Нечего скрывать
Совершенствование пассажирских перевозок было начато по предложению Главы государства. Как и в других сферах экономики, здесь решили идти в ногу со временем и делать ставку на цифровизацию.В соответствии с Указом Президента № 32 «Об автомобильных перевозках пассажиров» был запущен в работу информационный ресурс «Реестр автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении». Что он собой представляет? Фактически это база данных, где содержатся сведения обо всех компаниях-перевозчиках, транспортных средствах, диспетчерах и водителях. При этом доступ к информации будет не только у профессионалов сферы, но и у простых пассажиров — желание знать, кто оказывает тебе услуги, вполне справедливо и должно быть удовлетворено.
Председатель Ассоциации профессиональных перевозчиков Екатерина Станкевич обратила внимание:
— Реестр создавался не просто так. Деятельность, где используется источник повышенной опасности, требует особого внимания и контроля со стороны компетентных органов. Доказательство тому — сводки новостей, где регулярно появляются сообщения о ДТП с участием автомобилей-такси.
Эксперт уверена, что новые правила — необходимость, которая была вызвана временем:
— Крупнейшая на данный момент компания на белорусском рынке услуг такси пришла к нам всего несколько лет назад и имеет зарубежные корни. Однако вместо того чтобы показать своим примером, что нужно соблюдать законодательство страны, она, наоборот, стала пренебрегать базовыми нормами и правилами. В итоге значительная часть рынка постепенно начала входить в серую зону, где перевозчики и водители злоупотребляли правом во вред интересам как пассажиров и других таксистов, так и государства в целом.
Правила включения в реестр — это не что-то сверхъестественное или трудновыполнимое. Они не ограничивают в правах тех, кто хочет работать честно и открыто.
— К радости многих, в них, например, нет порога по году выпуска автомобиля или по возрасту водителя. Кроме того, абсолютно всем дали возможность бесплатно войти в реестр, — напомнила Екатерина Станкевич. — Попытки некоторых участников рынка развернуть в интернете кампанию против работы реестра выглядели неубедительно. Государство со своей стороны делает для этой сферы немало: за счет бюджета ремонтируются дороги, строятся остановки и создается вся необходимая инфраструктура. Вполне логично, что те, кто этим пользуется, должны соблюдать закон и платить налоги. Поэтому если кто-то и уйдет с рынка такси, то это будут те, кто не хочет работать в правовом поле страны.
Новые правила помогут пресечь и незаконный труд мигрантов.
— Мне не единожды доводилось сталкиваться с ситуацией в Минске, когда водитель такси, вызванного с помощью крупнейшего интернет-агрегатора, буквально не понимал русского языка. Их было невозможно попросить открыть багажник или остановиться в нужном мне месте. Иными словами, качество услуг серьезно хромало, — рассказала Екатерина Станкевич. — Очевидно, мигранты получали визы для труда в других сферах, где действительно не хватает рабочих рук. Но из-за недостаточного контроля за сферой такси устраивались водителями.
Безопасности ради
Регистрация в реестре перевозок пассажиров — отнюдь не формальная процедура. Чтобы пройти ее и продолжать работу на законных основаниях, участникам рынка необходимо выполнить ряд требований. Например, автомобиль-такси должен быть окрашен в желтый цвет или иметь по всей длине на боковых поверхностях полосу желтого цвета. В машине обязательно использование средств видеонаблюдения: как за дорогой, так и в салоне.Особое внимание — к водителям. В базу данных они попадают по удостоверению, стажу, документам по обучению в качестве водителя такси и о прохождении курсов повышения квалификации. Последний пункт, к слову, вызвал жаркие споры в профессиональной среде. Мол, зачем человеку, который всю жизнь работает водителем такси, повышать квалификацию?
— Но это не новое правило, — пояснил первый заместитель начальника Транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций Юрий Костюк. — Водители должны не реже одного раза в пять лет повышать квалификацию — это требование обязательно с 2015 года, однако в массовом порядке не выполнялось.
С появлением реестра нарушать нормы законодательства становится практически невозможно. Водитель не прошел курсы или машина — техосмотр? Зарегистрироваться, а следовательно, и легально работать не выйдет.
— Мы настроены на то, чтобы реестр работал правильно. Его создание обнажило немало проблем. Видим, что часть рынка была в серой зоне. Юридические лица существовали формально, не платили налоги в бюджет, — подчеркнул Юрий Костюк.
Разумные компромиссы найдены
К 20-м числам октября около 50 % транспортных средств и водителей, осуществляющих пассажирские перевозки, были включены в реестр либо подали туда заявки. Как рассказал начальник управления автомобильного и городского транспорта Министерства транспорта и коммуникаций Андрей Гладкий, сдерживающим фактором были определенные ожидания перевозчиков, что на уровне государства примут решения о переносе срока начала работы ресурса или его отмене:— Но послаблений не будет. С 1 ноября реестр начинает работу в полную силу. Своевременно до каждого водителя, диспетчера, компании довели информацию о необходимости внесения данных.
Кроме того, со своей стороны Минтранс реализовал ряд инициатив, которые облегчили процедуры по подготовке к включению в реестр. Например, было сокращено количество учебных часов, дней по программе повышения квалификации водителей категории B. А Правительство пошло навстречу ИП, которые выполняют перевозки автомобилями-такси: им дали послабление в части хранения автомобилей вне охраняемых стоянок и без заключения договоров с иными субъектами. Также предоставили возможность подавать в Транспортную инспекцию взамен свидетельства о повышении квалификации письмо организации, оказывающей такие услуги, или договор на повышение квалификации.
В Транспортной инспекции организована горячая линия, куда любой субъект хозяйствования может обратиться за разъяснениями.
ЦЕНА ВОПРОСА
Усиление контроля за сферой перевозок пассажиров спровоцировало волну слухов о том, что в ближайшее время может вырасти цена на услуги такси.
— Все мы как потребители видели, что в зависимости от спроса, времени суток (при использовании мобильных приложений) происходит повышение тарифов. Но если говорить о повышении цены из-за работы реестра, то мы его не прогнозируем, — поделился Андрей Гладкий.
КРАСНЫЙ СВЕТ ДЛЯ НЕЛЕГАЛОВ
Что важно: с этого года Транспортная инспекция начала применять новые формы и методы контроля за нарушителями. И это дало ощутимый результат. Андрей Гладкий рассказал:
— Можно констатировать, что выполнение нелегальных перевозок пассажиров автобусами фактически сократилось. Если имеются факты, то они единичные.
В этом году Транспортной инспекцией изъято из оборота около 400 транспортных средств, из них примерно 340 — автомобили-такси. Причем изъятие происходит еще до решения судов. Жестко? Скорее справедливо.
В планах ведомства — полностью искоренить работу таксистов-нелегалов, которых в народе называют бомбилами.
КСТАТИ
С августа по октябрь зарегистрироваться в реестре можно было бесплатно, а с 1 ноября — только с оплатой госпошлины. За включение сведений о водителе — 1 базовая величина (40 рублей), о транспортном средстве — 2 базовые, о диспетчере — 100 базовых.
Новые требования распространяются не только на такси, но и на все заказные перевозки. Государственные организации, которые их осуществляют, тоже обязаны быть включены в реестр. Многие промышленные предприятия, крупные логистические центры заказывают транспортные услуги. С 1 ноября они смогут продолжать работу лишь с перевозчиками из реестра. Также в реестр включаются предприятия по обслуживанию свадеб и юбилеев, оказанию ритуальных услуг.
kurak@sb.by