Если популярность Жировичам и Сынковичам принесли храмы и святые места, то почему маленькая слонимская деревня Кракотка названа Великой?
ГОВОРЯТ, пути Господни неисповедимы. Практически в последний момент я открыла страничку с информацией о паломничествах минского Свято-Елисаветинского монастыря, где предлагалась поездка в Сынковичи и Жировичи, а также Великую Кракотку. Многие слышали о храме оборонного типа в Сынковичах, вот уже пять веков стоящем в чистом поле назло врагам, и о чудодейственных жировичских источниках, иконе Божией Матери. А вот деревня Великая Кракотка, где осталось не более 70 дворов, но при этом есть три (!) действующих храма, оказалась для меня настоящим открытием…
ВЫЕЗЖАЕМ ранним утром. Сестра Фотиния — руководитель нашей маленькой группы из примерно десяти женщин — предлагает прочитать утреннее молитвенное правило. Почти все участницы поездки еще в микроавтобусе повязывают платки на голову. По дороге слушаем акафист святому Николаю и проповеди священника.
В Сынковичах спешим в церковь Святого Михаила, где дважды в месяц проходят служба и молебен у чудотворной иконы Божией Матери «Всецарица». Существует легенда, что церковь основал великий князь Витовт в благодарность за то, что местные леса спасли его от погони Ягайло. Просторный храм в этот субботний день был заполнен полностью, большинство паломников ждали очереди на исповедь. Люди верят, что небесная заступница поможет им исцелиться от болезней, поэтому даже больные терпеливо стоят в течение четырех часов, пока длится служба.
А после самые смелые паломники отправились к местному роднику с освященной водой. Рядом с ним оборудована купальня. В купель принято заходить с молитвой и трижды погружаться в ледяную воду. Сначала идет группа мужчин, потом женщин. Пока другие раздеваются, спешу скорее спуститься по ступенькам вниз… От пронзительного холода, кажется, можно задохнуться, однако, выбравшись из купели, чувствуешь себя совсем другим человеком.
СЛЕДУЮЩИЙ пункт паломничества — деревня Великая Кракотка. Оба конца этого населенного пункта венчают православные храмы: Рождества Пресвятой Богородицы и Усекновения главы Иоанна Предтечи. Здесь также есть свой чудодейственный источник, неподалеку от реки Иорданки. Понятно: в Израиле большой Иордан, а у нас — свой, маленький. Неудивительно, что источник освящен в честь Иоанна Крестителя. Сейчас нет другой такой маленькой деревни, где бы в одном из ее храмов каждый день совершалась Божественная литургия. Поэтому она вполне оправдывает свое древнее название — Великая, объясняет руководитель паломнического отдела Свято-Зосимо-Савватиевского Велико-Кракотского мужского монастыря Раиса Клесова. В этом селе с недавнего времени живет епископ Дятловский Петр, который также участвует в богослужениях.
Великую Кракотку писатель Владимир Короткевич назвал слонимской Швейцарией. В свое время здесь побывали многие известные белорусские прозаики и поэты, а в местной библиотеке, существовавшей до 2009 года, было немало книг с автографами именитых гостей. А все потому, что именно здесь, в Великой Кракотке, еще 18 октября 1927 года была открыта первая в нашей стране национальная библиотека, получившая при жизни нашего классика – Янки Купалы – его имя. Из-за того, что читателей стало намного меньше, драгоценный фонд передали в библиотеку центральной усадьбы агрогородка Селявичи.
Мы поднимаемся по ступенькам к храму Рождества Пресвятой Богородицы. Вид зачаровывает миром и спокойствием. Церковь из бутового камня на высоком холме рядом с кладбищем под руководством немецких мастеров местные крестьяне начали строить в 1883 году. Чем-то она напоминала протестантскую кирху. Однако шли годы, начались гонения на церковь. Храм Рождества Пресвятой Богородицы был закрыт в 1961 году решением Слонимского райисполкома как ветхий и восстановлению не подлежащий. Долгое время — 30 лет — не действовал. Местным жителям лишь чудом удалось спасти некоторые святыни. Восстановлена церковь в 1991 году под руководством настоятеля — протоиерея отца Александра (Боровских).
В 2002 году соседствующее с храмом здание бывшей школы стала обустраивать братия Свято-Успенской Жировичской обители, разместив в нем свой скит. В 2005-м нынешний наместник монастыря иеромонах Михей совершил паломничество в Соловецкий монастырь. В скит он привез частицы святых мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа — основателей знаменитой российской обители. 4 июля 2005 года здесь был освящен домовой храм в честь Соловецких чудотворцев. А в 2009-м у Соловецкого монастыря появился своеобразный «младший брат» в нашей стране, когда было принято решение преобразовать скит в самостоятельную обитель. Сейчас в одном из самых молодых монастырей республики постоянно подвизаются пять—восемь монахов. Неся молитвенный подвиг, они также занимаются пчеловодством, арендуют водоем и разводят рыбу, трудятся на огородах и в саду. В столярной мастерской выполняют заказы на резные аналои и киоты для храмов Беларуси и России. Кстати, святые Зосима, Савватий и Герман считаются помощниками пчеловодов, поэтому 14 августа, на Спас, многие из них приезжают сюда освятить плоды своего труда.
Верующие стремятся попасть в этот храм, чтобы увидеть редчайшую икону — список образа Божией Матери «Скоропослушница», созданный с одноименной чудотворной иконы на святой горе Афон монахами Дохиарского монастыря специально для монастыря в Великой Кракотке.
Помолились у чудотворной иконы и мы. Как и в крупные монастыри, миряне могут приехать в Великую Кракотку в качестве паломников или помощников — трудников. Раиса Клесова показала Дом паломника — добротную отремонтированную хату, где можно жить и питаться бесплатно лишь за помощь братьям. Посетили мы и источник Иоанна Крестителя. Говорят, самые смелые, особенно молодежь, трижды обливаются возле него ледяной водой.
В ЖИРОВИЧСКОМ монастыре приложились еще к одной чудотворной иконе, благодаря явлению которой в этих местах и возник монастырь. Чудотворный Образ Жировичской Божией Матери — это небольшой, чуть больше медного пятачка, яшмовый плоский камень с рельефно-выдающимся на нем ликом Богоматери, держащей на левой руке Предвечного Младенца. Легенды говорят, что она спасла множество людей. Вот, к примеру, что произошло с неким Миллером родом из Волковыска. Он проезжал верхом через реку Зельвянку на пароме. Во время переправы испуганная молодая лошадь бросилась в воду в самом водовороте, и Миллера унесло течением. Изнемогая, он закричал: «Мария!». И тотчас же без малейшего ушиба был выброшен на один берег реки, а лошадь — на другой. По приезде в Жировичи он публично пред образом своей избавительницы рассказал о чуде.
Подав записочки о здравии и упокоении и приложившись к иконе, мы отправились в обратный путь. День пролетел как мгновение...
yasko@sb.by