логики, превращаясь в сюрреалистическую притчу. В 1998-м эту работу неоднозначно приняли на Каннском кинофестивале, но позже его руководство извинилось перед режиссером за недопонимание.Одну из ролей в этой картине исполнил заслуженный артист Беларуси актер театра им. М. Горького Иван Мацкевич, который вспоминал в нашей беседе: «Режиссеры вообще почти все диктаторы. И Герман не исключение. Но он добивается результата от актеров, от оператора, от художника — от всей съемочной группы. Я даже не думал, что мне посчастливится с ним работать. Ему нужен был двойник главного героя, которого играл Юрий Цурило. Такого цыганистого типа мужик, два метра ростом. Нужно было, чтобы, когда он уходит из кадра, оставался двойник и никто ничего не понимал… Съемки у Германа были очень интересными, но очень трудными. Один эпизод он снимал месяц. И весь месяц нужно было повторять одно и то же, быть все время в материале, и это, мягко говоря, немножко утомляло. Сейчас все стремятся снять быстрее и проще. Я пять лет ездил на съемки и еще бы десять ездил, потому что это великий мастер. На площадке дисциплина была железная, не дай бог, что-то нарушишь, опоздаешь или как-то не так себя поведешь…»
Еще одна ипостась таланта Алексея Германа: как актер он сыграл в картинах «Рафферти» Семена Арановича, «Канувшее время» Соломона Шустера, «Замок» Алексея Балабанова, «Мания Жизели» и других.
Нестандартный детектив
Драма «Мой друг Иван Лапшин» тоже снималась по мотивам повести Юрия Германа. Работа над картиной завершилась в 1982-м, но и ее путь на экраны задержался на несколько лет. События в ней разворачиваются в 1930-е. Главный герой — начальник уголовного розыска города Унчанска Иван Лапшин. Но его подвиги и работа по поимке преступников фактически до самой кульминации оказываются глубоко на периферии повествования. В центре же — повседневные хлопоты и заботы, история неразделенной любви к провинциальной актрисе в исполнении Нины Руслановой. Еще один участник любовного треугольника — журналист Ханин, которого сыграл Андрей Миронов.«Мой друг Иван Лапшин».
Фильм приняли не сразу. Однако позже Герман получил за него призы и премии на кинофестивалях в Локарно и Роттердаме, а также Государственную премию России имени братьев Васильевых.
Творческое завещание
Еще один долгострой Германа — фантастическая притча «Трудно быть богом». Работа над фильмом продолжалась около 14 лет и была завершена уже после смерти режиссера, покинувшего этот мир 21 февраля 2013 года, женой и соавтором сценария Светланой Кармалитой и сыном Алексеем. Впервые картину показали на Римском кинофестивале в том же году. Главную роль в ней исполнил актер Леонид Ярмольник. «Часто задают вопрос: почему так долго снимали? Ведь у вас все было: и специалисты, и группа, и даже деньги были, хоть и с небольшими перебоями. Так вот, эта медлительность была обусловлена только скрупулезностью Германа, его желанием сделать именно то, что он хочет», — объясняет актер.pepel@sb.by